Изменения в уголовном законодательстве 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в уголовном законодательстве 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1070 "Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда" ГК РФ"Удовлетворяя частично заявленные истцом требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 53 Конституции Российской Федерации, статей 151, 1070, 1099, 1100, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив их в соответствии со статьями 60, 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что с учетом изменения уголовного законодательства, срок отбывания истцом наказания в виде лишения свободы истекал 1 августа 2020 г., в то время как он был освобожден только 27 августа 2021 г., следовательно истец незаконно был лишен свободы 391 день, в связи с чем пришел к выводу о том, что К.А.Г. имеет право на компенсацию морального вреда в сумме 800000 руб."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аукционный робот: расширение человеческих возможностей или злоупотребление правом?
(Звонова А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 2)<18> Противодействие картелям: усиление уголовной ответственности и другие нормативно-правовые изменения антимонопольного законодательства в 2020 году (интернет-интервью с А.П. Тенишевым, начальником управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".
(Звонова А.А.)
("Право и цифровая экономика", 2023, N 2)<18> Противодействие картелям: усиление уголовной ответственности и другие нормативно-правовые изменения антимонопольного законодательства в 2020 году (интернет-интервью с А.П. Тенишевым, начальником управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Антиконкурентные соглашения: бороться или предупреждать?
(Малютина О.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 1)5. Епифанова А. Интернет-интервью с А.П. Тенишевым, начальником управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации: "Противодействие картелям: усиление уголовной ответственности и другие нормативно-правовые изменения антимонопольного законодательства в 2020 году" / А. Епифанова // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/law/interview/tenishev6/ (дата обращения: 09.04.2022).
(Малютина О.А.)
("Конкурентное право", 2023, N 1)5. Епифанова А. Интернет-интервью с А.П. Тенишевым, начальником управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации: "Противодействие картелям: усиление уголовной ответственности и другие нормативно-правовые изменения антимонопольного законодательства в 2020 году" / А. Епифанова // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/law/interview/tenishev6/ (дата обращения: 09.04.2022).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2020 года"Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений при определении разумного срока уголовного судопроизводства для указанного лица, если производство по уголовному делу прекращено в связи со смертью подозреваемого, следует руководствоваться положениями части третьей.3 статьи 6.1 УПК Российской Федерации.
Статья: Дефекты уголовного закона и поиск его оптимальной модели
(Антонченко В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)50. Ситникова А.И., Назаренко Г.В. Мораторий на текущие изменения уголовного законодательства: pro et contra // Юридическая техника. 2023. N 17. С. 463 - 469.
(Антонченко В.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)50. Ситникова А.И., Назаренко Г.В. Мораторий на текущие изменения уголовного законодательства: pro et contra // Юридическая техника. 2023. N 17. С. 463 - 469.
Статья: Специальный субъект преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Особенности межотраслевого регулирования
(Логвинчук Р.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 6)<3> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 года N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности" (с изменениями и дополнениями от 11 июня 2020 года). URL: http://www.consultant.ru/.
(Логвинчук Р.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 6)<3> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2016 года N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности" (с изменениями и дополнениями от 11 июня 2020 года). URL: http://www.consultant.ru/.
Статья: Мораторий на инициирование процедуры несостоятельности (банкротства) как инструмент государственного регулирования экономики
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)В законодательстве о несостоятельности многих государств можно наблюдать схожие изменения, направленные прежде всего на защиту имущественных интересов должника. Так, в Германии 27 марта 2020 г. был принят Закон "О смягчении последствий пандемии COVID-19 в гражданском, банкротном и уголовно-процессуальном законодательстве" <16>, во Франции 27 марта 2020 г. были внесены поправки в Закон о банкротстве <17>, изменившие сроки и порядок банкротства для компаний и граждан, испытавших на себе негативные последствия кризиса <18>. Законодательный запрет на инициирование кредитором признания должника банкротом в период кризиса действует в Испании, где кредитор ограничен в своих правах в отношении должника в период кризиса <19>. Некоторые страны, например Австралия, Великобритания, смягчили стандарты оценки действий менеджмента в предбанкротном состоянии и временно исключили ответственность директоров за неподачу заявления о банкротстве <20>. В научной литературе отмечается необходимость использования позитивного зарубежного опыта, например, в части введения моратория на банкротство для тех субъектов, которые способны преодолеть кризис; наличие инструментов, способствующих выходу из кризиса (например, льготное кредитование в период моратория) <21>.
