Эффективность налоговых расходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Эффективность налоговых расходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Становление и развитие системы оценки налоговых расходов
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)В свою очередь, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" вслед за Правилами система оценки налоговых расходов была процедурно формализована на всех уровнях бюджетной системы.
(Домбровский Е.А., Кочетков Н.Д.)
("Финансы", 2024, N 4)В свою очередь, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" вслед за Правилами система оценки налоговых расходов была процедурно формализована на всех уровнях бюджетной системы.
Статья: Институт налоговых расходов бюджета в системе реализации социальных функций государства
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Но именно институт инвестиционного налогового кредита обнажает проблему эффективности налоговых расходов бюджета. К принципам эффективности налоговых расходов относят востребованность налоговых льгот налогоплательщиком в течение пятилетнего периода <8>. Раздел 2.1.2 Письма Минфина России от 24 сентября 2019 г. N 15-07-06/73914 "Выдержка из разъяснений по применению положений Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценке налоговых расходов Российской Федерации" демонстрирует порядок и примеры оценки востребованности налоговых расходов.
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2021, N 8)Но именно институт инвестиционного налогового кредита обнажает проблему эффективности налоговых расходов бюджета. К принципам эффективности налоговых расходов относят востребованность налоговых льгот налогоплательщиком в течение пятилетнего периода <8>. Раздел 2.1.2 Письма Минфина России от 24 сентября 2019 г. N 15-07-06/73914 "Выдержка из разъяснений по применению положений Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценки налоговых расходов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439 "Об утверждении Правил формирования перечня налоговых расходов Российской Федерации и оценке налоговых расходов Российской Федерации" демонстрирует порядок и примеры оценки востребованности налоговых расходов.
Нормативные акты
"План деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2024 - 2029 годы"
(утв. Минфином России 18.06.2024)Направление (блок мероприятий) 2.9. Комплексная система учета, анализа и оценки эффективности налоговых расходов
(утв. Минфином России 18.06.2024)Направление (блок мероприятий) 2.9. Комплексная система учета, анализа и оценки эффективности налоговых расходов
Постановление Правительства РФ от 26.08.2014 N 855
(ред. от 23.10.2025)
"О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов"
(вместе с "Положением о Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов")п) рассматривает неурегулированные разногласия по проектам методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации;
(ред. от 23.10.2025)
"О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов"
(вместе с "Положением о Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов")п) рассматривает неурегулированные разногласия по проектам методик оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации;
Статья: Правосубъектность публично-правовых образований в аспекте налогового суверенитета Российского государства
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Одним из наиболее сложных вопросов является определение критериев неэффективной финансовой деятельности по реализации налоговой компетенции публично-правовыми образованиями. Действующее правовое регулирование предусматривает оценку эффективности некоторых составляющих финансовой деятельности публично-правовых образований, например, эффективности налоговых расходов. Под налоговыми расходами понимаются различного рода преференции по обязательным платежам, предоставляемые в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования.
(Садчиков М.Н.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Одним из наиболее сложных вопросов является определение критериев неэффективной финансовой деятельности по реализации налоговой компетенции публично-правовыми образованиями. Действующее правовое регулирование предусматривает оценку эффективности некоторых составляющих финансовой деятельности публично-правовых образований, например, эффективности налоговых расходов. Под налоговыми расходами понимаются различного рода преференции по обязательным платежам, предоставляемые в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования.
Статья: Правовой режим налоговых льгот
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)Фрагментарно вопросы ПР НЛ затрагивались в работах, посвященных льготам и их отдельным видам, поэтому в некоторых из них можно встретить соответствующий термин <33>. Притом что признается множественность налоговых льгот, констатировалась невозможность достижения полной унификации правового регулирования налоговых льгот, т.е. установления единого для них правового режима <34>. Этот тезис может быть поддержан исходя из многообразия целей установления льгот, видов налогов и элементов юридической конструкции, на изменение которых направлено их действие. В связи с этим унификация ПР НЛ может иметь только рамочный характер, что и наблюдалось в отечественной правовой системе на протяжении последних десятилетий. Однако потребность в систематизации и упорядочении, повышении социального и бюджетного эффекта от применения налоговых льгот продолжает ощущаться, даже несмотря на появившийся недавно институт оценки эффективности налоговых расходов. Таким образом, системные исследования ПР НЛ в правовой науке отсутствуют, и продолжает сохраняться его "концептуальная неоформленность" <35>.
(Журавлева О.О.)
("Журнал российского права", 2021, N 1)Фрагментарно вопросы ПР НЛ затрагивались в работах, посвященных льготам и их отдельным видам, поэтому в некоторых из них можно встретить соответствующий термин <33>. Притом что признается множественность налоговых льгот, констатировалась невозможность достижения полной унификации правового регулирования налоговых льгот, т.е. установления единого для них правового режима <34>. Этот тезис может быть поддержан исходя из многообразия целей установления льгот, видов налогов и элементов юридической конструкции, на изменение которых направлено их действие. В связи с этим унификация ПР НЛ может иметь только рамочный характер, что и наблюдалось в отечественной правовой системе на протяжении последних десятилетий. Однако потребность в систематизации и упорядочении, повышении социального и бюджетного эффекта от применения налоговых льгот продолжает ощущаться, даже несмотря на появившийся недавно институт оценки эффективности налоговых расходов. Таким образом, системные исследования ПР НЛ в правовой науке отсутствуют, и продолжает сохраняться его "концептуальная неоформленность" <35>.
