Изменения в проект освоения лесов
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в проект освоения лесов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 88 "Проект освоения лесов" ЛК РФ"В случае существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка изменения в проект освоения лесов вносятся после внесения изменений в договор аренды лесного участка."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 71 "Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" ЛК РФ"Согласно полученному ответу использование лесов для заготовки древесины осуществляется на основании действующего договора аренды лесного участка, при наличии проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, а также лесной декларации, принятой уполномоченным органом в установленном порядке. Рослесхозом отмечено, что лесное законодательство не содержит норм о приостановлении или прекращении действия проекта освоения лесов до внесения в него изменений, в том числе по результатам лесоустройства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При проведении государственной экспертизы изменений в проекты освоения лесов уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 8.4 Закона РФ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 301-ФЗ) положения п. 3 ст. 41 ЛК РФ в части допустимости строительства, реконструкции, эксплуатации на части площади лесного участка, предоставленного для осуществления рекреационной деятельности, объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, размещения для указанных целей некапитальных строений, сооружений применяются к лесным участкам, предоставленным в аренду или постоянное (бессрочное) пользование после 1 января 2022 года.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)При проведении государственной экспертизы изменений в проекты освоения лесов уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 8.4 Закона РФ от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 301-ФЗ) положения п. 3 ст. 41 ЛК РФ в части допустимости строительства, реконструкции, эксплуатации на части площади лесного участка, предоставленного для осуществления рекреационной деятельности, объектов капитального строительства для оказания услуг в сфере туризма, развития физической культуры и спорта, организации отдыха и укрепления здоровья граждан, размещения для указанных целей некапитальных строений, сооружений применяются к лесным участкам, предоставленным в аренду или постоянное (бессрочное) пользование после 1 января 2022 года.
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Смягчение требования к количеству пунктов и возможности организации и эксплуатации единого пункта сосредоточения противопожарного инвентаря для нескольких участков, безусловно, экономически выгодны и организационно удобны арендаторам. Однако объединение и формирование из нескольких пунктов одного не представляется возможным для арендаторов, заключивших договор до 2015 года, так как такие действия (юридически отвечающие современным требованиям) приведут к неисполнению договора аренды (будут нарушены обязанности, закрепленные в договоре аренды лесного участка и проекте освоения лесов). Внесение изменений в договор аренды лесного участка на том лишь основании, что изменились требования в законодательстве, в настоящее время не представляется возможным. В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением трех случаев:
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Смягчение требования к количеству пунктов и возможности организации и эксплуатации единого пункта сосредоточения противопожарного инвентаря для нескольких участков, безусловно, экономически выгодны и организационно удобны арендаторам. Однако объединение и формирование из нескольких пунктов одного не представляется возможным для арендаторов, заключивших договор до 2015 года, так как такие действия (юридически отвечающие современным требованиям) приведут к неисполнению договора аренды (будут нарушены обязанности, закрепленные в договоре аренды лесного участка и проекте освоения лесов). Внесение изменений в договор аренды лесного участка на том лишь основании, что изменились требования в законодательстве, в настоящее время не представляется возможным. В соответствии с частью 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением трех случаев:
Нормативные акты
"Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем пятнадцать рабочих дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится в течение не более чем пятнадцать рабочих дней со дня его поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Государственная или муниципальная экспертиза изменений в проект освоения лесов, подготовленных на основании акта лесопатологического обследования, проводится в течение не более чем десять рабочих дней со дня их поступления в уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Приказ Минприроды России от 16.11.2021 N 864
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2021 г. N 66777
(ред. от 07.08.2023)
"Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2021 N 66777)Зарегистрировано в Минюсте России 30 декабря 2021 г. N 66777
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Приказ Минприроды России от 16 ноября 2021 г. N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> См.: Приказ Минприроды России от 16 ноября 2021 г. N 864 "Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суды констатировали, что арендатор при отводе и таксации лесосеки, установив несоответствие материалов лесоустройства фактической ситуации, обязан принять меры для разрешения возникшей ситуации и не допустить нарушения Правил N 474. При проведении натурного отвода ответчик должен был удостовериться, что расстояние до края воды соответствует требованиям ВК РФ, закрыть для рубки участок леса, находящийся в водоохранной зоне, и внести соответствующие изменения в материалы лесоустройства, однако этого не сделал. Согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы, спорный лесной участок отнесен к эксплуатационным лесам, а выделу 49 присвоен статус особо защитного участка.
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Суды констатировали, что арендатор при отводе и таксации лесосеки, установив несоответствие материалов лесоустройства фактической ситуации, обязан принять меры для разрешения возникшей ситуации и не допустить нарушения Правил N 474. При проведении натурного отвода ответчик должен был удостовериться, что расстояние до края воды соответствует требованиям ВК РФ, закрыть для рубки участок леса, находящийся в водоохранной зоне, и внести соответствующие изменения в материалы лесоустройства, однако этого не сделал. Согласно проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы, спорный лесной участок отнесен к эксплуатационным лесам, а выделу 49 присвоен статус особо защитного участка.
Статья: Проблемы возмещения вреда, причиненного охотничьим ресурсам лесозаготовительной деятельностью
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)<6> См. подроб.: Об утверждении состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа: Приказ Минприроды России от 16 ноября 2021 г. N 864 // СПС "КонсультантПлюс". URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 25.08.2023).
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Администратор суда", 2023, N 4)<6> См. подроб.: Об утверждении состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа: Приказ Минприроды России от 16 ноября 2021 г. N 864 // СПС "КонсультантПлюс". URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 25.08.2023).