(Суходольский И.М.)
("Право и бизнес", 2023, N 1)В законодательстве о несостоятельности многих государств можно наблюдать схожие изменения, направленные прежде всего на защиту имущественных интересов должника. Так, в Германии 27 марта 2020 г. был принят Закон "О смягчении последствий пандемии COVID-19 в гражданском, банкротном и уголовно-процессуальном законодательстве" <16>, во Франции 27 марта 2020 г. были внесены поправки в Закон о банкротстве <17>, изменившие сроки и порядок банкротства для компаний и граждан, испытавших на себе негативные последствия кризиса <18>. Законодательный запрет на инициирование кредитором признания должника банкротом в период кризиса действует в Испании, где кредитор ограничен в своих правах в отношении должника в период кризиса <19>. Некоторые страны, например Австралия, Великобритания, смягчили стандарты оценки действий менеджмента в предбанкротном состоянии и временно исключили ответственность директоров за неподачу заявления о банкротстве <20>. В научной литературе отмечается необходимость использования позитивного зарубежного опыта, например, в части введения моратория на банкротство для тех субъектов, которые способны преодолеть кризис; наличие инструментов, способствующих выходу из кризиса (например, льготное кредитование в период моратория) <21>.
Статья: Подходы национальных судов к последующей практике применения международных договоров как средству их толкования
(Берг Л.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)В отношении этой проблемы Венецианская комиссия Совета Европы в Заключении о поправках в Конституцию РФ подчеркивала, что противоречий между толкованиями международных и национальных судов можно избежать "диалогом судей" <26>. Действительно, российский Конституционный Суд проявил определенную готовность к диалогу с Европейским судом по правам человека (далее - ЕСПЧ). В Постановлении КС РФ по делу "Анчугов и Гладков против России" указано, что решение ЕСПЧ не может быть исполнено, но одновременно разрешил противоречие решения ЕСПЧ и Конституции РФ <27>. Так, на основе этого Постановления в российское уголовное законодательство были внесены изменения, в связи с чем Постановление ЕСПЧ по этому делу считалось полностью исполненным Российской Федерацией.
(Берг Л.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 1)В отношении этой проблемы Венецианская комиссия Совета Европы в Заключении о поправках в Конституцию РФ подчеркивала, что противоречий между толкованиями международных и национальных судов можно избежать "диалогом судей" <26>. Действительно, российский Конституционный Суд проявил определенную готовность к диалогу с Европейским судом по правам человека (далее - ЕСПЧ). В Постановлении КС РФ по делу "Анчугов и Гладков против России" указано, что решение ЕСПЧ не может быть исполнено, но одновременно разрешил противоречие решения ЕСПЧ и Конституции РФ <27>. Так, на основе этого Постановления в российское уголовное законодательство были внесены изменения, в связи с чем Постановление ЕСПЧ по этому делу считалось полностью исполненным Российской Федерацией.
Статья: Самоопределение народов в призме национальной безопасности Российской Федерации
(Дегтярева Л.Н., Кистринова О.В., Наквасина Г.А., Олийнык И.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Поддержанию нормы обновленной Конституции РФ должна способствовать ст. 280.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) ("Нарушение территориальной целостности Российской Федерации"), введенная Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <11>. Кроме того, за сепаратистские призывы уголовным законодательством предусмотрена ответственность по ст. 280.1 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации") <12>.
