Изменения в 223-фз в 2018 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения в 223-фз в 2018 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2025 N 13АП-10644/2025 по делу N А21-13540/2024
Категория спора: Подряд для государственных нужд.
Требование подрядчика: Об обязании заключить дополнительное соглашение к договору.
Обстоятельства: Истец требует обязать ответчика заключить дополнительное соглашение, предусматривающее изменение срока выполнения работ по договору, что является существенным условием для формирования заявки.
Решение: Отказано.В свою очередь, из разъяснений пункта 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, следует, что изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.
Категория спора: Подряд для государственных нужд.
Требование подрядчика: Об обязании заключить дополнительное соглашение к договору.
Обстоятельства: Истец требует обязать ответчика заключить дополнительное соглашение, предусматривающее изменение срока выполнения работ по договору, что является существенным условием для формирования заявки.
Решение: Отказано.В свою очередь, из разъяснений пункта 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, следует, что изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2024 N 18АП-17137/2023 по делу N А76-12847/2022
Требование: О взыскании стоимости дополнительно выполненных работ, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов на оплату услуг представителя, расходов на оплату судебной строительно-технической экспертизы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из разъяснений пункта 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, следует, что изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.
Требование: О взыскании стоимости дополнительно выполненных работ, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов на оплату услуг представителя, расходов на оплату судебной строительно-технической экспертизы.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Из разъяснений пункта 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018, следует, что изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ о закупках, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Ведомственный контроль закупок по Закону 223-ФЗ - сравнительно новое правовое явление, добавленное в Закон 223-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ. Вместе с тем нельзя назвать это изменение Закона 223-ФЗ революционным, так как аналоги ведомственного контроля закупок по Закону 223-ФЗ, как и типовые положения о закупке, в отдельных субъектах РФ фактически имели место и до 2018 года. Поэтому в данном ключе эти изменения Закона 223-ФЗ корректнее было бы назвать не нововведением, а скорее узакониванием существующих региональных практик.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Ведомственный контроль закупок по Закону 223-ФЗ - сравнительно новое правовое явление, добавленное в Закон 223-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ. Вместе с тем нельзя назвать это изменение Закона 223-ФЗ революционным, так как аналоги ведомственного контроля закупок по Закону 223-ФЗ, как и типовые положения о закупке, в отдельных субъектах РФ фактически имели место и до 2018 года. Поэтому в данном ключе эти изменения Закона 223-ФЗ корректнее было бы назвать не нововведением, а скорее узакониванием существующих региональных практик.
Статья: Обзор изменений нормативно-правовых актов в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ в 2021 г.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)<11> Неприведение в указанный срок положения о закупке в соответствие новым требованиям Закона N 223-ФЗ приравнивается к признанию положения о закупке не размещенным в ЕИС. О правовых последствиях подобного неразмещения рассказано в статье автора: Байрашев В.Р. Закупочные страшилки: как изменится жизнь заказчиков в связи с применением новой редакции Закона N 223-ФЗ // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2018. N 10.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)<11> Неприведение в указанный срок положения о закупке в соответствие новым требованиям Закона N 223-ФЗ приравнивается к признанию положения о закупке не размещенным в ЕИС. О правовых последствиях подобного неразмещения рассказано в статье автора: Байрашев В.Р. Закупочные страшилки: как изменится жизнь заказчиков в связи с применением новой редакции Закона N 223-ФЗ // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2018. N 10.
Нормативные акты
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)12. До 1 октября 2018 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в 2018 году.
(ред. от 08.08.2024)
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)12. До 1 октября 2018 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в 2018 году.
Вопрос: В 2024 г. в рамках Закона N 223-ФЗ организация заключила контракт на выполнение подрядных работ. Подрядчик на УСН просит с 01.01.2025 изменить цену контракта - с НДС. Надо ли в 2025 г. доплачивать НДС? Не будет ли противоречия, если в контракте цена без НДС, в актах выполненных работ и счетах-фактурах с НДС?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Необходимо отметить, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не содержит запрета на изменение цены договора при его исполнении. Внесение соответствующих изменений в договор осуществляется в порядке, предусмотренном положением о закупке (Информационное Письмо Минфина России от 29.11.2018 N 24-01-07/86352).
(Консультация эксперта, ФНС России, 2025)Необходимо отметить, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не содержит запрета на изменение цены договора при его исполнении. Внесение соответствующих изменений в договор осуществляется в порядке, предусмотренном положением о закупке (Информационное Письмо Минфина России от 29.11.2018 N 24-01-07/86352).
Готовое решение: Как заказчику провести запрос предложений (в том числе закрытый) в электронной форме для закупки по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Приглашение, документацию о закупке, а также перечень участников закупки, которых вы хотите пригласить, направьте оператору площадки не менее чем за семь рабочих дней до дня ее проведения (ч. 23 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, п. п. 34, 40 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663).
(КонсультантПлюс, 2025)Приглашение, документацию о закупке, а также перечень участников закупки, которых вы хотите пригласить, направьте оператору площадки не менее чем за семь рабочих дней до дня ее проведения (ч. 23 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, п. п. 34, 40 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663).
Готовое решение: Как принять участие в закупке по 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении закрытой электронной закупки запрос о разъяснении положений документации может направить только участник, получивший документацию о такой закупке. Разъяснения оператор электронной площадки направит всем участникам, которым была направлена документация о закупке. При этом в ЕИС такие разъяснения не размещаются. Если закрытая электронная закупка проводится в случаях, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, оператор в течение часа с момента получения разъяснения от заказчика размещает его в ЕИС без размещения на официальном сайте ЕИС (ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, п. п. 44, 45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663).
(КонсультантПлюс, 2025)При проведении закрытой электронной закупки запрос о разъяснении положений документации может направить только участник, получивший документацию о такой закупке. Разъяснения оператор электронной площадки направит всем участникам, которым была направлена документация о закупке. При этом в ЕИС такие разъяснения не размещаются. Если закрытая электронная закупка проводится в случаях, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, оператор в течение часа с момента получения разъяснения от заказчика размещает его в ЕИС без размещения на официальном сайте ЕИС (ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, п. п. 44, 45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663).
Статья: Об обжаловании решений и предписаний ФАС России в контексте новой правовой позиции Верховного Суда РФ
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Между тем Закон N 223-ФЗ допускает проведение заказчиком неторговых процедур, в т.ч. конкурентных и неконкурентных закупок. На ограниченность полномочий антимонопольного органа в части выдачи предписаний указывал АС г. Москвы в решении от 25.01.2019 по делу N А40-241866/2018 (оставлено без изменений Девятым ААС и ФАС Московского округа).
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 8)Между тем Закон N 223-ФЗ допускает проведение заказчиком неторговых процедур, в т.ч. конкурентных и неконкурентных закупок. На ограниченность полномочий антимонопольного органа в части выдачи предписаний указывал АС г. Москвы в решении от 25.01.2019 по делу N А40-241866/2018 (оставлено без изменений Девятым ААС и ФАС Московского округа).
Готовое решение: Как формируются перечни инновационной, высокотехнологичной продукции для целей осуществления закупок
(КонсультантПлюс, 2025)Могут ли заказчики по Закону N 223-ФЗ в течение года изменять перечень инновационной, высокотехнологичной продукции
(КонсультантПлюс, 2025)Могут ли заказчики по Закону N 223-ФЗ в течение года изменять перечень инновационной, высокотехнологичной продукции
Готовое решение: Как изменить договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, если в результате изменений цена договора малого объема, который вы не размещали в ЕИС, превысила 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков), сведения о таком договоре необходимо направить в реестр договоров (ч. 2 ст. 4.1 Закона 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, если в результате изменений цена договора малого объема, который вы не размещали в ЕИС, превысила 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. для крупных заказчиков), сведения о таком договоре необходимо направить в реестр договоров (ч. 2 ст. 4.1 Закона 223-ФЗ).
Вопрос: Об изменении цены договора, заключенного с организацией на УСН, применяющей с 01.01.2025 ставку НДС 5%, при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) отдельными видами юрлиц.
(Письмо Минфина России от 11.03.2025 N 24-07-08/23797)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 12.02.2025 по вопросу изменения условий договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 11.03.2025 N 24-07-08/23797)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 12.02.2025 по вопросу изменения условий договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), сообщает следующее.
Готовое решение: Как проводить закрытый конкурс для закупки по 223-ФЗ (в том числе в электронной форме)
(КонсультантПлюс, 2025)Документация не должна противоречить положению о закупке. При их несоответствии применять надо положение как документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, п. 21 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)).
(КонсультантПлюс, 2025)Документация не должна противоречить положению о закупке. При их несоответствии применять надо положение как документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, п. 21 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018)).
Вопрос: О внесении заказчиком изменений в извещение и документацию о конкурентной закупке.
(Письмо Минфина России от 20.04.2023 N 24-07-08/36005)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение от 23.03.2023 по вопросам порядка осуществления конкурентных закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Департамент, Закон N 223-ФЗ), с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 20.04.2023 N 24-07-08/36005)Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение от 23.03.2023 по вопросам порядка осуществления конкурентных закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее соответственно - Департамент, Закон N 223-ФЗ), с учетом пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
Статья: Как участнику госзакупок проверить выданную банком гарантию
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)Практика ФАС России. В аукционной документации было указано, что участник должен предоставить гарантию, выданную одним из банков, перечисленных в приложении этой документации. Банковские гарантии только этих 10 банков принимались заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора. Там же говорилось о том, что победитель вправе согласовать предоставление банковской гарантии иным банком, направив письменное обращение заказчику с приложением проекта банковской гарантии, соответствующего требованиям конкурсной документации. Один из участников не согласился с подобными условиями и подал жалобу в антимонопольную службу, которая его поддержала и предписала изменить документацию. По мнению ФАС, в такой ситуации возможность участия в аукционе зависит от волеизъявления заказчика, которое может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников аукциона. Действия заказчика, установившего требования, которые могут повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат Закону N 44-ФЗ (решение ФАС России от 25.04.2018 N 223ФЗ-304/18).
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 1)Практика ФАС России. В аукционной документации было указано, что участник должен предоставить гарантию, выданную одним из банков, перечисленных в приложении этой документации. Банковские гарантии только этих 10 банков принимались заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора. Там же говорилось о том, что победитель вправе согласовать предоставление банковской гарантии иным банком, направив письменное обращение заказчику с приложением проекта банковской гарантии, соответствующего требованиям конкурсной документации. Один из участников не согласился с подобными условиями и подал жалобу в антимонопольную службу, которая его поддержала и предписала изменить документацию. По мнению ФАС, в такой ситуации возможность участия в аукционе зависит от волеизъявления заказчика, которое может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников аукциона. Действия заказчика, установившего требования, которые могут повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат Закону N 44-ФЗ (решение ФАС России от 25.04.2018 N 223ФЗ-304/18).