Изменения в закон о противодействии легализации
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в закон о противодействии легализации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 20. О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 20. О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как говорилось выше, ч. 2.2 комментируемой статьи (как и предыдущая часть) введена с 3 августа 2020 г. Законом 2019 г. N 264-ФЗ, принятым в части уточнения требований к деятельности ИПС и иностранных поставщиков платежных услуг, причем первоначальный вариант проекта указанного Закона соответствующие положения не содержал. Указание на противодействие экстремистской деятельности включено в ч. 2.2 комментируемой статьи Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. N 522-ФЗ <72>, внесшим изменения в Закон о противодействии легализации доходов.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как говорилось выше, ч. 2.2 комментируемой статьи (как и предыдущая часть) введена с 3 августа 2020 г. Законом 2019 г. N 264-ФЗ, принятым в части уточнения требований к деятельности ИПС и иностранных поставщиков платежных услуг, причем первоначальный вариант проекта указанного Закона соответствующие положения не содержал. Указание на противодействие экстремистской деятельности включено в ч. 2.2 комментируемой статьи Федеральным законом от 28 декабря 2024 г. N 522-ФЗ <72>, внесшим изменения в Закон о противодействии легализации доходов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 17. О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Федеральный закон от 01.04.2025 N 41-ФЗ
"О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
"О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<12> Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<12> Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. N 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<14> Проект федерального закона N 671687-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<14> Проект федерального закона N 671687-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Учет драгметаллов в вопросах и ответах: контроль операций купли-продажи, расчет ОВП
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)<2> Федеральный закон от 21.04.2025 N 88-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 7)<2> Федеральный закон от 21.04.2025 N 88-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Статья: Правовая политика государства в сфере публичных финансов как средство обеспечения экономической безопасности
(Саттарова Н.А., Гараев И.Г., Гафарова Г.Р.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)В указанном ряду следует отметить Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где ст. 57.5 регламентирует право Банка России устанавливать обязательные для кредитных организаций требования к операционной надежности при осуществлении банковской деятельности. Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <18> дополнил ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" абзацем, уточняющим формат национальной оценки рисков - деятельности, организуемой Росфинмониторингом во взаимодействии с государственными органами, Банком России, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, саморегулируемой организацией аудиторов при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Как видим, государство (властный субъект) как участник отношений в сфере денежного обращения, определяя финансовую, денежную политику, должно не только содействовать минимизации угроз, но и обеспечить защищенность и устойчивость банковской, национальной платежной систем, предлагая эффективные правовые средства.
(Саттарова Н.А., Гараев И.Г., Гафарова Г.Р.)
("Хозяйство и право", 2024, N 12)В указанном ряду следует отметить Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 514-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", где ст. 57.5 регламентирует право Банка России устанавливать обязательные для кредитных организаций требования к операционной надежности при осуществлении банковской деятельности. Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 165-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <18> дополнил ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" абзацем, уточняющим формат национальной оценки рисков - деятельности, организуемой Росфинмониторингом во взаимодействии с государственными органами, Банком России, Федеральной нотариальной палатой, Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, саморегулируемой организацией аудиторов при участии организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Как видим, государство (властный субъект) как участник отношений в сфере денежного обращения, определяя финансовую, денежную политику, должно не только содействовать минимизации угроз, но и обеспечить защищенность и устойчивость банковской, национальной платежной систем, предлагая эффективные правовые средства.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 12: Какая роль отводится коммерческим банкам при проведении операций клиентов с цифровым рублем? Необходимы ли будут контрольные функции, в том числе по ПОД/ФТ со стороны кредитных операций? Планируется ли внесение изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О валютном регулировании и валютном контроле"?
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Вопрос 12: Какая роль отводится коммерческим банкам при проведении операций клиентов с цифровым рублем? Необходимы ли будут контрольные функции, в том числе по ПОД/ФТ со стороны кредитных операций? Планируется ли внесение изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О валютном регулировании и валютном контроле"?
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)90. Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)90. Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Статья: Правовой статус религиозных объединений в Российской Федерации
(Рыбакова О.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)<24> В редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 27. Ст. 4620.
(Рыбакова О.С.)
("Российская юстиция", 2023, N 10)<24> В редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 27. Ст. 4620.
Статья: Изменение структуры операций клиентов банков, подлежащих обязательному контролю, как один из вызовов для российской банковской системы
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Увеличение незапланированной нагрузки на данные подразделения может привести к ситуации, когда имеющимся штатом сотрудников будет крайне затруднительно осуществлять меры по ПОД/ФТ, выражающиеся в том числе в обязательном контроле за операциями клиентов. И необходимо будет увеличить штат сотрудников для соответствующего структурного подразделения банка, увеличивая при этом незапланированные расходы банка, или банк может быть привлечен к ответственности Банком России, если допустит нарушение требований Федерального закона N 115-ФЗ в отношении операций клиентов, подлежащих обязательному контролю. Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля" <9> (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, а также снятие со счета данного лица в наличной форме теперь подлежат обязательному контролю вне зависимости от понимания кредитной организацией специфики хозяйственной деятельности клиента и характерности для него подобных операций. Вместе с тем Банк России высказывал мнение, что операции индивидуальных предпринимателей подлежат контролю наравне с юридическими лицами по смыслу указанной нормы права.
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Увеличение незапланированной нагрузки на данные подразделения может привести к ситуации, когда имеющимся штатом сотрудников будет крайне затруднительно осуществлять меры по ПОД/ФТ, выражающиеся в том числе в обязательном контроле за операциями клиентов. И необходимо будет увеличить штат сотрудников для соответствующего структурного подразделения банка, увеличивая при этом незапланированные расходы банка, или банк может быть привлечен к ответственности Банком России, если допустит нарушение требований Федерального закона N 115-ФЗ в отношении операций клиентов, подлежащих обязательному контролю. Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля" <9> (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, а также снятие со счета данного лица в наличной форме теперь подлежат обязательному контролю вне зависимости от понимания кредитной организацией специфики хозяйственной деятельности клиента и характерности для него подобных операций. Вместе с тем Банк России высказывал мнение, что операции индивидуальных предпринимателей подлежат контролю наравне с юридическими лицами по смыслу указанной нормы права.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)59. Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)59. Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".