Изменения в семейный кодекс
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в семейный кодекс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы применения Федерального закона от 2 декабря 2019 г. N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)"Семейное и жилищное право", 2021, N 4
(Рузакова О.А., Степкин С.П.)
("Семейное и жилищное право", 2021, N 4)"Семейное и жилищное право", 2021, N 4
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 310-ФЗ "О внесении
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 6)Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 310-ФЗ "О внесении
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится запрет на усыновление и передачу под опеку (попечительство) детей гражданам государств, в которых разрешена смена пола (23.11.2024)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Вводится запрет на усыновление и передачу под опеку (попечительство) детей гражданам государств, в которых разрешена смена пола (23.11.2024)
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2023 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняется право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточняется право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака
Статья: Микродоля в жилом помещении: правовой эффект введенных ограничений в статью 30 Жилищного кодекса Российской Федерации
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 1)<1> Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 310-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Пальцева Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 1)<1> Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 310-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Участие прокурора по отдельным категориям семейных дел в закрытом судебном заседании: проблемные вопросы
(Ярошенко Т.В.)
("Администратор суда", 2024, N 4)Новизна исследования. Следует отметить, что проблематика участия прокурора по делам, возникающим из семейных правоотношений, достаточно исследуется в научной среде, как в области семейного права, так и в области гражданского процессуального права. Однако комплексному исследованию данного вопроса с проблематикой проведения закрытого судебного разбирательства по отдельным категориям семейных дел не было уделено достаточного внимания в научной среде. Следовательно, необходимо исследовать проблематику участия прокурора по делам, возникающим из семейных правоотношений, с точки зрения целесообразности проведения закрытых судебных заседаний, предложить пути решения проблемных вопросов и внесения определенных изменений в Семейный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ.
(Ярошенко Т.В.)
("Администратор суда", 2024, N 4)Новизна исследования. Следует отметить, что проблематика участия прокурора по делам, возникающим из семейных правоотношений, достаточно исследуется в научной среде, как в области семейного права, так и в области гражданского процессуального права. Однако комплексному исследованию данного вопроса с проблематикой проведения закрытого судебного разбирательства по отдельным категориям семейных дел не было уделено достаточного внимания в научной среде. Следовательно, необходимо исследовать проблематику участия прокурора по делам, возникающим из семейных правоотношений, с точки зрения целесообразности проведения закрытых судебных заседаний, предложить пути решения проблемных вопросов и внесения определенных изменений в Семейный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ.
Статья: Уголовно-правовая охрана "крепкой семьи" как элемента традиционных российских духовно-нравственных ценностей
(Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2024, N 5)С точки зрения традиционных ценностей согласно Указу Президента РФ от 9 октября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" <7>, в котором закреплено понятие "традиционные духовно-нравственные ценности", перечисленные, наполняющие указанное понятие элементы, к которым, как мы говорили ранее, относится семья, не получили, в свою очередь, законодательного воплощения в виде оформленного определения. Следовательно, логично предположить, что данные нормы являются отсылочными к Семейному кодексу РФ (СК РФ). Исходя из положений семейного законодательства Российской Федерации мы приходим к выводу, что семья - это построенный на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности добровольный союз мужчины и женщины (по достижении ими брачного возраста), исходя из принципов равенства супругов, содействия благосостоянию и укреплению союза, заботы о благосостоянии и развитии детей, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Иными словами, понятие "семья" есть законодательно закрепленный собирательный образ, лишенный дефиниции. В свою очередь, необходимо отметить предпринятую попытку облечь рассматриваемое понятие в законодательную форму. Так, в июле 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации был направлен законопроект N 157281-8 с предложением о внесении изменений в Семейный кодекс РФ в части определения понятия "семья", под которой подразумевается общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения) и связанных общими семейными традициями и ценностями, взаимными правами и ответственностью друг перед другом <8>.
(Кашкина Е.В.)
("Российский судья", 2024, N 5)С точки зрения традиционных ценностей согласно Указу Президента РФ от 9 октября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" <7>, в котором закреплено понятие "традиционные духовно-нравственные ценности", перечисленные, наполняющие указанное понятие элементы, к которым, как мы говорили ранее, относится семья, не получили, в свою очередь, законодательного воплощения в виде оформленного определения. Следовательно, логично предположить, что данные нормы являются отсылочными к Семейному кодексу РФ (СК РФ). Исходя из положений семейного законодательства Российской Федерации мы приходим к выводу, что семья - это построенный на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности добровольный союз мужчины и женщины (по достижении ими брачного возраста), исходя из принципов равенства супругов, содействия благосостоянию и укреплению союза, заботы о благосостоянии и развитии детей, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Иными словами, понятие "семья" есть законодательно закрепленный собирательный образ, лишенный дефиниции. В свою очередь, необходимо отметить предпринятую попытку облечь рассматриваемое понятие в законодательную форму. Так, в июле 2022 г. в Государственную Думу Российской Федерации был направлен законопроект N 157281-8 с предложением о внесении изменений в Семейный кодекс РФ в части определения понятия "семья", под которой подразумевается общность людей, соединенных отношениями брака, родства, свойства, усыновления (удочерения) и связанных общими семейными традициями и ценностями, взаимными правами и ответственностью друг перед другом <8>.
