Изменения в бюджетный кодекс
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в бюджетный кодекс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 401 ГК РФ "Основания ответственности за нарушение обязательства"1.5.1. Порядок исполнения судебных актов, установленный Бюджетным кодексом РФ, не изменяет условий и оснований применения гражданско-правовой ответственности (позиция ВС РФ, ВАС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 40.1 "Возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет" БК РФ"Доводы жалобы о том, что мэрия является распорядителем бюджетных средств и не имеет правовых оснований для возврата излишне уплаченных платежей в бюджет, зачисленных в качестве дохода от передачи в аренду не разграниченных земельных участков, без соответствующего заявления плательщика, также являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, мотивированно им отклонены с указанием на то, что положения статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) не применимы в рассматриваемом случае, поскольку данная норма введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" и вступила в силу с 01.07.2021.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменения в Бюджетном кодексе и налоговая реформа
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)"Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)"Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8
Статья: Изменения в Порядке формирования и применения кодов БК
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)"Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8)"Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 8
Нормативные акты
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)31 июля 1998 года N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)31 июля 1998 года N 145-ФЗ
Статья: Общие тенденции цифровизации бюджетного процесса в Российской Федерации
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<24> Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" // СЗ РФ. 2019. N 52 (ч. I). Ст. 7797.
(Забралова О.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 11)<24> Федеральный закон от 27.12.2019 N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" // СЗ РФ. 2019. N 52 (ч. I). Ст. 7797.
Статья: К вопросу об эффективном использовании нефтегазовых доходов Фонда национального благосостояния
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)Ранее существовал Резервный фонд, однако согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 262-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета", его деятельность была прекращена, его средства были переведены в Фонд национального благосостояния.
(Кугаевский Д.В.)
("Юрист", 2024, N 11)Ранее существовал Резервный фонд, однако согласно Федеральному закону от 29 июля 2017 г. N 262-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета", его деятельность была прекращена, его средства были переведены в Фонд национального благосостояния.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2019 г. планировалось, что дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов будут распределяться по более стабильным методикам. Для этого, в частности, были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). В соответствии с ними дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов предоставляются на покрытие недостаточного уровня местных доходов или выделяются в качестве инструмента поощрения муниципальных образований. Ранее федеральный законодатель не уточнял целей и направлений предоставления подобных дотаций. В новой статье 138.4 БК РФ указано, что сами методики распределения данных дотаций формируются региональными властями, а значит, могут быть индивидуализированы исходя из практики, целей и проблем бюджетного регулирования в конкретном субъекте РФ. Однако в 2020 г. в связи с последствиями пандемии роль и значение данных дотаций существенно изменились. Они стали инструментом замещения недополученных налоговых и неналоговых доходов.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В 2019 г. планировалось, что дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов будут распределяться по более стабильным методикам. Для этого, в частности, были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). В соответствии с ними дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов предоставляются на покрытие недостаточного уровня местных доходов или выделяются в качестве инструмента поощрения муниципальных образований. Ранее федеральный законодатель не уточнял целей и направлений предоставления подобных дотаций. В новой статье 138.4 БК РФ указано, что сами методики распределения данных дотаций формируются региональными властями, а значит, могут быть индивидуализированы исходя из практики, целей и проблем бюджетного регулирования в конкретном субъекте РФ. Однако в 2020 г. в связи с последствиями пандемии роль и значение данных дотаций существенно изменились. Они стали инструментом замещения недополученных налоговых и неналоговых доходов.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В 2019 г. планировалось, что дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов будут распределяться по более стабильным методикам. Для этого, в частности, были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). В соответствии с ними дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов предоставляются на покрытие недостаточного уровня местных доходов или выделяются в качестве инструмента поощрения муниципальных образований. Ранее федеральный законодатель не уточнял целей и направлений предоставления подобных дотаций. В новой статье 138.4 БК РФ указано, что сами методики распределения данных дотаций формируются региональными властями, а значит, могут быть индивидуализированы исходя из практики, целей и проблем бюджетного регулирования в конкретном субъекте РФ. Однако в 2020 г. в связи с последствиями пандемии роль и значение данных дотаций существенно изменились. Они стали инструментом замещения недополученных налоговых и неналоговых доходов.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 8)В 2019 г. планировалось, что дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов будут распределяться по более стабильным методикам. Для этого, в частности, были внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ (БК РФ). В соответствии с ними дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов предоставляются на покрытие недостаточного уровня местных доходов или выделяются в качестве инструмента поощрения муниципальных образований. Ранее федеральный законодатель не уточнял целей и направлений предоставления подобных дотаций. В новой статье 138.4 БК РФ указано, что сами методики распределения данных дотаций формируются региональными властями, а значит, могут быть индивидуализированы исходя из практики, целей и проблем бюджетного регулирования в конкретном субъекте РФ. Однако в 2020 г. в связи с последствиями пандемии роль и значение данных дотаций существенно изменились. Они стали инструментом замещения недополученных налоговых и неналоговых доходов.
