Изменения в 448-п
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в 448-п (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бухгалтерский учет затрат на модификацию программы для ЭВМ в соответствии с новым ФСБУ 14/2022
(Коллегия Налоговых Консультантов)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 5)- во-вторых, в связи с выпуском Минфином России ФСБУ 14/2022 и внесением изменений в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" разрабатывается (на момент регистрации упомянутого Письма) проект указания Банка России о внесении изменений в Положение N 448-П.
(Коллегия Налоговых Консультантов)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 5)- во-вторых, в связи с выпуском Минфином России ФСБУ 14/2022 и внесением изменений в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" разрабатывается (на момент регистрации упомянутого Письма) проект указания Банка России о внесении изменений в Положение N 448-П.
Вопрос: Вправе ли банк учитывать затраты на модификацию лицензионного ПО в составе капитальных вложений (при условии, что первоначальные затраты на лицензионное ПО признаны в бухучете в составе НМА), закрепив данную норму в учетной политике банка, и при их завершении увеличивать первоначальную стоимость модернизированного ПО?
(Консультация эксперта, 2024)Банком России утверждено Указание от 27.06.2023 N 6468-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 22 декабря 2014 года N 448-П", изменения применяются с 01.01.2024. Вместе с тем в части нематериальных активов вносимые Указанием Банка России N 6468-У изменения касаются в основном бухгалтерского учета обесценения нематериальных активов и не затрагивают вопросы учета модернизации нематериальных активов.
(Консультация эксперта, 2024)Банком России утверждено Указание от 27.06.2023 N 6468-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 22 декабря 2014 года N 448-П", изменения применяются с 01.01.2024. Вместе с тем в части нематериальных активов вносимые Указанием Банка России N 6468-У изменения касаются в основном бухгалтерского учета обесценения нематериальных активов и не затрагивают вопросы учета модернизации нематериальных активов.
Нормативные акты
Положение Банка России от 24.11.2022 N 809-П
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)21.1. Бухгалтерский учет основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 22 декабря 2014 года N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях" <1> (далее - Положение Банка России N 448-П).
(ред. от 02.11.2024)
"О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71867)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)21.1. Бухгалтерский учет основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, осуществляется в соответствии с Положением Банка России от 22 декабря 2014 года N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях" <1> (далее - Положение Банка России N 448-П).
Положение Банка России от 23.10.2017 N 611-П
(ред. от 26.06.2023)
"О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50381)При формировании резерва балансовая стоимость активов, указанных в настоящем пункте, может быть уменьшена на часть счета 61501 "Резервы - оценочные обязательства некредитного характера" в размере будущих затрат по демонтажу, ликвидации объекта и восстановлению окружающей среды на занимаемом им участке, учтенных в первоначальной стоимости соответствующего объекта основных средств и не отнесенных на расходы в составе амортизационных отчислений, и (или) на величину обесценения, отраженную на лицевых счетах балансовых счетов 60406 "Обесценение основных средств", 60808 "Обесценение активов в форме права пользования", 61016 "Резервы под обесценение запасов", 61913 "Обесценение недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности", и (или) на сумму накопленной амортизации, начисленных в соответствии с Положением Банка России от 22 декабря 2014 года N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях" (зарегистрировано Минюстом России 6 февраля 2015 года, регистрационный N 35917, с изменениями, внесенными Указаниями Банка России от 6 ноября 2015 года N 3842-У (зарегистрировано Минюстом России 27 ноября 2015 года, регистрационный N 39890), от 16 июня 2016 года N 4046-У (зарегистрировано Минюстом России 11 июля 2016 года, регистрационный N 42803), от 22 мая 2019 года N 5147-У (зарегистрировано Минюстом России 17 июня 2019 года, регистрационный N 54942), от 14 сентября 2020 года N 5546-У (зарегистрировано Минюстом России 14 октября 2020 года, регистрационный N 60388), от 19 августа 2021 года N 5891-У (зарегистрировано Минюстом России 21 сентября 2021 года, регистрационный N 65076).