Статья: Минимальный размер алиментов и алиментный фонд: история и современность
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)<12> См.: проект федерального закона N 61045-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов" (первонач. ред. от 23.04.2012) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/61045-6 (дата обращения: 22.04.2022).
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)<12> См.: проект федерального закона N 61045-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в целях усиления гарантий прав детей на получение алиментов" (первонач. ред. от 23.04.2012) // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/61045-6 (дата обращения: 22.04.2022).
Статья: Проблемы нормативно-правового регулирования в сфере суррогатного материнства
(Трубицын М.А., Шумкина Л.И.)
("Медицинское право", 2023, N 1)<11> Законопроект N 1177252-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 16 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в части применения вспомогательных репродуктивных технологий" // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1177252-6 (дата обращения: 24.03.2022).
(Трубицын М.А., Шумкина Л.И.)
("Медицинское право", 2023, N 1)<11> Законопроект N 1177252-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и статью 16 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в части применения вспомогательных репродуктивных технологий" // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1177252-6 (дата обращения: 24.03.2022).
Статья: Раздел супругами доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью: тенденции правоприменительной практики
(Артемова А.Н.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Однако такое важное предложение было исключено из текста законопроекта при его подготовке ко второму чтению. Принятый Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 310-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <14> уже не содержал данной новеллы.
(Артемова А.Н.)
("Хозяйство и право", 2023, N 4)Однако такое важное предложение было исключено из текста законопроекта при его подготовке ко второму чтению. Принятый Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 310-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <14> уже не содержал данной новеллы.
Статья: Перспективы реформирования института представительства в спорах о воспитании детей
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)14 июля 2020 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации несколькими членами Совета Федерации, а именно Е.Б. Мизулиной, Е.В. Афанасьевой, А.Д. Башкиным, Р.Ф. Галушиной, М.Г. Кавджарадзе, Л.Б. Нарусовой, М.Н. Павловой был внесен законопроект N 989008-7 о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации <4> (далее - СК РФ) в целях укрепления института семьи. Практикующие юристы, органы государственной власти негативно оценили данный законопроект, и уже в ноябре того же года он был снят с рассмотрения после первого чтения в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы в соответствии с ч. 6 ст. 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации <5>. Законопроект N 989008-7 вносил изменения в СК РФ в том числе и в части судебной защиты прав ребенка. Во-первых, предлагалось внести в п. 3 ст. 1 СК РФ положение об обеспечения приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Также законопроект вводил понятие защиты прав и законных интересов ребенка как деятельности, направленной на устранение угрозы нарушения его прав и законных интересов и (или) на восстановление нарушенных прав ребенка, осуществляемой лицами, на попечении которых находится ребенок, органами опеки и попечительства и иными лицами. Одним из серьезных изменений, предлагаемых законопроектом было введение презумпции добросовестности действий родителей, в соответствии с которой действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей), если иное не установлено вступившим в законную силу решением суда. Появление данной презумпции в законодательстве означало бы, что, например, при лишении или ограничении родительских прав обязанность доказать наличие оснований лишения / ограничения лежало бы на "инициаторе" процесса. По сути, устанавливалась бы доказательственная презумпция и очередное исключение из классического правила доказывания в гражданском процессе, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Появление данной презумпции в законодательстве повлекло бы за собой внесение изменений в нормы закона, связанные с представительством интересов детей. Согласно п. 2 ст. 64 СК РФ родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Данное положение Семейного кодекса вступает в противоречие с вышеуказанной презумпцией и могло бы привести к тому, что фактически в большинстве случаев интересы ребенка представлял бы родитель даже при наличии противоречий. На данный момент интересы ребенка по общему правилу представляет родитель, а в некоторых случаях орган опеки и попечительства. Стоит заметить, что в некоторых случаях и родители, и орган опеки и попечительства могут быть "предвзяты" по отношению к ребенку и "транслировать" не столько позицию ребенка, сколько свою, а иногда и исключительно свою, считая ее единственно верной и правильной. "Но нередко позиция ребенка может расходиться и с позицией родителей, и с позицией органа опеки и попечительства" <6>. Например, при лишении родительских прав по иску органа опеки и попечительства родители, несомненно, будут поддерживать позицию "против", а орган опеки и попечительства как инициатор данного процесса, конечно, "за". Согласно п. 2 ст. 64 СК РФ, о котором шла речь выше, в таком деле интересы ребенка будет представлять орган опеки и попечительства, что представляется достаточно неразумным, поскольку представитель ребенка одновременно является и инициатором процесса. В такой ситуации ребенок "фактически процессуально бесправен" <7>.
(Горожанкина Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 11)14 июля 2020 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации несколькими членами Совета Федерации, а именно Е.Б. Мизулиной, Е.В. Афанасьевой, А.Д. Башкиным, Р.Ф. Галушиной, М.Г. Кавджарадзе, Л.Б. Нарусовой, М.Н. Павловой был внесен законопроект N 989008-7 о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации <4> (далее - СК РФ) в целях укрепления института семьи. Практикующие юристы, органы государственной власти негативно оценили данный законопроект, и уже в ноябре того же года он был снят с рассмотрения после первого чтения в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы в соответствии с ч. 6 ст. 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации <5>. Законопроект N 989008-7 вносил изменения в СК РФ в том числе и в части судебной защиты прав ребенка. Во-первых, предлагалось внести в п. 3 ст. 1 СК РФ положение об обеспечения приоритетной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Также законопроект вводил понятие защиты прав и законных интересов ребенка как деятельности, направленной на устранение угрозы нарушения его прав и законных интересов и (или) на восстановление нарушенных прав ребенка, осуществляемой лицами, на попечении которых находится ребенок, органами опеки и попечительства и иными лицами. Одним из серьезных изменений, предлагаемых законопроектом было введение презумпции добросовестности действий родителей, в соответствии с которой действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей), если иное не установлено вступившим в законную силу решением суда. Появление данной презумпции в законодательстве означало бы, что, например, при лишении или ограничении родительских прав обязанность доказать наличие оснований лишения / ограничения лежало бы на "инициаторе" процесса. По сути, устанавливалась бы доказательственная презумпция и очередное исключение из классического правила доказывания в гражданском процессе, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Появление данной презумпции в законодательстве повлекло бы за собой внесение изменений в нормы закона, связанные с представительством интересов детей. Согласно п. 2 ст. 64 СК РФ родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей. Данное положение Семейного кодекса вступает в противоречие с вышеуказанной презумпцией и могло бы привести к тому, что фактически в большинстве случаев интересы ребенка представлял бы родитель даже при наличии противоречий. На данный момент интересы ребенка по общему правилу представляет родитель, а в некоторых случаях орган опеки и попечительства. Стоит заметить, что в некоторых случаях и родители, и орган опеки и попечительства могут быть "предвзяты" по отношению к ребенку и "транслировать" не столько позицию ребенка, сколько свою, а иногда и исключительно свою, считая ее единственно верной и правильной. "Но нередко позиция ребенка может расходиться и с позицией родителей, и с позицией органа опеки и попечительства" <6>. Например, при лишении родительских прав по иску органа опеки и попечительства родители, несомненно, будут поддерживать позицию "против", а орган опеки и попечительства как инициатор данного процесса, конечно, "за". Согласно п. 2 ст. 64 СК РФ, о котором шла речь выше, в таком деле интересы ребенка будет представлять орган опеки и попечительства, что представляется достаточно неразумным, поскольку представитель ребенка одновременно является и инициатором процесса. В такой ситуации ребенок "фактически процессуально бесправен" <7>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)77. Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)77. Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации".
Статья: Отчество против матчества: сохранение традиций или следование современным тенденциям?
(Борисова Л.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Сегодня активисты, выступающие за создание в России института матчества, объединяются в группы, пишут петиции с целью внести соответствующие изменения в Семейный кодекс Российской Федерации <10> (далее - СК РФ), который, как известно, поддерживает в этом отношении отцов. Согласно ст. 58 имя ребенку дается по соглашению родителей, а отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Если отцовство ребенка официально не установлено, имя и свою фамилию дает ребенку мать, а отчество "...присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка".
(Борисова Л.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Сегодня активисты, выступающие за создание в России института матчества, объединяются в группы, пишут петиции с целью внести соответствующие изменения в Семейный кодекс Российской Федерации <10> (далее - СК РФ), который, как известно, поддерживает в этом отношении отцов. Согласно ст. 58 имя ребенку дается по соглашению родителей, а отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. Если отцовство ребенка официально не установлено, имя и свою фамилию дает ребенку мать, а отчество "...присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка".
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<1> Законопроект N 835938-7 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части имущественных отношений супругов)". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/835938-7 (дата обращения: 08.04.2024).
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)<1> Законопроект N 835938-7 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части имущественных отношений супругов)". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/835938-7 (дата обращения: 08.04.2024).