Изменения в бухгалтерском законодательстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в бухгалтерском законодательстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об отражении в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от изменения законодательства РФ и НПА по бухучету.
(Письмо Минфина России от 02.08.2024 N 07-01-09/72473)Вопрос: Об отражении в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от изменения законодательства РФ и НПА по бухучету.
(Письмо Минфина России от 02.08.2024 N 07-01-09/72473)Вопрос: Об отражении в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от изменения законодательства РФ и НПА по бухучету.
Статья: ФСБУ 14/2022: новации в амортизации объектов нематериальных активов. Часть I
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)Цели. Выявление изменений бухгалтерского законодательства по начислению амортизации объектов нематериальных активов в связи с утверждением ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы", выделение последовательности действий при начислении амортизации, актуализация учетной политики.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 2)Цели. Выявление изменений бухгалтерского законодательства по начислению амортизации объектов нематериальных активов в связи с утверждением ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы", выделение последовательности действий при начислении амортизации, актуализация учетной политики.
Нормативные акты
Статья: Что нужно отразить в учетной политике организации на 2023 г.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 50)Со следующего года вступает в силу ряд изменений в бухгалтерском и налоговом законодательстве. В связи с этим компаниям нужно актуализировать положения своей учетной политики.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 50)Со следующего года вступает в силу ряд изменений в бухгалтерском и налоговом законодательстве. В связи с этим компаниям нужно актуализировать положения своей учетной политики.
Готовое решение: Что учесть при заключении договора оказания отдельных видов услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Услуги аудиторов могут быть признаны некачественными, если в результате проведения проверки аудитор не выявил ошибок, которые впоследствии были обнаружены налоговым органом, в связи с чем заказчик был привлечен к ответственности, или по указанию аудитора в бухгалтерскую отчетность были внесены изменения, не соответствующие требованиям законодательства.
(КонсультантПлюс, 2025)Услуги аудиторов могут быть признаны некачественными, если в результате проведения проверки аудитор не выявил ошибок, которые впоследствии были обнаружены налоговым органом, в связи с чем заказчик был привлечен к ответственности, или по указанию аудитора в бухгалтерскую отчетность были внесены изменения, не соответствующие требованиям законодательства.
Статья: ФСБУ 14/2022: новации в амортизации объектов нематериальных активов. Часть II
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)Цели. Выявление изменений бухгалтерского законодательства по начислению амортизации объектов нематериальных активов в связи с утверждением ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы", выделение последовательности действий при начислении амортизации, актуализация учетной политики.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 3)Цели. Выявление изменений бухгалтерского законодательства по начислению амортизации объектов нематериальных активов в связи с утверждением ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы", выделение последовательности действий при начислении амортизации, актуализация учетной политики.
Статья: Бухгалтерский учет: направления развития в условиях цифровой экономики
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)На официальных сайтах национальных проектов Правительства РФ и ведомства, курирующего вопросы цифровой экономики (Минэкономразвития России), отмечается, что "будет создана гибкая система правового регулирования цифровой экономики,.. урегулированы вопросы идентификации субъектов правоотношений, электронного документооборота, сбора, хранения и обработки данных" <5>. Реализация данной задачи потребует существенных изменений бухгалтерского законодательства не только в области технических аспектов ведения учета, но и непосредственно в методологическом понимании учетных основ. Эта мысль поддерживается в академическом сообществе: "создание системы правового регулирования цифровой экономики потребует существенных законодательных новелл, введения в правовой оборот принципиально новых понятий и регламентов" [5]. Актуальность пересмотра бухгалтерского законодательства определяется как переходом на цифровую экономику, так и использованием Международных стандартов финансовой отчетности как основы для разработки федеральных стандартов.
