Изменения в валютном регулировании
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в валютном регулировании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Объективная сторона правонарушения выражается в совершении валютных операций, запрещенных Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О валютном регулировании и валютном контроле", или в совершении таких операций без соблюдения установленных данным Законом ограничений.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.02.2008)
(Извлечение)Объективная сторона правонарушения выражается в совершении валютных операций, запрещенных Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) "О валютном регулировании и валютном контроле", или в совершении таких операций без соблюдения установленных данным Законом ограничений.
Статья: Прощение долга между резидентом и нерезидентом
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сходное положение содержится в пп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529 "О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями": с 08.08.2022 и до внесения изменений в Закон о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абз. 1 ч. 2 ст. 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), ч. 1 и 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сходное положение содержится в пп. "б" п. 4 Указа Президента РФ от 08.08.2022 N 529 "О временном порядке исполнения обязательств по договорам банковского счета (вклада), выраженных в иностранной валюте, и обязательств по облигациям, выпущенным иностранными организациями": с 08.08.2022 и до внесения изменений в Закон о валютном регулировании при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не применяются требования абз. 1 ч. 2 ст. 14 (в части, касающейся соблюдения требования об обязательности формы расчетов), ч. 1 и 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В Государственную Думу группой ее депутатов вносился законопроект о внесении изменений в комментируемый Закон в том числе в части усиления административных методов валютного регулирования (проект Федерального закона N 885552-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" <48>). Данным законопроектом предлагалось указанные в п. 1, 2 и 5 комментируемой статьи переформулировать и ввести п. 6 с новым принципом. В частности, предлагалось указанные пункты изложить в следующей редакции:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В Государственную Думу группой ее депутатов вносился законопроект о внесении изменений в комментируемый Закон в том числе в части усиления административных методов валютного регулирования (проект Федерального закона N 885552-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" <48>). Данным законопроектом предлагалось указанные в п. 1, 2 и 5 комментируемой статьи переформулировать и ввести п. 6 с новым принципом. В частности, предлагалось указанные пункты изложить в следующей редакции:
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)111. Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и признании утратившей силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)111. Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и признании утратившей силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Санкции, введенные против Российской Федерации недружественными государствами, привели к необходимости принятия мер противодействия дестабилизации валютной и банковской системы. Эти меры включают и ряд изменений в сфере валютного регулирования и валютного контроля за операциями российских участников внешнеэкономической деятельности. В то же время не только санкции, но и сами меры противодействия им зачастую налагают на участников внешнеэкономической деятельности дополнительные обязанности и создают для них дополнительные риски, в том числе в плане валютного контроля. При этом принимаемые для стабилизации ситуации меры не всегда достаточно проработаны, что объясняется в основном срочностью их принятия, но также и отсутствием достаточного контакта с российским предпринимательским сообществом, интересы которого не всегда учитываются. Это, безусловно, требует дальнейшей доработки нормативно-правовой и методологической базы, в том числе и той, которая составляет базу валютного регулирования и валютного контроля.
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Санкции, введенные против Российской Федерации недружественными государствами, привели к необходимости принятия мер противодействия дестабилизации валютной и банковской системы. Эти меры включают и ряд изменений в сфере валютного регулирования и валютного контроля за операциями российских участников внешнеэкономической деятельности. В то же время не только санкции, но и сами меры противодействия им зачастую налагают на участников внешнеэкономической деятельности дополнительные обязанности и создают для них дополнительные риски, в том числе в плане валютного контроля. При этом принимаемые для стабилизации ситуации меры не всегда достаточно проработаны, что объясняется в основном срочностью их принятия, но также и отсутствием достаточного контакта с российским предпринимательским сообществом, интересы которого не всегда учитываются. Это, безусловно, требует дальнейшей доработки нормативно-правовой и методологической базы, в том числе и той, которая составляет базу валютного регулирования и валютного контроля.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Банком России запланирована в дальнейшем более тонкая настройка лимитов ОВП, в том числе в части учета в расчете ОВП корреляционных зависимостей между валютами. Указанные планы отражены в концепции изменений в регулирование валютного риска, опубликованной на сайте Банка России 30.12.2022.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Банком России запланирована в дальнейшем более тонкая настройка лимитов ОВП, в том числе в части учета в расчете ОВП корреляционных зависимостей между валютами. Указанные планы отражены в концепции изменений в регулирование валютного риска, опубликованной на сайте Банка России 30.12.2022.