Статья: Актуальные вопросы налогообложения минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)Такая зависимость устанавливает целевой характер льготы, однако этого недостаточно для оценки эффективности налоговых расходов, методика которой для НДПИ до сих пор не разработана. Одним из элементов такой методики должна быть открытость информационных ресурсов тех компаний, которые пользуются налоговыми льготами, а именно размещение на официальных интернет-сайтах общедоступной информации о сумме налоговых расходов государства по поддержке этого недропользователя в форме налогового вычета или иной льготы и о достигнутых результатах использования налогоплательщиками этой государственной субсидии.
(Юмаев М.М.)
("Финансы", 2023, N 1)Такая зависимость устанавливает целевой характер льготы, однако этого недостаточно для оценки эффективности налоговых расходов, методика которой для НДПИ до сих пор не разработана. Одним из элементов такой методики должна быть открытость информационных ресурсов тех компаний, которые пользуются налоговыми льготами, а именно размещение на официальных интернет-сайтах общедоступной информации о сумме налоговых расходов государства по поддержке этого недропользователя в форме налогового вычета или иной льготы и о достигнутых результатах использования налогоплательщиками этой государственной субсидии.
Статья: Основные направления финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Ранее полномочие регионов снижать налог на прибыль на 4,5% было основным способом инвестиционного стимулирования в России. Однако соображения обеспечения эффективности налоговых расходов наряду с различиями в правовом регулировании субъектов Российской Федерации привели к ограничению региональных полномочий по регламентации ставок налога на прибыль.
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Ранее полномочие регионов снижать налог на прибыль на 4,5% было основным способом инвестиционного стимулирования в России. Однако соображения обеспечения эффективности налоговых расходов наряду с различиями в правовом регулировании субъектов Российской Федерации привели к ограничению региональных полномочий по регламентации ставок налога на прибыль.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Суд принял решение в пользу налогоплательщика, указав, что фактически инспекция ставит под сомнение экономическую целесообразность сделок общества со спорными контрагентами, в то время как налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. "При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате" (Постановление АС Поволжского округа от 20.03.2015 N Ф06-20334/2013).
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Суд принял решение в пользу налогоплательщика, указав, что фактически инспекция ставит под сомнение экономическую целесообразность сделок общества со спорными контрагентами, в то время как налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. "При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате" (Постановление АС Поволжского округа от 20.03.2015 N Ф06-20334/2013).
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<4> Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ налогового потенциала консолидированных бюджетов отдельных дотационных регионов РФ, в том числе осуществление мероприятий по оценке эффективности налоговых расходов в 2018 - 2020 годах и истекшем периоде 2021 года". URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/23a/q40y0o102xn8uu01olazlxjfmhnjm3vd.pdf (дата обращения: 18.12.2024).
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)<4> Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ налогового потенциала консолидированных бюджетов отдельных дотационных регионов РФ, в том числе осуществление мероприятий по оценке эффективности налоговых расходов в 2018 - 2020 годах и истекшем периоде 2021 года". URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/23a/q40y0o102xn8uu01olazlxjfmhnjm3vd.pdf (дата обращения: 18.12.2024).
Статья: Принципы государственного финансового стимулирования
(Нигметзянов А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Принцип эффективности логично рассматривать с двух сторон: во-первых, как принцип, лежащий в основе обоснованности предоставления стимулирующих мер; во-вторых, как принцип оценки эффективности деятельности органов (должностных лиц) государственной и муниципальной властей в целях стимулирования и поощрения соответствующих публичных образований <12>. Оценка эффективности налоговых расходов также применяется для определения целесообразности предоставления налоговых льгот, освобождений и преференций в целях определения их востребованности и соответствия налоговых расходов целям государственных программ <13>. Однако в РФ отсутствует единая система оценки эффективности как результатов финансового стимулирования, так и деятельности, подлежащей оценке в целях финансового стимулирования, в связи с чем назрела необходимость разработки унифицированной системы оценки эффективности.
(Нигметзянов А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)Принцип эффективности логично рассматривать с двух сторон: во-первых, как принцип, лежащий в основе обоснованности предоставления стимулирующих мер; во-вторых, как принцип оценки эффективности деятельности органов (должностных лиц) государственной и муниципальной властей в целях стимулирования и поощрения соответствующих публичных образований <12>. Оценка эффективности налоговых расходов также применяется для определения целесообразности предоставления налоговых льгот, освобождений и преференций в целях определения их востребованности и соответствия налоговых расходов целям государственных программ <13>. Однако в РФ отсутствует единая система оценки эффективности как результатов финансового стимулирования, так и деятельности, подлежащей оценке в целях финансового стимулирования, в связи с чем назрела необходимость разработки унифицированной системы оценки эффективности.