(Дегтярева Л.Н., Кистринова О.В., Наквасина Г.А., Олийнык И.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Поддержанию нормы обновленной Конституции РФ должна способствовать ст. 280.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) ("Нарушение территориальной целостности Российской Федерации"), введенная Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" <11>. Кроме того, за сепаратистские призывы уголовным законодательством предусмотрена ответственность по ст. 280.1 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации") <12>.
Статья: Уголовный проступок: объективная потребность или декларируемая необходимость?
(Скрипченко Н.Ю., Анощенкова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Активно отстаиваемая идея Верховного Суда РФ о включении в уголовное законодательство уголовного проступка нашла отражение в переработанном проекте Федерального закона, внесенного в парламент 13 октября 2020 г. Цель исследования - определив ключевые изменения в содержании предлагаемых к закреплению в УК РФ институтов уголовного проступка и иных мер уголовно-правового характера, оценить объективную потребность инициируемых Верховным Судом РФ реформ. Методологическую основу составляет совокупность методов научного познания. Использованы общенаучные (анализ и синтез, диалектика) и частнонаучные методы исследования (системно-структурный, формально-юридический). Сравнительный анализ законопроектов позволяет отнести к ключевым изменениям содержательное наполнение деяний, образующих уголовный проступок, и модификацию иных мер уголовно-правового характера. Авторы критически оценивает идею, положенную в основу отнесения деяний к уголовным проступкам. Закладывая в критерии обособления минимальных по степени опасности деяний не юридически значимые признаки состава преступления, а виды и размеры наказаний, отсутствие криминального опыта, интересы предпринимательского сообщества, разработчики законопроекта нарушают систему права, так как предложенный подход исключает оценку общественной опасности деяния исходя из значимости охраняемых уголовным законом общественных отношений. Теряется смысл заявленной инициатором реформ дифференциации уголовной ответственности при предложенном дублировании иных мер, применяемых и к лицам, совершившим уголовный проступок, и к виновным в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, а предлагаемый условный характер иных мер нивелирует идею либерализации уголовного закона. В статье акцентируется внимание на положениях проекта, требующих доработки и дополнительного осмысления.
(Скрипченко Н.Ю., Анощенкова С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)Активно отстаиваемая идея Верховного Суда РФ о включении в уголовное законодательство уголовного проступка нашла отражение в переработанном проекте Федерального закона, внесенного в парламент 13 октября 2020 г. Цель исследования - определив ключевые изменения в содержании предлагаемых к закреплению в УК РФ институтов уголовного проступка и иных мер уголовно-правового характера, оценить объективную потребность инициируемых Верховным Судом РФ реформ. Методологическую основу составляет совокупность методов научного познания. Использованы общенаучные (анализ и синтез, диалектика) и частнонаучные методы исследования (системно-структурный, формально-юридический). Сравнительный анализ законопроектов позволяет отнести к ключевым изменениям содержательное наполнение деяний, образующих уголовный проступок, и модификацию иных мер уголовно-правового характера. Авторы критически оценивает идею, положенную в основу отнесения деяний к уголовным проступкам. Закладывая в критерии обособления минимальных по степени опасности деяний не юридически значимые признаки состава преступления, а виды и размеры наказаний, отсутствие криминального опыта, интересы предпринимательского сообщества, разработчики законопроекта нарушают систему права, так как предложенный подход исключает оценку общественной опасности деяния исходя из значимости охраняемых уголовным законом общественных отношений. Теряется смысл заявленной инициатором реформ дифференциации уголовной ответственности при предложенном дублировании иных мер, применяемых и к лицам, совершившим уголовный проступок, и к виновным в совершении преступлений небольшой или средней тяжести, а предлагаемый условный характер иных мер нивелирует идею либерализации уголовного закона. В статье акцентируется внимание на положениях проекта, требующих доработки и дополнительного осмысления.
Статья: Обеспечение конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства в условиях пандемии COVID-19
(Зайцев О.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)<39> См.: Буфетова М.Ш., Кобзарь Д.Н. Применение систем видео-конференц-связи в уголовном судопроизводстве: перспектива изменения законодательства // Адвокатская практика. 2021. N 1. С. 14 - 18; Гринь Д.С. Видео-конференц-связь в уголовном судопроизводстве: современное состояние и перспективы развития // Юридическая наука. 2020. N 5. С. 103 - 106; Щерба С.П., Архипова Е.А. Правовые основы применения видео-конференц-связи в уголовном судопроизводстве России и перспективы их совершенствования // Уголовное право. 2014. N 4. С. 109 - 117.
(Зайцев О.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 11)<39> См.: Буфетова М.Ш., Кобзарь Д.Н. Применение систем видео-конференц-связи в уголовном судопроизводстве: перспектива изменения законодательства // Адвокатская практика. 2021. N 1. С. 14 - 18; Гринь Д.С. Видео-конференц-связь в уголовном судопроизводстве: современное состояние и перспективы развития // Юридическая наука. 2020. N 5. С. 103 - 106; Щерба С.П., Архипова Е.А. Правовые основы применения видео-конференц-связи в уголовном судопроизводстве России и перспективы их совершенствования // Уголовное право. 2014. N 4. С. 109 - 117.
Статья: Институционализация арбитража ad hoc в России. "Институциональные" третейские судьи (арбитры). Проблемы и задачи развития арбитража в России
(Севастьянов Г.В.)
("Третейский суд", 2021, N 1)<7> Федеральный закон от 27.10.2020 N 352-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". С упоминаемыми в статье законодательными актами, если не указано иное, можно ознакомиться в СПС "КонсультантПлюс". См.: Гребельский А.В. Ехал ГРЕКО через реку... О введении уголовной ответственности арбитров за преступления коррупционной направленности // Третейский суд. 2020. N 3/4. С. 94 - 115.
(Севастьянов Г.В.)
("Третейский суд", 2021, N 1)<7> Федеральный закон от 27.10.2020 N 352-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". С упоминаемыми в статье законодательными актами, если не указано иное, можно ознакомиться в СПС "КонсультантПлюс". См.: Гребельский А.В. Ехал ГРЕКО через реку... О введении уголовной ответственности арбитров за преступления коррупционной направленности // Третейский суд. 2020. N 3/4. С. 94 - 115.
Статья: Нарушение Правил дорожного движения или нарушение правил вождения машин: спорные вопросы уголовно-правовой регламентации состава преступления, предусмотренного статьей 350 Уголовного кодекса Российской Федерации
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9)<22> Ермолович Я.Н. Актуальные вопросы квалификации нарушения правил вождения или эксплуатации машин (статья 350 УК РФ) // Право в Вооруженных Силах. 2020. N 1. С. 60 - 68.
(Фартуков Д.Н., Чукин Д.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9)<22> Ермолович Я.Н. Актуальные вопросы квалификации нарушения правил вождения или эксплуатации машин (статья 350 УК РФ) // Право в Вооруженных Силах. 2020. N 1. С. 60 - 68.
Статья: Ответственность субъектов спорта за нарушение антидопинговых правил: трудоправовой аспект
(Терейковская А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Внимание государства к антидопинговым вопросам подтверждается включением ряда соответствующих задач в Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года <1>. Ранее задачи по усилению ответственности спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование запрещенных средств и методов в физической культуре и спорте, отмеченные в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года <2>, были реализованы, соответствующие изменения внесли в уголовное, административное и трудовое законодательство.
(Терейковская А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Внимание государства к антидопинговым вопросам подтверждается включением ряда соответствующих задач в Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года <1>. Ранее задачи по усилению ответственности спортсменов, тренеров и медицинских работников за использование запрещенных средств и методов в физической культуре и спорте, отмеченные в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года <2>, были реализованы, соответствующие изменения внесли в уголовное, административное и трудовое законодательство.