(Копылова Е.К., Копылова Т.И.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 8)На официальных сайтах национальных проектов Правительства РФ и ведомства, курирующего вопросы цифровой экономики (Минэкономразвития России), отмечается, что "будет создана гибкая система правового регулирования цифровой экономики,.. урегулированы вопросы идентификации субъектов правоотношений, электронного документооборота, сбора, хранения и обработки данных" <5>. Реализация данной задачи потребует существенных изменений бухгалтерского законодательства не только в области технических аспектов ведения учета, но и непосредственно в методологическом понимании учетных основ. Эта мысль поддерживается в академическом сообществе: "создание системы правового регулирования цифровой экономики потребует существенных законодательных новелл, введения в правовой оборот принципиально новых понятий и регламентов" [5]. Актуальность пересмотра бухгалтерского законодательства определяется как переходом на цифровую экономику, так и использованием Международных стандартов финансовой отчетности как основы для разработки федеральных стандартов.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)С учетом нововведений комментируемой статьи в ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона закреплено заключительное положение о том, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных данным Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Банком России до дня вступления в силу данного Закона. Там же предусмотрено, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных комментируемым Законом, уполномоченный федеральный орган и Банк России вправе вносить изменения, в том числе обусловленные изменением законодательства РФ, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу данного Закона (см. комментарий к указанной статье).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)С учетом нововведений комментируемой статьи в ч. 1 ст. 30 комментируемого Закона закреплено заключительное положение о том, что до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных данным Законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Банком России до дня вступления в силу данного Закона. Там же предусмотрено, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных комментируемым Законом, уполномоченный федеральный орган и Банк России вправе вносить изменения, в том числе обусловленные изменением законодательства РФ, в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные ими до дня вступления в силу данного Закона (см. комментарий к указанной статье).
Статья: Оценка инвестиционной недвижимости по переоцененной стоимости
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п. 1 ч. 6 ст. 8 Закона "О бухгалтерском учете");
(Жигачев А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п. 1 ч. 6 ст. 8 Закона "О бухгалтерском учете");
Готовое решение: Порядок исчисления и уплаты налога на сверхприбыль (до 29 января 2024 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Если вы составляете промежуточную отчетность, то на отчетную дату периода, в котором утверждены изменения законодательства, в бухгалтерском учете нужно признать расход по налогу на прибыль. Поскольку по законодательству можно снизить сумму ретроспективного налога к уплате путем его досрочной уплаты, расход по налогу на прибыль до истечения срока досрочной уплаты признайте в сумме, рассчитанной с учетом намерений и возможностей досрочной уплаты. Затем на каждую отчетную дату до истечения срока досрочной уплаты при необходимости корректируйте сумму расхода по налогу на прибыль - сначала исходя из намерений и возможностей досрочной уплаты, а затем исходя из фактически перечисленных средств. Это следует из п. 3 Рекомендации Р-154/2023-КпР "Налоги с прошлых доходов (прибыли)".
(КонсультантПлюс, 2024)Если вы составляете промежуточную отчетность, то на отчетную дату периода, в котором утверждены изменения законодательства, в бухгалтерском учете нужно признать расход по налогу на прибыль. Поскольку по законодательству можно снизить сумму ретроспективного налога к уплате путем его досрочной уплаты, расход по налогу на прибыль до истечения срока досрочной уплаты признайте в сумме, рассчитанной с учетом намерений и возможностей досрочной уплаты. Затем на каждую отчетную дату до истечения срока досрочной уплаты при необходимости корректируйте сумму расхода по налогу на прибыль - сначала исходя из намерений и возможностей досрочной уплаты, а затем исходя из фактически перечисленных средств. Это следует из п. 3 Рекомендации Р-154/2023-КпР "Налоги с прошлых доходов (прибыли)".
Тематический выпуск: Актуальные вопросы по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам: из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Учитывая указанную обособленность, изменения бухгалтерского законодательства, введение новых отраслевых стандартов, в том числе на основе принципов МСФО, не является основанием для пересмотра или изменения действующего налогового законодательства.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 10)Учитывая указанную обособленность, изменения бухгалтерского законодательства, введение новых отраслевых стандартов, в том числе на основе принципов МСФО, не является основанием для пересмотра или изменения действующего налогового законодательства.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Подобным образом понятие аудиторского заключения было определено и в п. 1 названной ст. 10 Закона 2001 г. об аудите: официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ. Как видно, основное изменение касается предмета, относительно которого выражается мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора, - в ч. 1 комментируемой статьи из этого предмета исключено соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Это предопределено соответствующим изменением в формулировании цели аудита, о чем говорилось выше (см. комментарий к ст. 1 Закона).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Подобным образом понятие аудиторского заключения было определено и в п. 1 названной ст. 10 Закона 2001 г. об аудите: официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ. Как видно, основное изменение касается предмета, относительно которого выражается мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора, - в ч. 1 комментируемой статьи из этого предмета исключено соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Это предопределено соответствующим изменением в формулировании цели аудита, о чем говорилось выше (см. комментарий к ст. 1 Закона).