Изменения валютного регулирования 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения валютного регулирования 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ основных проблем валютного регулирования и валютного контроля с участием таможенных органов в государствах - членах ЕАЭС
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)С 9 июля 2021 г. будет действовать Закон Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. N 36-З "Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля", который представляет собой обновленную редакцию применявшегося ранее Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле". Трансформация белорусского валютного законодательства связана с завершением процесса либерализации валютной сферы государства, закреплением уже реализованных на практике мер и с фактической отменой существующих ограничений и обременений при проведении валютных операций юридическими и физическими лицами.
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)С 9 июля 2021 г. будет действовать Закон Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. N 36-З "Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля", который представляет собой обновленную редакцию применявшегося ранее Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле". Трансформация белорусского валютного законодательства связана с завершением процесса либерализации валютной сферы государства, закреплением уже реализованных на практике мер и с фактической отменой существующих ограничений и обременений при проведении валютных операций юридическими и физическими лицами.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)161. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)161. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 291-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено регулирование майнинга цифровой валюты (19.08.2024)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Установлено регулирование майнинга цифровой валюты (19.08.2024)
Статья: Принципы регулирования платежных систем как инструмент снижения правового риска их функционирования
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<7> Федеральный закон от 30.12.2020 N 499-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2021. N 1. Ст. 38.
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<7> Федеральный закон от 30.12.2020 N 499-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 8 Федерального закона "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2021. N 1. Ст. 38.
Статья: Невзаимозаменяемые токены: технический аспект работы, ограничения и перспективы развития
(Какаулина М.О., Ильянов Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Что касается Российской Федерации, в начале 2021 г. в России в силу вступил Федеральный закон 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9>, заложивший основу регулирования сферы базовых криптоактивов, таких как биткоин. Следует отметить, что закон в силу новизны данной проблематики не отвечает на вопросы, связанные с налогообложением транзакций с использованием криптоактивов. Однако действующий актив учитывает понятие цифровой валюты и связанные с ним активы - биткоин, Ethereum и многие другие монеты, работающие на блокчейне. Также в Правительстве Российской Федерации обсуждается реализация собственного цифрового рубля, который будет являться альтернативой существующим криптоактивам, но при этом будет дублировать функции фиатных денежных средств национальной валюты. Следует отметить, что закон в принципе не предусматривает такое понятие, как NFT. Таким образом, будущее не только NFT, но и всех криптоактивов и регулирование существующих российских и зарубежных криптобирж остается открытым. Только к началу 2022 г. планируется запустить цифровой рубль в тестовом режиме. Возможно, к этому моменту более детально будут проработаны нормы регулирования, касающиеся допустимых объемов транзакций при помощи цифровых активов, а также их налогообложение для противодействия отмыванию денежных средств и оттока денежных средств из страны. Что касается NFT, то российской правовой практике потребуется еще несколько лет для осознания полезности применения данного актива. В необозримом будущем, возможно, успешные мировые практики помогут России ратифицировать соответствующие документы регулирования этого нового цифрового продукта.
(Какаулина М.О., Ильянов Д.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Что касается Российской Федерации, в начале 2021 г. в России в силу вступил Федеральный закон 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9>, заложивший основу регулирования сферы базовых криптоактивов, таких как биткоин. Следует отметить, что закон в силу новизны данной проблематики не отвечает на вопросы, связанные с налогообложением транзакций с использованием криптоактивов. Однако действующий актив учитывает понятие цифровой валюты и связанные с ним активы - биткоин, Ethereum и многие другие монеты, работающие на блокчейне. Также в Правительстве Российской Федерации обсуждается реализация собственного цифрового рубля, который будет являться альтернативой существующим криптоактивам, но при этом будет дублировать функции фиатных денежных средств национальной валюты. Следует отметить, что закон в принципе не предусматривает такое понятие, как NFT. Таким образом, будущее не только NFT, но и всех криптоактивов и регулирование существующих российских и зарубежных криптобирж остается открытым. Только к началу 2022 г. планируется запустить цифровой рубль в тестовом режиме. Возможно, к этому моменту более детально будут проработаны нормы регулирования, касающиеся допустимых объемов транзакций при помощи цифровых активов, а также их налогообложение для противодействия отмыванию денежных средств и оттока денежных средств из страны. Что касается NFT, то российской правовой практике потребуется еще несколько лет для осознания полезности применения данного актива. В необозримом будущем, возможно, успешные мировые практики помогут России ратифицировать соответствующие документы регулирования этого нового цифрового продукта.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)По общему правилу об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в зарубежных банках следует уведомить налоговые органы не позднее одного месяца со дня соответственно их открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) (ч. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@. Представление уведомлений с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме влечет привлечение к ответственности по ч. 2, 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)По общему правилу об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в зарубежных банках следует уведомить налоговые органы не позднее одного месяца со дня соответственно их открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) (ч. 2 ст. 12 Закона о валютном регулировании). Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@. Представление уведомлений с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме влечет привлечение к ответственности по ч. 2, 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Вопрос: Об НДС при реализации цифровой валюты и определении налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с нею.
(Письмо Минфина России от 22.08.2025 N 03-03-06/2/82194)Отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации, включая ее майнинг, регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ).
(Письмо Минфина России от 22.08.2025 N 03-03-06/2/82194)Отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации, включая ее майнинг, регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 259-ФЗ).
Статья: Цифровые валюты: проблемы правового регулирования
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)В статье анализируются нормы Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающиеся правового регулирования обращения цифровых валют. В работе анализируются легальные определения таких понятий, как "цифровая валюта", "организация выпуска цифровой валюты", "выпуск цифровой валюты", "организация обращения цифровой валюты", отмечаются их недостатки. В работе также выделяются признаки цифровых валют, виды операций с данным финансовым инструментом, очерчивается круг субъектов отношений, возникающих в процессе обращения цифровых валют. В целом необходимо признать, что принятие Закона N 259-ФЗ не привело к созданию полноценной системы правового регулирования обращения цифровых валют, его положения носят фрагментарный и подчас спорный характер. В то же время названный нормативный правовой акт имеет принципиальное значение, поскольку он впервые на законодательном уровне закрепил нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения цифровых валют.
(Ситник А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)В статье анализируются нормы Федерального закона от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающиеся правового регулирования обращения цифровых валют. В работе анализируются легальные определения таких понятий, как "цифровая валюта", "организация выпуска цифровой валюты", "выпуск цифровой валюты", "организация обращения цифровой валюты", отмечаются их недостатки. В работе также выделяются признаки цифровых валют, виды операций с данным финансовым инструментом, очерчивается круг субъектов отношений, возникающих в процессе обращения цифровых валют. В целом необходимо признать, что принятие Закона N 259-ФЗ не привело к созданию полноценной системы правового регулирования обращения цифровых валют, его положения носят фрагментарный и подчас спорный характер. В то же время названный нормативный правовой акт имеет принципиальное значение, поскольку он впервые на законодательном уровне закрепил нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе обращения цифровых валют.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<525> См. дополнения, внесенные в ч. 2 ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле ст. 73 Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)<525> См. дополнения, внесенные в ч. 2 ст. 4 Закона о валютном регулировании и валютном контроле ст. 73 Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Использование криптовалюты для выплаты заработной платы: анализ зарубежного опыта правового регулирования и его применимость в Российской Федерации
(Наретя В.П., Томашевский К.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся использования криптовалюты в качестве официального средства оплаты труда. Несмотря на принятие в 2020 г. Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", создавшего правовую основу для регулирования криптовалютного рынка в России, вопрос о легализации криптовалюты для выплаты ее в качестве заработной платы остается актуальным и до конца не решенным. Основная цель данного исследования заключается в комплексном анализе зарубежного опыта, в частности таких стран, как Аргентина, Канада, Объединенные Арабские Эмираты, США и Япония, где криптовалюта уже внедрена в систему расчетов с работниками. В заключение подчеркивается возможность учета зарубежного опыта использования "криптозарплат" при совершенствовании российского трудового законодательства.
(Наретя В.П., Томашевский К.Л.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)В настоящей статье рассматриваются вопросы, касающиеся использования криптовалюты в качестве официального средства оплаты труда. Несмотря на принятие в 2020 г. Федерального закона "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", создавшего правовую основу для регулирования криптовалютного рынка в России, вопрос о легализации криптовалюты для выплаты ее в качестве заработной платы остается актуальным и до конца не решенным. Основная цель данного исследования заключается в комплексном анализе зарубежного опыта, в частности таких стран, как Аргентина, Канада, Объединенные Арабские Эмираты, США и Япония, где криптовалюта уже внедрена в систему расчетов с работниками. В заключение подчеркивается возможность учета зарубежного опыта использования "криптозарплат" при совершенствовании российского трудового законодательства.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)<4> См.: Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Закона Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. N 36-З "Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля"). URL: https://pravo.by/upload/docs/op/H12000036_1594155600.pdf; Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 12 февраля 2021 г. N 37 "О регистрации резидентами валютных договоров". URL: https://www.nbrb.by/bv/arch/suppl_119.pdf.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)<4> См.: Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. Закона Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. N 36-З "Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля"). URL: https://pravo.by/upload/docs/op/H12000036_1594155600.pdf; Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 12 февраля 2021 г. N 37 "О регистрации резидентами валютных договоров". URL: https://www.nbrb.by/bv/arch/suppl_119.pdf.
Статья: Проблемы квалификации коррупционных преступлений при использовании цифровой валюты в качестве взятки
(Гринько С.Д.)
("Юрист", 2022, N 6)В Российской Федерации правовое регулирование обращения криптовалюты установлено Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В п. 3 ст. 1 этого Закона дается понятие "цифровая валюта", которой является совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, предлагаемых или принятых, как средства платежа, не являющихся денежной единицей России и иностранных государств, международной расчетной единицей.
(Гринько С.Д.)
("Юрист", 2022, N 6)В Российской Федерации правовое регулирование обращения криптовалюты установлено Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В п. 3 ст. 1 этого Закона дается понятие "цифровая валюта", которой является совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, предлагаемых или принятых, как средства платежа, не являющихся денежной единицей России и иностранных государств, международной расчетной единицей.
Статья: Понятия цифровой валюты и криптовалюты, их отличия
(Гейкина И.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 7)Отношения, возникающие при гражданском обороте цифровой валюты, в Российской Федерации на сегодняшний день регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА).
(Гейкина И.В.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 7)Отношения, возникающие при гражданском обороте цифровой валюты, в Российской Федерации на сегодняшний день регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА).