Изменения в казначействе с 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в казначействе с 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Внутренний финансовый контроль (проведение казначейством проверок) в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Казначейство вправе проверять законность изменения условий государственного контракта, исполненного и прекратившего свое действие, а также продления срока его действия
(КонсультантПлюс, 2025)Казначейство вправе проверять законность изменения условий государственного контракта, исполненного и прекратившего свое действие, а также продления срока его действия
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Внутренний финансовый контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Казначейство вправе проверять законность изменений условий государственного контракта, исполненного и прекратившего свое действие, а также продление срока его действия
(КонсультантПлюс, 2025)Казначейство вправе проверять законность изменений условий государственного контракта, исполненного и прекратившего свое действие, а также продление срока его действия
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация принципов финансового контроля, осуществляемого в рамках контрактной системы: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<16> План нормотворческой работы Федерального казначейства по подготовке проектов нормативных правовых (правовых) актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, предложений по изменению законодательных и подзаконных актов Российской Федерации в 2021 году (утв. Казначейством России 11.01.2021) // Документ официально опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
(Бит-Шабо И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 6)<16> План нормотворческой работы Федерального казначейства по подготовке проектов нормативных правовых (правовых) актов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, предложений по изменению законодательных и подзаконных актов Российской Федерации в 2021 году (утв. Казначейством России 11.01.2021) // Документ официально опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В п. 11 названного Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2407) предусмотрено, что Казначейство России не изменяет категорию риска, к которой отнесен объект контроля в соответствии с приложением N 1 к данному Положению, в связи с наличием негативных событий, имевшихся в деятельности аудиторской организации и свидетельствующих о возможном несоблюдении ею обязательных требований, при одновременном выполнении аудиторской организацией в течение пяти последовательных календарных лет, предшествовавших году осуществления оценки риска, следующих условий, подтверждающих добросовестность аудиторской организации:
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В п. 11 названного Положения (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. N 2407) предусмотрено, что Казначейство России не изменяет категорию риска, к которой отнесен объект контроля в соответствии с приложением N 1 к данному Положению, в связи с наличием негативных событий, имевшихся в деятельности аудиторской организации и свидетельствующих о возможном несоблюдении ею обязательных требований, при одновременном выполнении аудиторской организацией в течение пяти последовательных календарных лет, предшествовавших году осуществления оценки риска, следующих условий, подтверждающих добросовестность аудиторской организации:
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 15.11.2024 N 172н
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)<3> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 мая 2020 г., регистрационный N 58280, с изменениями, внесенными приказами Федерального казначейства от 28 июня 2021 г. N 23н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2021 г., регистрационный N 64462), от 13 октября 2021 г. N 29н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2021 г., регистрационный N 65906), от 28 декабря 2022 г. N 38н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2023 г., регистрационный N 72119).
(ред. от 06.08.2025)
"Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80841)<3> Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 мая 2020 г., регистрационный N 58280, с изменениями, внесенными приказами Федерального казначейства от 28 июня 2021 г. N 23н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июля 2021 г., регистрационный N 64462), от 13 октября 2021 г. N 29н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2021 г., регистрационный N 65906), от 28 декабря 2022 г. N 38н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2023 г., регистрационный N 72119).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный абзац изложен с 1 января 2026 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, принятым в рамках установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ. Но изменения коснулись лишь следующего: в прежней редакции абзаца были указаны также федеральные государственные унитарные предприятия, а федеральный орган исполнительной власти обозначался как уполномоченный на осуществление в соответствии с законодательством РФ правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейского обслуживания (до внесения Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ изменения говорилось о кассовом обслуживании) исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (соответственно, речь шла также о Казначействе России).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Данный абзац изложен с 1 января 2026 г. полностью в новой редакции Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 353-ФЗ, принятым в рамках установления механизма осуществления валютного контроля за проведением резидентами валютных операций за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ. Но изменения коснулись лишь следующего: в прежней редакции абзаца были указаны также федеральные государственные унитарные предприятия, а федеральный орган исполнительной власти обозначался как уполномоченный на осуществление в соответствии с законодательством РФ правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейского обслуживания (до внесения Федеральным законом от 24 февраля 2021 г. N 20-ФЗ изменения говорилось о кассовом обслуживании) исполнения бюджетов бюджетной системы РФ (соответственно, речь шла также о Казначействе России).
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Сравнение структур Правил КС с Правилами 2021 и Правилами 2021-ГОЗ показало их принципиальное отличие и содержательные изменения, которые обусловлены переходом к единым правилам казначейского сопровождения в соответствии с пунктом 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса:
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Сравнение структур Правил КС с Правилами 2021 и Правилами 2021-ГОЗ показало их принципиальное отличие и содержательные изменения, которые обусловлены переходом к единым правилам казначейского сопровождения в соответствии с пунктом 3 статьи 242.23 Бюджетного кодекса:
Статья: Некоторые вопросы казначейского сопровождения контрактов
(Миронова С.М., Деребизова М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)На практике встречаются случаи, когда возникает необходимость изменения источника финансирования, что влечет за собой переход на казначейское сопровождение, а это может вызвать проблемы, связанные с выполнением государственного контракта. Так, по делу N А50-9767/2023 имело место отсутствие необходимых лимитов финансирования в 2021 г., а изменение источника финансирования строительства объекта и длительный переход договора на казначейское сопровождение стали причиной отсутствия на протяжении значительного времени финансирования со стороны заказчика по договору, что привело к возникновению значительных кассовых разрывов у подрядчика <12>.
(Миронова С.М., Деребизова М.В.)
("Финансовое право", 2024, N 9)На практике встречаются случаи, когда возникает необходимость изменения источника финансирования, что влечет за собой переход на казначейское сопровождение, а это может вызвать проблемы, связанные с выполнением государственного контракта. Так, по делу N А50-9767/2023 имело место отсутствие необходимых лимитов финансирования в 2021 г., а изменение источника финансирования строительства объекта и длительный переход договора на казначейское сопровождение стали причиной отсутствия на протяжении значительного времени финансирования со стороны заказчика по договору, что привело к возникновению значительных кассовых разрывов у подрядчика <12>.
Статья: Общие тенденции цифровизации бюджетного процесса в Российской Федерации
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)В качестве важного этапа цифровизации управления публичными финансами следует рассматривать произошедшее в 2021 г. расширение полномочий Федерального казначейства. Так, в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, дополнившие данный нормативный правовой акт главами 24.2 "Система казначейских платежей" и 24.3 "Казначейское обслуживание" <24>. Позднее Бюджетный кодекс РФ также был дополнен главой 24.4 "Казначейское сопровождение" <25>. Представляется, что нормы, содержащиеся в данных главах, привели к кардинальному изменению системы управления публичными финансами и трансформации правового статуса Федерального казначейства.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)В качестве важного этапа цифровизации управления публичными финансами следует рассматривать произошедшее в 2021 г. расширение полномочий Федерального казначейства. Так, в Бюджетный кодекс РФ были внесены изменения, дополнившие данный нормативный правовой акт главами 24.2 "Система казначейских платежей" и 24.3 "Казначейское обслуживание" <24>. Позднее Бюджетный кодекс РФ также был дополнен главой 24.4 "Казначейское сопровождение" <25>. Представляется, что нормы, содержащиеся в данных главах, привели к кардинальному изменению системы управления публичными финансами и трансформации правового статуса Федерального казначейства.
Статья: К вопросу о правовом регулировании иммунитета бюджетов
(Бехер В.В., Солдунов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Более того, внесенные в середине 2021 г. изменения расширили сферу применения иммунитета еще и на подлежащие казначейскому сопровождению средства участников казначейского сопровождения, к которым введенная Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) глава 24.4 БК РФ относит определенные федеральным законом о бюджете средства, получаемые на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), а также определенные законом субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ) о бюджете средства, рамки которых регламентированы ст. 242.26 БК РФ. Следовательно, внесенные изменения направлены на создание благоприятного правового режима для средств, предоставляемых с целью исполнения обязательств по контрактам, договорам, соглашениям, указанным в п. 1 ст. 242.23 БК РФ. Применение особого правового режима в отношении указанных средств позволяет достичь цели их эффективного применения, которое, в свою очередь, ориентировано на адекватное потребностям удовлетворение государственных (муниципальных) нужд.
(Бехер В.В., Солдунов А.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 3)Более того, внесенные в середине 2021 г. изменения расширили сферу применения иммунитета еще и на подлежащие казначейскому сопровождению средства участников казначейского сопровождения, к которым введенная Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) глава 24.4 БК РФ относит определенные федеральным законом о бюджете средства, получаемые на основании государственных контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), а также определенные законом субъекта Российской Федерации (далее - субъект РФ) о бюджете средства, рамки которых регламентированы ст. 242.26 БК РФ. Следовательно, внесенные изменения направлены на создание благоприятного правового режима для средств, предоставляемых с целью исполнения обязательств по контрактам, договорам, соглашениям, указанным в п. 1 ст. 242.23 БК РФ. Применение особого правового режима в отношении указанных средств позволяет достичь цели их эффективного применения, которое, в свою очередь, ориентировано на адекватное потребностям удовлетворение государственных (муниципальных) нужд.
Статья: Субъекты бюджетного права: трансформация правового статуса на современном этапе развития общества и государства
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Новые приоритеты развития российского общества и государства на современном этапе повлекли трансформацию правового статуса субъектов бюджетного права по двум направлениям. Во-первых, в 2019 - 2020 годах появились новые субъекты бюджетного права: муниципальные округа, публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства". Во-вторых, произошли изменения в полномочиях действующих субъектов бюджетного права в таких сферах, как цифровизация бюджетного процесса и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. И если цифровизация бюджетного процесса затронула всех субъектов бюджетного права, то изменение системы исполнения бюджетов главным образом отразилось на Федеральном казначействе, полномочия которого с 1 января 2021 года существенно расширились в связи с переходом к казначейскому обслуживанию бюджетов. На основе анализа положений действующего бюджетного законодательства Российской Федерации и проекта Бюджетного кодекса Российской Федерации делается вывод о перманентности процесса трансформации правового статуса субъектов бюджетного права и его обусловленности происходящими в жизни общества и государства изменениями, стоящими перед обществом и государством целями и задачами на каждом конкретном этапе их исторического развития.
(Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2021, N 4)Новые приоритеты развития российского общества и государства на современном этапе повлекли трансформацию правового статуса субъектов бюджетного права по двум направлениям. Во-первых, в 2019 - 2020 годах появились новые субъекты бюджетного права: муниципальные округа, публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства". Во-вторых, произошли изменения в полномочиях действующих субъектов бюджетного права в таких сферах, как цифровизация бюджетного процесса и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. И если цифровизация бюджетного процесса затронула всех субъектов бюджетного права, то изменение системы исполнения бюджетов главным образом отразилось на Федеральном казначействе, полномочия которого с 1 января 2021 года существенно расширились в связи с переходом к казначейскому обслуживанию бюджетов. На основе анализа положений действующего бюджетного законодательства Российской Федерации и проекта Бюджетного кодекса Российской Федерации делается вывод о перманентности процесса трансформации правового статуса субъектов бюджетного права и его обусловленности происходящими в жизни общества и государства изменениями, стоящими перед обществом и государством целями и задачами на каждом конкретном этапе их исторического развития.
Готовое решение: Как сформировать идентификатор государственного контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Сформированный после заключения контракта идентификатор сохраняется неизменным на период всего действия контракта (п. 4 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 02.12.2021 N 205н, п. 5 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 475, Казначейства России N 13н от 11.08.2015). Возможность изменить идентификатор нормативными правовыми актами не предусмотрена.
(КонсультантПлюс, 2025)Сформированный после заключения контракта идентификатор сохраняется неизменным на период всего действия контракта (п. 4 Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 02.12.2021 N 205н, п. 5 Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны РФ N 475, Казначейства России N 13н от 11.08.2015). Возможность изменить идентификатор нормативными правовыми актами не предусмотрена.