Изменения в закон о национальной платежной системе
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в закон о национальной платежной системе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 24. О внесении изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Арзуманова Л.Л., Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 24. О внесении изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Закон 2013 г. N 403-ФЗ - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <19>.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Закон 2013 г. N 403-ФЗ - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <19>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 23. О внесении изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
(ред. от 27.10.2025)
"О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 23. О внесении изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
Федеральный закон от 02.08.2019 N 259-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 24. О внесении изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
(ред. от 08.08.2024)
"О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 24. О внесении изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе"
Статья: Мошенники совершенствуются
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2022, N 1)По мнению аналитиков ЦБ РФ, изменения в Законе о национальной платежной системе помогут создать эффективные механизмы для профилактики, пресечения и раскрытия мошеннических преступлений в кредитно-финансовой сфере. По мнению ЦБ РФ, необходимо повысить качество "антифрод-процедур" (против мошенничества) посредством установления обязанности для банков проверять операции по переводу денежных средств на признаки операции без согласия клиентов. Также планируется, что будут усовершенствованы механизмы процедуры возврата денежных средств гражданам.
(Хлебников П.)
("Жилищное право", 2022, N 1)По мнению аналитиков ЦБ РФ, изменения в Законе о национальной платежной системе помогут создать эффективные механизмы для профилактики, пресечения и раскрытия мошеннических преступлений в кредитно-финансовой сфере. По мнению ЦБ РФ, необходимо повысить качество "антифрод-процедур" (против мошенничества) посредством установления обязанности для банков проверять операции по переводу денежных средств на признаки операции без согласия клиентов. Также планируется, что будут усовершенствованы механизмы процедуры возврата денежных средств гражданам.
Статья: Правовое содержание мошенничества в сфере потребительского кредитования
(Пятов М.Л., Ковалев В.В., Татаренко Т.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2; 2025, N 1)От действий мошенников в сфере потребительского кредитования пострадали десятки тысяч граждан, у банков похищены десятки миллиардов рублей. Сложившаяся ситуация представляет угрозу надлежащему функционированию финансовых рынков страны, подрывая доверие населения к безопасности взаимодействия с банками как крупнейшими профессиональными участниками экономических отношений. "Совокупный объем мошенничества с использованием электронных средств платежа увеличился более чем в девять раз с момента криминализации деяния в уголовном законодательстве РФ в 2012 г." (Репецкая, Петрякова 2022, 63). Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" <1> в 2021 г. совокупное количество операций по переводу денежных средств без согласия клиента и операций по переводу денежных средств, совершенных с использованием приемов и методов социальной инженерии, увеличилось на 33,8% (1 035,01 тыс. операций за 2021 г. по сравнению с 773,27 тыс. операций за 2020 г.). Совокупный объем таких операций вырос на 38,8%, составив 13 582,23 млн руб. по сравнению с 9 783,13 млн руб. за 2020 г. За два месяца 2022 г. количество указанных операций составило 738,073 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (306,950 тыс. операций). В 2021 г. было зафиксировано увеличение количества случаев "мобильного мошенничества", направленного на граждан РФ - клиентов кредитных организаций. Так, за 2021 г. Банк России выявил и направил операторам связи для принятия соответствующих мер информацию о 179,071 тыс. номеров телефонов, используемых в противоправных целях, что более чем в 6,7 раза превышает показатели 2020 г. (26,397 тыс. телефонных номеров). За 2021 г. на основании формируемого кредитными организациями перечня телефонных номеров, используемых исключительно для входящей связи (приема звонков от граждан, клиентов), операторы связи заблокировали более 2 млн нелегитимных вызовов, осуществленных мошенниками с использованием технологии подмены номера.
