Изменения в генеральный план
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в генеральный план (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 5.1 "Общественные обсуждения, публичные слушания по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" Градостроительного кодекса РФ"Принятие генерального плана без учета мнения отдельных граждан, не являющихся арендаторами либо собственниками земельного участка, само по себе не может свидетельствовать о нарушении процедуры общественных обсуждений и (или) о незаконности документа территориального планирования при том, что согласно положениям части 2 статьи 5.1, части 9 статьи 28 ГрК РФ право представить свои замечания и предложения по проекту изменения генерального плана муниципального образования принадлежит любому заинтересованному лицу, при этом такие предложения, не являясь обязательными для уполномоченных органов местного самоуправления, подлежат рассмотрению организатором общественных обсуждений с указанием в заключении о результатах общественных обсуждений аргументированных рекомендаций организатора общественных обсуждений о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений предложений и замечаний, после чего глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение либо о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования, либо об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 18 "Документы территориального планирования муниципальных образований" Градостроительного кодекса РФ"По смыслу статей 18 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и взаимосвязанных с ними абзаца восьмого пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта генерального плана 2011 года), а также статей 8 и 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" утверждение или изменение генерального плана муниципального образования, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. В силу части 1 статьи 8 данного Федерального закона установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изменение генерального плана поселения,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изменение генерального плана поселения,
Статья: Возмещение убытков правообладателям земельных участков при внесении изменений в генеральный план: дискуссионные вопросы теории и практики
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)"Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8
(Башарин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8)"Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 8
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.03.2022 N 58-ФЗ
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения;
(ред. от 03.02.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"1) срок согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа, проекта документа о внесении изменений в соответствующий генеральный план с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), не может превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования. Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения;
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)17. Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Рассматривая это дело, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что изменение правового режима земельного участка, а именно категории и вида разрешенного использования, не предусматривающее дальнейшее использование участка в целях сельскохозяйственного производства, действительно является препятствием для заключения нового договора аренды земельного участка в названных целях. Вместе с тем "само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования" <3>.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Рассматривая это дело, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что изменение правового режима земельного участка, а именно категории и вида разрешенного использования, не предусматривающее дальнейшее использование участка в целях сельскохозяйственного производства, действительно является препятствием для заключения нового договора аренды земельного участка в названных целях. Вместе с тем "само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования" <3>.
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)В заключение отдельно стоит отменить сложившийся в практике правоприменительных органов подход, в соответствии с которым определяя назначение территории исходя из планов ее развития в целом (изменение) генерального плана не влечет изменение правового режима земельных участков при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования <25>. Невозможно не согласиться с указанным выводом, поскольку эффективная реализация генерального плана способствует гармоничному развитию городской инфраструктуры, улучшению качества жизни населения и созданию благоприятной экономической среды.
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)В заключение отдельно стоит отменить сложившийся в практике правоприменительных органов подход, в соответствии с которым определяя назначение территории исходя из планов ее развития в целом (изменение) генерального плана не влечет изменение правового режима земельных участков при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования <25>. Невозможно не согласиться с указанным выводом, поскольку эффективная реализация генерального плана способствует гармоничному развитию городской инфраструктуры, улучшению качества жизни населения и созданию благоприятной экономической среды.
Статья: Сложный путь познания правового усмотрения: к чувству уверенности на основе ценностных ориентиров
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<11> О правовом регулировании пределов свободы усмотрения органов публичной власти см., например: Кустов С.С. Дискреционные административные акты территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований // Сибирское юридическое обозрение. 2024. Т. 21. N 1. С. 39 - 50; Башарин А.В. Об ограничении свободы усмотрения публичной власти при принятии (изменении) генеральных планов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. N 9. С. 10 - 22.
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<11> О правовом регулировании пределов свободы усмотрения органов публичной власти см., например: Кустов С.С. Дискреционные административные акты территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований // Сибирское юридическое обозрение. 2024. Т. 21. N 1. С. 39 - 50; Башарин А.В. Об ограничении свободы усмотрения публичной власти при принятии (изменении) генеральных планов // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. N 9. С. 10 - 22.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.1.5. Внесение изменений в Генеральный план поселения
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.1.5. Внесение изменений в Генеральный план поселения
Информация: Заседание Президиума Госсовета по вопросу развития инфраструктуры для жизни
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Но мы постепенно превратили генеральный план в политический документ, изменение которого необходимо проводить самым сложным образом, чуть ли не референдумом. С учетом того что там находится порядка 150 только основных слоев, начиная от электрического кабеля, заканчивая дорогой, мостиком и так далее, то естественно, что изменения, необходимые по жизни, в этих генеральных планах огромные, а менять его чрезвычайно сложно. Более того, генеральные планы по такой сложной процедуре сейчас принимаются на 10 - 15 лет, на перспективу.