(ред. от 26.06.2023)
"О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери"
(Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50381)При формировании резерва балансовая стоимость активов, указанных в настоящем пункте, может быть уменьшена на часть счета 61501 "Резервы - оценочные обязательства некредитного характера" в размере будущих затрат по демонтажу, ликвидации объекта и восстановлению окружающей среды на занимаемом им участке, учтенных в первоначальной стоимости соответствующего объекта основных средств и не отнесенных на расходы в составе амортизационных отчислений, и (или) на величину обесценения, отраженную на лицевых счетах балансовых счетов 60406 "Обесценение основных средств", 60808 "Обесценение активов в форме права пользования", 61016 "Резервы под обесценение запасов", 61913 "Обесценение недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности", и (или) на сумму накопленной амортизации, начисленных в соответствии с Положением Банка России от 22 декабря 2014 года N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях" (зарегистрировано Минюстом России 6 февраля 2015 года, регистрационный N 35917, с изменениями, внесенными Указаниями Банка России от 6 ноября 2015 года N 3842-У (зарегистрировано Минюстом России 27 ноября 2015 года, регистрационный N 39890), от 16 июня 2016 года N 4046-У (зарегистрировано Минюстом России 11 июля 2016 года, регистрационный N 42803), от 22 мая 2019 года N 5147-У (зарегистрировано Минюстом России 17 июня 2019 года, регистрационный N 54942), от 14 сентября 2020 года N 5546-У (зарегистрировано Минюстом России 14 октября 2020 года, регистрационный N 60388), от 19 августа 2021 года N 5891-У (зарегистрировано Минюстом России 21 сентября 2021 года, регистрационный N 65076).
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Однако не отменен п. 10 Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)Однако не отменен п. 10 Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@).
Вопрос: Банк на 11 месяцев сдал в аренду объект недвижимости, временно не используемый в основной деятельности (объект НВНОД), стоимостью более 100 тыс. руб. Вправе ли банк амортизировать данный объект в целях налога на прибыль, в том числе после окончания договора аренды и до заключения нового договора?
(Консультация эксперта, 2025)Перевод объекта в состав недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, или из состава недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, осуществляется только при изменении способа его использования на основании профессионального суждения, формируемого в соответствии с п. 4.3 Положения N 448-П (п. 4.15 Положения N 448-П).
(Консультация эксперта, 2025)Перевод объекта в состав недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, или из состава недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, осуществляется только при изменении способа его использования на основании профессионального суждения, формируемого в соответствии с п. 4.3 Положения N 448-П (п. 4.15 Положения N 448-П).
Статья: Новая процедура получения согласия на уголовное преследование судьи: опыт первых трех лет
(Романенко Н.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)Сохраняются определенные сложности в указанной процедуре с точки зрения соблюдения установленного в ч. 5 ст. 448 УПК РФ, п. 3 ст. 16 Закона о статусе судей 10-дневного срока, в течение которого требуется рассмотреть внесенное Председателем Следственного комитета РФ представление - хотя одной из целей принимаемых изменений была именно "их оптимизация" и "обеспечение оперативности" <14>:
(Романенко Н.В.)
("Российский судья", 2022, N 11)Сохраняются определенные сложности в указанной процедуре с точки зрения соблюдения установленного в ч. 5 ст. 448 УПК РФ, п. 3 ст. 16 Закона о статусе судей 10-дневного срока, в течение которого требуется рассмотреть внесенное Председателем Следственного комитета РФ представление - хотя одной из целей принимаемых изменений была именно "их оптимизация" и "обеспечение оперативности" <14>:
Статья: Перенаем земельного участка: уведомление, согласие или ничтожность?
(Кануков Т.Б., Идрисова С.З.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. С 01.06.2015 вступил в силу Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 42-ФЗ), который дополнил ст. 448 ГК РФ п. 7, запретившим осуществлять уступку прав из договора, заключение которого возможно только на торгах. Данная коллизия между Земельным и Гражданским кодексами нашла отражение в правоприменительной практике.
(Кануков Т.Б., Идрисова С.З.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 8)Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. С 01.06.2015 вступил в силу Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 42-ФЗ), который дополнил ст. 448 ГК РФ п. 7, запретившим осуществлять уступку прав из договора, заключение которого возможно только на торгах. Данная коллизия между Земельным и Гражданским кодексами нашла отражение в правоприменительной практике.
Статья: Дисфункции уголовно-правового регулирования экологических отношений: на примере особо охраняемых природных территорий и природных объектов
(Иванов Н.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Разграничивая полномочия по охране окружающей среды между центром и регионами, ст. 9 цитируемого Закона устанавливает положение, согласно которому такое разграничение возможно только на основе Конституции Российской Федерации. В свою очередь Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 11 устанавливает императив разграничения полномочий, который покоится на Конституции Российской Федерации, федеративных и иных договорах о разграничении полномочий. Значит, можно заключить любой договор, благодаря которому не Федерация, а ее субъекты станут устанавливать необходимые приоритеты. Некоторые полномочия, присущие либо Федерации, либо ее субъекту, установлены в цитируемом Законе. Например, ст. 5 Закона к полномочиям Федерации относит образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, а ст. 6 Закона относит к полномочиям субъекта Федерации право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий. Учитывая, однако, что договор между Федерацией и ее субъектом, согласно Конституции Российской Федерации, является основанием для разграничения полномочий, можно договориться о передаче федерального объекта под регулирующую длань субъекта Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями. А таковыми могут быть: изменение режима охраняемой территории, установление допустимых с точки зрения региона норм охраны окружающей среды, которые должны основываться на нормативах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. В свою очередь, например, в Постановлении Правительства Российской Федерации "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" от 23 июля 2007 г. N 469 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 448) сказано (в п. 1), что такие нормативы устанавливаются по согласованию с огромным количеством ведомств, а нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, также по согласованию с огромным числом других ведомств. По данному вопросу Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору издала Письмо от 19 ноября 2008 г. N 14-07/6276, согласно которому порядок разработки и утверждения соответствующих нормативов регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации.
(Иванов Н.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)Разграничивая полномочия по охране окружающей среды между центром и регионами, ст. 9 цитируемого Закона устанавливает положение, согласно которому такое разграничение возможно только на основе Конституции Российской Федерации. В свою очередь Конституция Российской Федерации в ч. 3 ст. 11 устанавливает императив разграничения полномочий, который покоится на Конституции Российской Федерации, федеративных и иных договорах о разграничении полномочий. Значит, можно заключить любой договор, благодаря которому не Федерация, а ее субъекты станут устанавливать необходимые приоритеты. Некоторые полномочия, присущие либо Федерации, либо ее субъекту, установлены в цитируемом Законе. Например, ст. 5 Закона к полномочиям Федерации относит образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, а ст. 6 Закона относит к полномочиям субъекта Федерации право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий. Учитывая, однако, что договор между Федерацией и ее субъектом, согласно Конституции Российской Федерации, является основанием для разграничения полномочий, можно договориться о передаче федерального объекта под регулирующую длань субъекта Федерации со всеми вытекающими отсюда последствиями. А таковыми могут быть: изменение режима охраняемой территории, установление допустимых с точки зрения региона норм охраны окружающей среды, которые должны основываться на нормативах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. В свою очередь, например, в Постановлении Правительства Российской Федерации "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" от 23 июля 2007 г. N 469 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 448) сказано (в п. 1), что такие нормативы устанавливаются по согласованию с огромным количеством ведомств, а нормативы допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, также по согласованию с огромным числом других ведомств. По данному вопросу Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору издала Письмо от 19 ноября 2008 г. N 14-07/6276, согласно которому порядок разработки и утверждения соответствующих нормативов регулируется постановлениями Правительства Российской Федерации.
Вопрос: Если объект НМА полностью самортизирован в предыдущих отчетных периодах, но продолжает использоваться кредитной организацией, возможно ли пересмотреть (увеличить) срок полезного использования по такому объекту исходя из ожидаемого срока использования нематериального актива?
(Консультация эксперта, 2024)- при изменении способа начисления амортизации НМА, срока его полезного использования ранее начисленные суммы амортизации пересчету не подлежат (пп. 3.32.3 п. 3.32).
(Консультация эксперта, 2024)- при изменении способа начисления амортизации НМА, срока его полезного использования ранее начисленные суммы амортизации пересчету не подлежат (пп. 3.32.3 п. 3.32).
Вопрос: О применении кредитными организациями правил ФСБУ при определении нового СПИ и ликвидационной стоимости ОС, модернизации НПА и о внесении изменений в Положение Банка России от 22.10.2014 N 448-П.
(Письмо Банка России от 29.12.2022 N 17-1-5/782)Вопрос: Каков порядок учета основных средств и нематериальных активов?
(Письмо Банка России от 29.12.2022 N 17-1-5/782)Вопрос: Каков порядок учета основных средств и нематериальных активов?
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Основанием применения первого способа выступает соглашение сторон об изменении или расторжении договора. Стороны свободны в решении вопроса трансформации своего договора, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или самим договором. Определенные ограничения свободы усмотрения сторон в вопросе изменения или расторжения договора установлены ГК РФ, например п. 2 ст. 430, п. 8 ст. 448, п. 3 ст. 614 и др. По своей природе соглашение об изменении или расторжении договора является договором, к которому применяются правила о сделках и договорах: об условиях действительности, о порядке и моменте заключения и др. Законодатель специально обращается лишь к решению вопроса о форме такого соглашения, увязывая ее с формой договора, подлежащего изменению или расторжению, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ).
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)Основанием применения первого способа выступает соглашение сторон об изменении или расторжении договора. Стороны свободны в решении вопроса трансформации своего договора, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или самим договором. Определенные ограничения свободы усмотрения сторон в вопросе изменения или расторжения договора установлены ГК РФ, например п. 2 ст. 430, п. 8 ст. 448, п. 3 ст. 614 и др. По своей природе соглашение об изменении или расторжении договора является договором, к которому применяются правила о сделках и договорах: об условиях действительности, о порядке и моменте заключения и др. Законодатель специально обращается лишь к решению вопроса о форме такого соглашения, увязывая ее с формой договора, подлежащего изменению или расторжению, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (п. 1 ст. 452 ГК РФ).
Ситуация: Как внести изменения в договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В договоре, заключенном по результатам обязательных торгов, сторонами могут быть изменены условия по основаниям, установленным законом. Кроме того, в договоре займа (кредита), заключенном по итогам обязательных торгов, можно изменить размер процентов за пользование займом, если изменилась ключевая ставка Банка России (соразмерно такому изменению). Изменение условий договора по другим основаниям недопустимо, если оно повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах (п. 8 ст. 448 ГК РФ, п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В договоре, заключенном по результатам обязательных торгов, сторонами могут быть изменены условия по основаниям, установленным законом. Кроме того, в договоре займа (кредита), заключенном по итогам обязательных торгов, можно изменить размер процентов за пользование займом, если изменилась ключевая ставка Банка России (соразмерно такому изменению). Изменение условий договора по другим основаниям недопустимо, если оно повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах (п. 8 ст. 448 ГК РФ, п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).
Статья: Учет имущества банков: отвечаем на сложные и спорные вопросы
(Грязева В.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)<1> Указание Банка России от 19.08.2021 N 5891-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 22 декабря 2014 года N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях"; Указание Банка России от 19.08.2021 N 5892-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения".
(Грязева В.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 6)<1> Указание Банка России от 19.08.2021 N 5891-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 22 декабря 2014 года N 448-П "О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях"; Указание Банка России от 19.08.2021 N 5892-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года N 579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения".