Изменения в правила благоустройства
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в правила благоустройства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45.1 "Содержание правил благоустройства территории муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из содержания пункта 11 части 10 статьи 35, статьи 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что утверждение правил благоустройства на территории муниципального образования и внесение в них изменений отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 35 "Представительный орган муниципального образования" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из содержания пункта 11 части 10 статьи 35, статьи 45.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ следует, что утверждение правил благоустройства на территории муниципального образования и внесение в них изменений отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Благоустройство территории в системе градостроительной деятельности
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В связи с этим возникает ряд вопросов, на которые не представляется возможным дать однозначный ответ: на каком основании при разработке правил благоустройства территории муниципального образования должны применяться своды правил и национальные стандарты, которые формально юридически распространяются только на объекты капитального строительства и связанные с ними процессы? какие юридические последствия могут наступить в случае несоблюдения органами местного самоуправления их требований (например, подлежат ли отмене соответствующие положения правил благоустройства территории, а виновные лица - привлечению к юридической ответственности)? нужно ли вносить изменения в муниципальные правила благоустройства территории в случае обновления сводов правил и национальных стандартов (т.е. приводить муниципальные правила в соответствие с ними)?
(Кичигин Н.В.)
("Закон", 2025, N 3)В связи с этим возникает ряд вопросов, на которые не представляется возможным дать однозначный ответ: на каком основании при разработке правил благоустройства территории муниципального образования должны применяться своды правил и национальные стандарты, которые формально юридически распространяются только на объекты капитального строительства и связанные с ними процессы? какие юридические последствия могут наступить в случае несоблюдения органами местного самоуправления их требований (например, подлежат ли отмене соответствующие положения правил благоустройства территории, а виновные лица - привлечению к юридической ответственности)? нужно ли вносить изменения в муниципальные правила благоустройства территории в случае обновления сводов правил и национальных стандартов (т.е. приводить муниципальные правила в соответствие с ними)?
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) проектам правил благоустройства территорий (и проектам изменений в них);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) проектам правил благоустройства территорий (и проектам изменений в них);
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2021 года"Указанные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, наделяют органы местного самоуправления полномочием путем принятия либо изменения правил благоустройства территории городского округа регулировать вопросы размещения таких элементов благоустройства, как нестационарные торговые объекты, на придомовой территории многоквартирного дома, в котором находятся жилые помещения, принадлежащие гражданам на праве собственности.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
(ред. от 31.07.2025)1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье - проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.3. Согласно ч. 2 комментируемой статьи участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, могут быть только определенные категории лиц. К их числу относятся граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2.3. Согласно ч. 2 комментируемой статьи участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, могут быть только определенные категории лиц. К их числу относятся граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Статья: Tempus omnia revelat? Использование возрастного критерия для отнесения недвижимости к объектам культурного наследия
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)<61> Безусловно, публичные ограничения, накладываемые на собственников объектов недвижимости, например, в части невозможности вносить изменения во внешний облик объектов, могут проистекать не только из законодательства об охране памятников, но и из градостроительного законодательства. Однако такие требования, как правило, являются более мягкими в сравнении с ограничениями, накладываемыми в отношении памятников. См., напр., регламентацию процедуры изменения фасадов зданий и сооружений в правилах благоустройства территории: решение Совета депутатов городского округа Троицк в г. Москве от 28.05.2020 N 285/64 "Об утверждении Правил благоустройства территории внутригородского муниципального образования городской округ Троицк в городе Москве"; решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 20.06.2017 N 38-6 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск".
(Александрова М.А., Башарин А.В., Давыдов Д.Б., Тузов Д.О.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)<61> Безусловно, публичные ограничения, накладываемые на собственников объектов недвижимости, например, в части невозможности вносить изменения во внешний облик объектов, могут проистекать не только из законодательства об охране памятников, но и из градостроительного законодательства. Однако такие требования, как правило, являются более мягкими в сравнении с ограничениями, накладываемыми в отношении памятников. См., напр., регламентацию процедуры изменения фасадов зданий и сооружений в правилах благоустройства территории: решение Совета депутатов городского округа Троицк в г. Москве от 28.05.2020 N 285/64 "Об утверждении Правил благоустройства территории внутригородского муниципального образования городской округ Троицк в городе Москве"; решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 20.06.2017 N 38-6 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Горно-Алтайск".