Статья: Анализ основных проблем валютного регулирования и валютного контроля с участием таможенных органов в государствах - членах ЕАЭС
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)С 9 июля 2021 г. будет действовать Закон Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. N 36-З "Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля", который представляет собой обновленную редакцию применявшегося ранее Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле". Трансформация белорусского валютного законодательства связана с завершением процесса либерализации валютной сферы государства, закреплением уже реализованных на практике мер и с фактической отменой существующих ограничений и обременений при проведении валютных операций юридическими и физическими лицами.
(Арабян М.С., Скудалова Т.В., Фарафонова Д.В.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)С 9 июля 2021 г. будет действовать Закон Республики Беларусь от 30 июня 2020 г. N 36-З "Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля", который представляет собой обновленную редакцию применявшегося ранее Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле". Трансформация белорусского валютного законодательства связана с завершением процесса либерализации валютной сферы государства, закреплением уже реализованных на практике мер и с фактической отменой существующих ограничений и обременений при проведении валютных операций юридическими и физическими лицами.
Статья: Валютное право в изменяющемся мире: динамика парадигмы и новые тенденции
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Происходящие в современном мире события обусловили изменения в парадигме валютно-правового регулирования и формирование новых тенденций в развитии валютного права Российской Федерации. На основе анализа валютного законодательства, положений финансово-правовой доктрины обосновывается вывод о динамике парадигмы валютного права как науки и как системной части российского законодательства, о чем свидетельствует появление следующих тенденций: смещение акцента в валютно-правовом регулировании на противодействие антироссийским санкциям; повышение роли и значения при регулировании валютных отношений указов Президента Российской Федерации, не являющихся в традиционном понимании источниками валютного права; вовлечение "цифровых сущностей" в валютно-правовое пространство и формирование валютно-цифровых отношений. Подчеркивается значение финансово-правовой доктрины для развития валютного права и валютного законодательства в Российской Федерации, отмечается выдающийся вклад профессора Ильи Ильича Кучерова в изучение валютно-правовой материи.
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Происходящие в современном мире события обусловили изменения в парадигме валютно-правового регулирования и формирование новых тенденций в развитии валютного права Российской Федерации. На основе анализа валютного законодательства, положений финансово-правовой доктрины обосновывается вывод о динамике парадигмы валютного права как науки и как системной части российского законодательства, о чем свидетельствует появление следующих тенденций: смещение акцента в валютно-правовом регулировании на противодействие антироссийским санкциям; повышение роли и значения при регулировании валютных отношений указов Президента Российской Федерации, не являющихся в традиционном понимании источниками валютного права; вовлечение "цифровых сущностей" в валютно-правовое пространство и формирование валютно-цифровых отношений. Подчеркивается значение финансово-правовой доктрины для развития валютного права и валютного законодательства в Российской Федерации, отмечается выдающийся вклад профессора Ильи Ильича Кучерова в изучение валютно-правовой материи.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- правовые (связаны с изменением валютного и таможенного регулирования, налогового законодательства внутри страны и за ее пределами, введенными санкциями);
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)- правовые (связаны с изменением валютного и таможенного регулирования, налогового законодательства внутри страны и за ее пределами, введенными санкциями);
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)152. Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и признании утратившей силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)152. Федеральный закон от 24 июля 2023 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и статьи 1 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и признании утратившей силу части 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".