Изменения в законодательстве сентябрь 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в законодательстве сентябрь 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Договор страхования как особый способ обеспечения исполнения обязательства по кредитному договору
(Каримуллина А.Э.)
("Банковское право", 2022, N 3)Наличие подобной проблемы на практике вполне ожидаемо привело к изменениям действующего законодательства о потребительском кредите. Так, с 1 сентября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 483-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 11 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и статью 9.1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" <11>.
(Каримуллина А.Э.)
("Банковское право", 2022, N 3)Наличие подобной проблемы на практике вполне ожидаемо привело к изменениям действующего законодательства о потребительском кредите. Так, с 1 сентября 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 483-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7 и 11 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" и статью 9.1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" <11>.
Статья: Поправка к Конституции РФ об идеалах наших предков и вере в Бога как основа устойчивого развития России
(Осавелюк А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Кроме того, после вступления в 2020 г. в силу ст. 67.1 Конституции РФ в федеральное законодательство были внесены многочисленные изменения. Например, с 1 сентября 2020 г. в п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" были внесены изменения, направленные на усиление духовно-нравственного аспекта воспитания. В новой редакции указанной статьи это "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде".
(Осавелюк А.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Кроме того, после вступления в 2020 г. в силу ст. 67.1 Конституции РФ в федеральное законодательство были внесены многочисленные изменения. Например, с 1 сентября 2020 г. в п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" были внесены изменения, направленные на усиление духовно-нравственного аспекта воспитания. В новой редакции указанной статьи это "деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде".
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 25.10.2023 N 1782
(ред. от 16.11.2024)
"Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий"2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 1677 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6640).
(ред. от 16.11.2024)
"Об утверждении общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий"2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. N 1677 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1492" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6640).
Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1001
(ред. от 23.10.2025)
"О федеральном государственном контроле (надзоре) в области геодезии и картографии"
(вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области геодезии и картографии")пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. N 1369 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 37, ст. 5742).
(ред. от 23.10.2025)
"О федеральном государственном контроле (надзоре) в области геодезии и картографии"
(вместе с "Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области геодезии и картографии")пункт 11 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2020 г. N 1369 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 37, ст. 5742).
Статья: О последствиях определения супругами разных долей в праве собственности на недвижимое имущество в нотариально удостоверенном договоре
(Арсланов К.М.)
("Нотариус", 2022, N 3)Режим общей совместной собственности супругов и бывших супругов может быть изменен в отношении всего или части имущества на режим долевой (раздельной) собственности в порядке заключения брачного договора или соглашения о разделе имущества. Как подчеркнуто в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2020 г. N 5-КГ20-69-К2, в соответствии с нормами семейного законодательства изменение правового режима общего имущества супругов возможно на основании заключенного между ними брачного договора (ст. 41, 42 СК), соглашения о разделе имущества (п. 2 ст. 38 СК), соглашения о признании имущества одного из супругов общей совместной или общей долевой собственностью (ст. 37 СК). В Семейном кодексе используется при этом вместо конкретного указания на определенный вид договора (брачный договор, соглашение о разделе, соглашение о признании имущества общей совместной или долевой собственностью) ссылка на "договор" (п. 1 ст. 39 СК), "соглашение" (п. 2 ст. 38 СК). Лишь абз. 2 п. 1 ст. 33 СК, говоря о возможности исключения законного режима имущества супругов, определенно называет "брачный договор". Изменения в п. 1 ст. 256 ГК, вступившие в силу с 1 июня 2019 г., подчеркнули значение именно брачного договора для определения или изменения режима имущества супругов.
(Арсланов К.М.)
("Нотариус", 2022, N 3)Режим общей совместной собственности супругов и бывших супругов может быть изменен в отношении всего или части имущества на режим долевой (раздельной) собственности в порядке заключения брачного договора или соглашения о разделе имущества. Как подчеркнуто в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 сентября 2020 г. N 5-КГ20-69-К2, в соответствии с нормами семейного законодательства изменение правового режима общего имущества супругов возможно на основании заключенного между ними брачного договора (ст. 41, 42 СК), соглашения о разделе имущества (п. 2 ст. 38 СК), соглашения о признании имущества одного из супругов общей совместной или общей долевой собственностью (ст. 37 СК). В Семейном кодексе используется при этом вместо конкретного указания на определенный вид договора (брачный договор, соглашение о разделе, соглашение о признании имущества общей совместной или долевой собственностью) ссылка на "договор" (п. 1 ст. 39 СК), "соглашение" (п. 2 ст. 38 СК). Лишь абз. 2 п. 1 ст. 33 СК, говоря о возможности исключения законного режима имущества супругов, определенно называет "брачный договор". Изменения в п. 1 ст. 256 ГК, вступившие в силу с 1 июня 2019 г., подчеркнули значение именно брачного договора для определения или изменения режима имущества супругов.
Статья: Обмен земельными участками, находящимися в различных формах собственности (глава V.2 ЗК РФ), - существующие вызовы и перспективы применения
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)<31> Речь идет об объектах социальной инфраструктуры, поименованных в п. 5.2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", и о случаях, установленных Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р. В целях предотвращения возможных злоупотреблений при изъятии участков для размещения таких объектов п. 6 Распоряжения исходит из необходимости их перечисления (указания) в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации. Дефицит в таких объектах должен быть ликвидирован в соответствии со стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, в том числе в соответствии с документами территориального планирования и (или) нормативами градостроительного проектирования.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)<31> Речь идет об объектах социальной инфраструктуры, поименованных в п. 5.2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", и о случаях, установленных Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2020 N 2278-р. В целях предотвращения возможных злоупотреблений при изъятии участков для размещения таких объектов п. 6 Распоряжения исходит из необходимости их перечисления (указания) в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, федеральной адресной инвестиционной программе, ведомственных целевых программах Российской Федерации, государственных программах субъектов Российской Федерации, ведомственных целевых программах субъектов Российской Федерации, адресных инвестиционных программах субъектов Российской Федерации. Дефицит в таких объектах должен быть ликвидирован в соответствии со стратегиями социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, в том числе в соответствии с документами территориального планирования и (или) нормативами градостроительного проектирования.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в целях обеспечения возможности реализации субъектами КИ своих прав по оспариванию информации, содержащейся в их КИ, в том числе при отсутствии возможности личного посещения офиса БКИ или отделения почтовой связи для подачи в БКИ заявления о внесении изменений и (или) дополнений в КИ, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, Банк России рекомендует БКИ обеспечить возможность подачи заявления в электронной форме. При необходимости заверения представляемых с заявлением документов (их копий) может использоваться электронная подпись субъекта КИ в соответствии с законодательством РФ (Письмо Банка России от 14 сентября 2020 г. N ИН-05-47/132 "О направлении субъектом кредитной истории заявления о внесении изменений и (или) дополнений в КИ" <120>);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в целях обеспечения возможности реализации субъектами КИ своих прав по оспариванию информации, содержащейся в их КИ, в том числе при отсутствии возможности личного посещения офиса БКИ или отделения почтовой связи для подачи в БКИ заявления о внесении изменений и (или) дополнений в КИ, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, Банк России рекомендует БКИ обеспечить возможность подачи заявления в электронной форме. При необходимости заверения представляемых с заявлением документов (их копий) может использоваться электронная подпись субъекта КИ в соответствии с законодательством РФ (Письмо Банка России от 14 сентября 2020 г. N ИН-05-47/132 "О направлении субъектом кредитной истории заявления о внесении изменений и (или) дополнений в КИ" <120>);
Статья: Долговые обязательства в подоходном налогообложении: от теории к решению проблем
(Борисов О.И.)
("Финансы", 2025, N 8)Несмотря на все изложенное, согласно действующим нормам "отсутствие в договоре займа положений о сроке его возврата при соблюдении условий, предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 810 ГК РФ, не изменяет возвратный характер займа и, следовательно, его квалификацию как долгового обязательства для целей налогообложения прибыли организаций, поскольку срок возврата такого займа установлен законом" <2>. По этой причине необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство и исключить бессрочные облигации из числа долговых обязательств.
(Борисов О.И.)
("Финансы", 2025, N 8)Несмотря на все изложенное, согласно действующим нормам "отсутствие в договоре займа положений о сроке его возврата при соблюдении условий, предусмотренных абз. 2 п. 1 ст. 810 ГК РФ, не изменяет возвратный характер займа и, следовательно, его квалификацию как долгового обязательства для целей налогообложения прибыли организаций, поскольку срок возврата такого займа установлен законом" <2>. По этой причине необходимо внести соответствующие изменения в налоговое законодательство и исключить бессрочные облигации из числа долговых обязательств.