(Пятов М.Л., Ковалев В.В., Татаренко Т.Г.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 2; 2025, N 1)От действий мошенников в сфере потребительского кредитования пострадали десятки тысяч граждан, у банков похищены десятки миллиардов рублей. Сложившаяся ситуация представляет угрозу надлежащему функционированию финансовых рынков страны, подрывая доверие населения к безопасности взаимодействия с банками как крупнейшими профессиональными участниками экономических отношений. "Совокупный объем мошенничества с использованием электронных средств платежа увеличился более чем в девять раз с момента криминализации деяния в уголовном законодательстве РФ в 2012 г." (Репецкая, Петрякова 2022, 63). Согласно пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" <1> в 2021 г. совокупное количество операций по переводу денежных средств без согласия клиента и операций по переводу денежных средств, совершенных с использованием приемов и методов социальной инженерии, увеличилось на 33,8% (1 035,01 тыс. операций за 2021 г. по сравнению с 773,27 тыс. операций за 2020 г.). Совокупный объем таких операций вырос на 38,8%, составив 13 582,23 млн руб. по сравнению с 9 783,13 млн руб. за 2020 г. За два месяца 2022 г. количество указанных операций составило 738,073 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (306,950 тыс. операций). В 2021 г. было зафиксировано увеличение количества случаев "мобильного мошенничества", направленного на граждан РФ - клиентов кредитных организаций. Так, за 2021 г. Банк России выявил и направил операторам связи для принятия соответствующих мер информацию о 179,071 тыс. номеров телефонов, используемых в противоправных целях, что более чем в 6,7 раза превышает показатели 2020 г. (26,397 тыс. телефонных номеров). За 2021 г. на основании формируемого кредитными организациями перечня телефонных номеров, используемых исключительно для входящей связи (приема звонков от граждан, клиентов), операторы связи заблокировали более 2 млн нелегитимных вызовов, осуществленных мошенниками с использованием технологии подмены номера.
Статья: Работа с майнерами, реабилитация клиентов, контроль БПА: новые функции комплаенса
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<10> Федеральный закон от 24.07.2023 N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе".
(Каратаев М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 3)<10> Федеральный закон от 24.07.2023 N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе".
Статья: Антифрод: нововведения в российском законодательстве
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)На тех же принципах основан механизм, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2023 N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе", который полностью вступает в силу 24.06.2024.
(Кордюкова Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 11)На тех же принципах основан механизм, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2023 N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе", который полностью вступает в силу 24.06.2024.
Статья: Современные проблемы банковского кредитования: комплексный подход к решению вопросов противодействия мошенническим схемам завладения денежными средствами граждан
(Ручкина Г.Ф.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Расширение функций и ответственности оператора по переводу денежных средств, установленных Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" <5>, способно минимизировать риски при осуществлении несанкционированных переводов, в частности, возможно приостановить операцию на двое суток, в течение которых данный перевод может быть обдуман с позиции здравого смысла. Приостановление операции, как правило, прекращает мошенническое действие с учетом установленного практикой признака, что повторный звонок мошенников не осуществляется.
(Ручкина Г.Ф.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Расширение функций и ответственности оператора по переводу денежных средств, установленных Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" <5>, способно минимизировать риски при осуществлении несанкционированных переводов, в частности, возможно приостановить операцию на двое суток, в течение которых данный перевод может быть обдуман с позиции здравого смысла. Приостановление операции, как правило, прекращает мошенническое действие с учетом установленного практикой признака, что повторный звонок мошенников не осуществляется.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в редакции Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом N 395-1, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. При этом на основании пункта 10 данной статьи Федерального закона N 161-ФЗ банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в редакции Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом N 395-1, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. При этом на основании пункта 10 данной статьи Федерального закона N 161-ФЗ банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.
Статья: Самозапрет на выдачу кредита как правовой инструмент противодействия мошенничеству
(Емелина Л.А., Ермолаев А.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Так, на основании Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 369-ФЗ) <6> в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) внесены изменения, возлагающие на кредитные организации обязанность возмещать в полном объеме сумму, на которую была совершена мошенническая операция, если банком был допущен перевод денежных средств на счет, который находился в специальной базе Банка России.
(Емелина Л.А., Ермолаев А.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)Так, на основании Федерального закона от 24 июля 2023 г. N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 369-ФЗ) <6> в Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) внесены изменения, возлагающие на кредитные организации обязанность возмещать в полном объеме сумму, на которую была совершена мошенническая операция, если банком был допущен перевод денежных средств на счет, который находился в специальной базе Банка России.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)106. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)106. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<108> Проект федерального закона N 197920-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе".
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)<108> Проект федерального закона N 197920-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе".