Изменения в закупках 2023
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в закупках 2023 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Внесение изменений в независимую (банковскую) гарантию по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды указали, что из протокола признания общества уклонившимся следует, что вышеуказанная независимая гарантия от 23.03.2023 не была принята заказчиком ввиду того, что представленный размер обеспечения исполнения контракта не соответствует требованиям... Закона о контрактной системе и извещению об осуществлении закупки, проекту контракта, а также срок действия Гарантии не соответствует требованиям... Закона о контрактной системе.
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды указали, что из протокола признания общества уклонившимся следует, что вышеуказанная независимая гарантия от 23.03.2023 не была принята заказчиком ввиду того, что представленный размер обеспечения исполнения контракта не соответствует требованиям... Закона о контрактной системе и извещению об осуществлении закупки, проекту контракта, а также срок действия Гарантии не соответствует требованиям... Закона о контрактной системе.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по контрактной системе в сфере закупок. Основные изменения порядка закупок по Закону N 44-ФЗ3. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946
(ред. от 23.12.2024)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"положения абзацев девятнадцатого (в части положений, касающихся исключения из положения о закупке в электронном виде раздела, содержащего перечень юридических лиц, предусмотренных пунктом 13 части 4 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") и двадцатого подпункта "в" пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, подпунктов "б" (за исключением положений, касающихся предоставления доступа акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданным ими организациям, осуществляющим в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" оценку соответствия или мониторинг соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в части информации и документов заказчиков, в отношении которых проводятся такие оценка соответствия или мониторинг соответствия), "в" - "д", "е" (в части предоставления доступа к информации и документам, предусмотренным подпунктом "д(2)" пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки", а также предоставления доступа федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации к информации и документам о закупках, осуществляемых хозяйственными обществами), "ж" пункта 20, подпунктов "б" - "д" пункта 22 Положения о единой информационной системе в сфере закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение о единой информационной системе в сфере закупок) (с изменениями, утвержденными настоящим постановлением), применяются с 1 апреля 2023 г.;
(ред. от 23.12.2024)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"положения абзацев девятнадцатого (в части положений, касающихся исключения из положения о закупке в электронном виде раздела, содержащего перечень юридических лиц, предусмотренных пунктом 13 части 4 статьи 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") и двадцатого подпункта "в" пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, подпунктов "б" (за исключением положений, касающихся предоставления доступа акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданным ими организациям, осуществляющим в соответствии со статьей 5.1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" оценку соответствия или мониторинг соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, в части информации и документов заказчиков, в отношении которых проводятся такие оценка соответствия или мониторинг соответствия), "в" - "д", "е" (в части предоставления доступа к информации и документам, предусмотренным подпунктом "д(2)" пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки", а также предоставления доступа федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации к информации и документам о закупках, осуществляемых хозяйственными обществами), "ж" пункта 20, подпунктов "б" - "д" пункта 22 Положения о единой информационной системе в сфере закупок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение о единой информационной системе в сфере закупок) (с изменениями, утвержденными настоящим постановлением), применяются с 1 апреля 2023 г.;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Аналогичная возможность изменения сторонами государственного контракта, контракта, договора на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, заключенных до 1 января 2023 г., существенных его условий, в числе которых цена контракта и сроки выполнения работы, оказания услуг, в случае возникновения при их исполнении независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность исполнения указанных государственного контракта, контракта, договора, закреплена постановлением правительства субъекта Российской Федерации, которым также утвержден порядок изменения существенных условий перечисленных контрактов.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Аналогичная возможность изменения сторонами государственного контракта, контракта, договора на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, заключенных до 1 января 2023 г., существенных его условий, в числе которых цена контракта и сроки выполнения работы, оказания услуг, в случае возникновения при их исполнении независящих от сторон обстоятельств, влекущих невозможность исполнения указанных государственного контракта, контракта, договора, закреплена постановлением правительства субъекта Российской Федерации, которым также утвержден порядок изменения существенных условий перечисленных контрактов.
Статья: Цифровая трансформация закупок
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)С 1 октября 2023 г. все заказчики по Закону N 44-ФЗ проснулись в новой цифровой реальности: в ЕИС структурировали подготовку описания объекта закупки. Изменения эти были ожидаемы для всех, внесены они были почти год назад - 16 ноября 2022 г. - Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946, но вступили в силу лишь с 4-го квартала 2023 г. Ознакомившись с доработками в ЕИС и на электронных площадках в части указанных изменений, закупщики и поставщики России схватились за голову и осознали масштабы наступившей катастрофы под занавес года.
(Боровых Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 11)С 1 октября 2023 г. все заказчики по Закону N 44-ФЗ проснулись в новой цифровой реальности: в ЕИС структурировали подготовку описания объекта закупки. Изменения эти были ожидаемы для всех, внесены они были почти год назад - 16 ноября 2022 г. - Постановлением Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946, но вступили в силу лишь с 4-го квартала 2023 г. Ознакомившись с доработками в ЕИС и на электронных площадках в части указанных изменений, закупщики и поставщики России схватились за голову и осознали масштабы наступившей катастрофы под занавес года.
Готовое решение: Как проводить открытый конкурс в электронном виде для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что предельного срока, при наступлении которого не допускается внесение изменений, Законом N 223-ФЗ не установлено. Вместе с тем, по мнению Минфина России, внесение таких изменений после окончания срока подачи заявок может нарушать принципы и запреты при проведении закупок (Письмо от 20.04.2023 N 24-07-08/36005).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что предельного срока, при наступлении которого не допускается внесение изменений, Законом N 223-ФЗ не установлено. Вместе с тем, по мнению Минфина России, внесение таких изменений после окончания срока подачи заявок может нарушать принципы и запреты при проведении закупок (Письмо от 20.04.2023 N 24-07-08/36005).
Готовое решение: Как заказчику провести запрос предложений (в том числе закрытый) в электронной форме для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что предельного срока, при наступлении которого не допускается внесение изменений, Законом N 223-ФЗ не установлено. Вместе с тем, по мнению Минфина России, внесение таких изменений после окончания срока подачи заявок может нарушать принципы и запреты при проведении закупок (Письмо от 20.04.2023 N 24-07-08/36005).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что предельного срока, при наступлении которого не допускается внесение изменений, Законом N 223-ФЗ не установлено. Вместе с тем, по мнению Минфина России, внесение таких изменений после окончания срока подачи заявок может нарушать принципы и запреты при проведении закупок (Письмо от 20.04.2023 N 24-07-08/36005).
Статья: Что нужно знать заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ, о цифровизации закупочной деятельности
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)2023 г. прошел без заметных изменений текста Закона N 223-ФЗ. Это могло натолкнуть специалистов, занимающихся осуществлением закупок в соответствии с указанным Законом, на мысль о том, что законодатель на время оставил корпоративные закупки в покое и наконец-то можно будет спокойно поработать.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)2023 г. прошел без заметных изменений текста Закона N 223-ФЗ. Это могло натолкнуть специалистов, занимающихся осуществлением закупок в соответствии с указанным Законом, на мысль о том, что законодатель на время оставил корпоративные закупки в покое и наконец-то можно будет спокойно поработать.
Вопрос: О корректировке плана закупки при изменении более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг).
(Письмо Минфина России от 02.11.2023 N 24-07-08/104838)Вопрос: О корректировке плана закупки при изменении более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг).
(Письмо Минфина России от 02.11.2023 N 24-07-08/104838)Вопрос: О корректировке плана закупки при изменении более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг).
Вопрос: При рассмотрении заявок необходимо руководствоваться адресом из выписки из реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности (Российская Федерация) или позицией ВС РФ (дела N А24-427/2023, N А24-1234/2023) о необходимости внесения изменения в реестр в части указания региона, в котором проводится закупка?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Последние изменения: Отчеты по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчики, находящиеся под санкциями и (или) ограничениями, могут не соблюдать требования к совокупному годовому стоимостному объему договоров, которые заключили по результатам закупок среди СМСП. Изменения касаются закупок, объявленных после 1 января 2023 г. При этом их нужно включать в расчет годовых стоимостных объемов закупок у СМСП. Кроме того, при планировании закупок данные заказчики не учитывают п. п. 5(1) и 5(2) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (п. 2(7) этого Постановления, пп. "ж" п. 7 указанного Положения).
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчики, находящиеся под санкциями и (или) ограничениями, могут не соблюдать требования к совокупному годовому стоимостному объему договоров, которые заключили по результатам закупок среди СМСП. Изменения касаются закупок, объявленных после 1 января 2023 г. При этом их нужно включать в расчет годовых стоимостных объемов закупок у СМСП. Кроме того, при планировании закупок данные заказчики не учитывают п. п. 5(1) и 5(2) Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (п. 2(7) этого Постановления, пп. "ж" п. 7 указанного Положения).
Готовое решение: Как провести открытый запрос котировок в электронном виде для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что предельного срока, при наступлении которого не допускается внесение изменений, Законом N 223-ФЗ не установлено. Вместе с тем, по мнению Минфина России, внесение таких изменений после окончания срока подачи заявок может нарушать принципы и запреты при проведении закупок (Письмо от 20.04.2023 N 24-07-08/36005);
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что предельного срока, при наступлении которого не допускается внесение изменений, Законом N 223-ФЗ не установлено. Вместе с тем, по мнению Минфина России, внесение таких изменений после окончания срока подачи заявок может нарушать принципы и запреты при проведении закупок (Письмо от 20.04.2023 N 24-07-08/36005);