("Официальный сайт Президента РФ", 2025)Но мы постепенно превратили генеральный план в политический документ, изменение которого необходимо проводить самым сложным образом, чуть ли не референдумом. С учетом того что там находится порядка 150 только основных слоев, начиная от электрического кабеля, заканчивая дорогой, мостиком и так далее, то естественно, что изменения, необходимые по жизни, в этих генеральных планах огромные, а менять его чрезвычайно сложно. Более того, генеральные планы по такой сложной процедуре сейчас принимаются на 10 - 15 лет, на перспективу.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Изменение генерального плана или правил землепользования и застройки может повлечь за собой выплату соответствующего возмещения, если в результате такого изменения существенно ограничиваются права правообладателей земельных участков. При этом важно в таком случае оценивать, насколько ограничение влияет на обоснованные инвестиционные ожидания собственника земельного участка. Например, в случае если собственник начал приготовления к использованию недвижимости в соответствии с имеющимися разрешенным использованием и характеристиками земельного участка, то представляется необходимым компенсировать правообладателю возникшие убытки <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Изменение генерального плана или правил землепользования и застройки может повлечь за собой выплату соответствующего возмещения, если в результате такого изменения существенно ограничиваются права правообладателей земельных участков. При этом важно в таком случае оценивать, насколько ограничение влияет на обоснованные инвестиционные ожидания собственника земельного участка. Например, в случае если собственник начал приготовления к использованию недвижимости в соответствии с имеющимися разрешенным использованием и характеристиками земельного участка, то представляется необходимым компенсировать правообладателю возникшие убытки <1>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Специфическим видом земельного участка выступает искусственный земельный участок, который представляет собой сооружение, признаваемое с момента его ввода в эксплуатацию земельным участком, после чего данный участок приобретает статус, равный статусу участка - природного объекта, и на него распространяются положения земельного законодательства об использовании и охране земель; при этом искусственный земельный участок не утрачивает статус объекта капитального строительства. По общему правилу "обычный" земельный участок располагается в составе определенной категории земель и режим участка носит производный характер от целевого назначения земель соответствующей категории и норм о зонировании. Однако искусственный земельный участок - это вновь созданный объект, что обусловливает необходимость распространения на него публичных правил об условиях использования объектов земельных отношений, поэтому данный участок претерпевает первичные способы установления правового режима, такие как категоризация и зонирование, после чего может выступать источником образования других участков. Разрешение на ввод в эксплуатацию искусственного земельного участка является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования данного участка. При отнесении искусственного земельного участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Специфическим видом земельного участка выступает искусственный земельный участок, который представляет собой сооружение, признаваемое с момента его ввода в эксплуатацию земельным участком, после чего данный участок приобретает статус, равный статусу участка - природного объекта, и на него распространяются положения земельного законодательства об использовании и охране земель; при этом искусственный земельный участок не утрачивает статус объекта капитального строительства. По общему правилу "обычный" земельный участок располагается в составе определенной категории земель и режим участка носит производный характер от целевого назначения земель соответствующей категории и норм о зонировании. Однако искусственный земельный участок - это вновь созданный объект, что обусловливает необходимость распространения на него публичных правил об условиях использования объектов земельных отношений, поэтому данный участок претерпевает первичные способы установления правового режима, такие как категоризация и зонирование, после чего может выступать источником образования других участков. Разрешение на ввод в эксплуатацию искусственного земельного участка является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования данного участка. При отнесении искусственного земельного участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
Готовое решение: Как внести изменения в правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)несоответствие ПЗЗ генплану поселения (муниципального округа, городского округа), схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения изменений в такие генеральные планы или схему;
(КонсультантПлюс, 2025)несоответствие ПЗЗ генплану поселения (муниципального округа, городского округа), схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения изменений в такие генеральные планы или схему;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4.6. В ч. 4.6 комментируемой статьи сделана ссылка на ч. 9 ст. 33 настоящего Кодекса, в соответствии с которой глава местной администрации обязан обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки путем их уточнения при наступлении указанных в ней оснований для таких изменений в связи с чем проводится соответствующая проверка. Проверка проекта изменений в правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в части соответствия таких изменений генеральным планам указанных субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом изменений в эти генеральные планы, подготовленных в соответствии с ч. 4.5 настоящей статьи.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4.6. В ч. 4.6 комментируемой статьи сделана ссылка на ч. 9 ст. 33 настоящего Кодекса, в соответствии с которой глава местной администрации обязан обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки путем их уточнения при наступлении указанных в ней оснований для таких изменений в связи с чем проводится соответствующая проверка. Проверка проекта изменений в правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в части соответствия таких изменений генеральным планам указанных субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом изменений в эти генеральные планы, подготовленных в соответствии с ч. 4.5 настоящей статьи.