Извещение о начале строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Извещение о начале строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Административные правонарушения в промышленности и строительстве: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение порядка строительства, реконструкции или капремонта объекта капстроительства
(КонсультантПлюс, 2025)2. Если Организация (ИП) опровергает вменяемое нарушение сроков направления извещения о начале строительства (реконструкции) объектов капитального строительства или неуведомление о сроках завершения работ, которые подлежат проверке (ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)2. Если Организация (ИП) опровергает вменяемое нарушение сроков направления извещения о начале строительства (реконструкции) объектов капитального строительства или неуведомление о сроках завершения работ, которые подлежат проверке (ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ):
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54 "Государственный строительный надзор" Градостроительного кодекса РФ"По смыслу частей 14, 15, 16 статьи 54 ГрК РФ процедура государственного строительного надзора начинается с извещения о начале строительства и заканчивается выдачей заключения о соответствии построенного объекта, из чего следует, что государственный строительный надзор имеет определенные рамки, а именно период фактического строительства (реконструкции), также он ограничен соответствующим предметом надзора."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Строительство: бухгалтерский и налоговый учет"
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)14) извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2025)14) извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
Готовое решение: Что такое реконструкция объектов капитального строительства и какие этапы может включать ее проведение
(КонсультантПлюс, 2025)- направить извещение о начале проведения работ в органы государственного строительного надзора не позднее чем за семь рабочих дней до начала реконструкции, если проводилась экспертиза проектной документации (кроме установленных случаев). Если при реконструкции предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), извещение нужно направить в орган федерального государственного экологического надзора. В установленных Правительством РФ случаях документы (их копии или содержащиеся в них сведения), прилагаемые к извещению, нужно представить в форме информационной модели (п. 3 ч. 6 ст. 5.2, ч. 5, 5.3 ст. 52, п. 2 ч. 1 ст. 54 ГрК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)- направить извещение о начале проведения работ в органы государственного строительного надзора не позднее чем за семь рабочих дней до начала реконструкции, если проводилась экспертиза проектной документации (кроме установленных случаев). Если при реконструкции предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), извещение нужно направить в орган федерального государственного экологического надзора. В установленных Правительством РФ случаях документы (их копии или содержащиеся в них сведения), прилагаемые к извещению, нужно представить в форме информационной модели (п. 3 ч. 6 ст. 5.2, ч. 5, 5.3 ст. 52, п. 2 ч. 1 ст. 54 ГрК РФ);
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора), а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
(ред. от 31.07.2025)5. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или технический заказчик заблаговременно, но не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган субъекта Российской Федерации или Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (далее также - органы государственного строительного надзора), а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:
Готовое решение: Что такое реконструкция здания и как ее провести
(КонсультантПлюс, 2025)направить не позднее чем за семь рабочих дней до начала реконструкции извещение о начале работ и необходимые документы в органы государственного строительного надзора, если проводилась экспертиза проектной документации (кроме установленных случаев). Если при реконструкции предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), извещение нужно направить в орган федерального государственного экологического контроля (надзора). В установленных Правительством РФ случаях документы (их копии или содержащиеся в них сведения), прилагаемые к извещению, нужно представить в форме информационной модели (ч. 5, 5.3 ст. 52, п. 2 ч. 1 ст. 54 ГрК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)направить не позднее чем за семь рабочих дней до начала реконструкции извещение о начале работ и необходимые документы в органы государственного строительного надзора, если проводилась экспертиза проектной документации (кроме установленных случаев). Если при реконструкции предусмотрен федеральный государственный экологический контроль (надзор), извещение нужно направить в орган федерального государственного экологического контроля (надзора). В установленных Правительством РФ случаях документы (их копии или содержащиеся в них сведения), прилагаемые к извещению, нужно представить в форме информационной модели (ч. 5, 5.3 ст. 52, п. 2 ч. 1 ст. 54 ГрК РФ).
Статья: К вопросу об обеспечении исполнения застройщиком-банкротом обязательств по договору участия в долевом строительстве неустойкой и сроке исковой давности по требованию о неустойке
(Рогова Ю.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)Следует сказать, что существует отдельный и, как нам представляется, очень важный аспект рассматриваемых правоотношений, который касается вопроса извещения участников строительства о начале процедуры банкротства и возможности предъявления требований участников строительства в арбитражный суд.
(Рогова Ю.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2021, N 4)Следует сказать, что существует отдельный и, как нам представляется, очень важный аспект рассматриваемых правоотношений, который касается вопроса извещения участников строительства о начале процедуры банкротства и возможности предъявления требований участников строительства в арбитражный суд.
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 - 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 - 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 - 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 - 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, в случае проведения государственной экспертизы проектной документации соответствующей автомобильной дороги органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением и направления в соответствии с п. 5 ст. 52 ГрК РФ извещения о начале работ по строительству, реконструкции соответствующей автомобильной дороги после дня вступления в силу настоящего Постановления.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<3> Федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, в случае проведения государственной экспертизы проектной документации соответствующей автомобильной дороги органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением и направления в соответствии с п. 5 ст. 52 ГрК РФ извещения о начале работ по строительству, реконструкции соответствующей автомобильной дороги после дня вступления в силу настоящего Постановления.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исключение составляют случаи, определенные Правительством Российской Федерации. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1950 "Об определении случаев, при которых федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации". В нем сказано, что федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, в случае проведения государственной экспертизы проектной документации соответствующей автомобильной дороги органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением и направления в соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ по строительству, реконструкции соответствующей автомобильной дороги после дня вступления в силу настоящего Постановления.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исключение составляют случаи, определенные Правительством Российской Федерации. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ от 16.11.2021 N 1950 "Об определении случаев, при которых федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации". В нем сказано, что федеральный государственный строительный надзор не осуществляется при строительстве, реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе если реконструкция осуществляется только на территории одного субъекта Российской Федерации, в случае проведения государственной экспертизы проектной документации соответствующей автомобильной дороги органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением и направления в соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ по строительству, реконструкции соответствующей автомобильной дороги после дня вступления в силу настоящего Постановления.