Статья: Правовое значение лицевых счетов в бюджетном процессе
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)<7> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3535.
(Артюхин Р.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 6)<7> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3535.
Статья: Направления совершенствования финансово-правового регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" <2> для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, имеющих значительную просроченную задолженность по расходным обязательствам, предусмотрена возможность введения временной финансовой администрации (далее - ВФА), целью которой является обеспечение сбалансированности бюджета и осуществление работы по минимизации долговых обязательств территориальных субъектов. Правовой режим осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении ВФА установлен главой 19.1 Бюджетного кодекса РФ <3>.
(Таран Н.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)В соответствии с Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" <2> для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, имеющих значительную просроченную задолженность по расходным обязательствам, предусмотрена возможность введения временной финансовой администрации (далее - ВФА), целью которой является обеспечение сбалансированности бюджета и осуществление работы по минимизации долговых обязательств территориальных субъектов. Правовой режим осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении ВФА установлен главой 19.1 Бюджетного кодекса РФ <3>.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
Статья: Правовое регулирование формирования и управления "подушкой безопасности" как инструмента антикризисной политики государства
(Горбунова Е.Н.)
("Юрист", 2024, N 9)Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" Стабилизационный фонд России с 1 февраля 2008 г. был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
(Горбунова Е.Н.)
("Юрист", 2024, N 9)Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" Стабилизационный фонд России с 1 февраля 2008 г. был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Статья: Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в Конституции РФ закреплен принцип недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"). Указанный принцип является общеправовым и распространяется на акты не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, придание обратной силы актам, ухудшающим правовое положение граждан и организаций, является неправомерным, такие нормативные акты могут быть признаны недействующими (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 38-АПГ16-11, Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.10.2015 N 81-АПГ15-61, от 01.10.2014 N 46-АПГ14-5).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, в Конституции РФ закреплен принцип недопустимости придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему ответственность (ч. 1 ст. 54 Конституции РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"). Указанный принцип является общеправовым и распространяется на акты не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, придание обратной силы актам, ухудшающим правовое положение граждан и организаций, является неправомерным, такие нормативные акты могут быть признаны недействующими (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 38-АПГ16-11, Определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.10.2015 N 81-АПГ15-61, от 01.10.2014 N 46-АПГ14-5).
Статья: Расширение методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)26 марта 2024 года в первом чтении был принят законопроект N 532893-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части расширения методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля)". Законопроект внесен Правительством РФ. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, он направлен на расширение существующих методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля. Рассмотрим подробнее вносимые поправки.
(Зобова Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 5)26 марта 2024 года в первом чтении был принят законопроект N 532893-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части расширения методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля)". Законопроект внесен Правительством РФ. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, он направлен на расширение существующих методов осуществления государственного (муниципального) финансового контроля. Рассмотрим подробнее вносимые поправки.