Изменения штрафы новый коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения штрафы новый коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.2 "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров" КоАП РФСледовательно, при назначении наказания по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с учетом правила, установленного частью 5 статьи 4.4 Кодекса, общий размер штрафа не изменится, а, следовательно, введение с 06.04.2022 нового правового регулирования, на которое ссылается заявитель, не свидетельствует об улучшении положения указанного лица и смягчении административного наказания (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ), применительно к рассматриваемому правонарушению."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 16.2 "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров" КоАП РФСледовательно, при назначении наказания по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ с учетом правила, установленного частью 5 статьи 4.4 Кодекса, общий размер штрафа не изменится, а, следовательно, введение с 06.04.2022 нового правового регулирования, на которое ссылается заявитель, не свидетельствует об улучшении положения указанного лица и смягчении административного наказания (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ), применительно к рассматриваемому правонарушению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: 10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)С 01.10.2023 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2023 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который ввел новые штрафы и увеличил действующие за нарушения, связанные с военными обязанностями и мобилизацией. В частности, для должностных лиц увеличили, а для организаций ввели штрафы за неоповещение граждан о вызове в военкомат или необеспечение явки по повестке (ст. 21.2 КоАП РФ), а также за непредставление в военкомат списков для первоначальной постановки на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ). Штраф для должностного лица составляет от 40 000 до 50 000 рублей, на организацию - от 350 000 до 400 000 рублей.
(Дячук М.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 12)С 01.10.2023 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2023 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который ввел новые штрафы и увеличил действующие за нарушения, связанные с военными обязанностями и мобилизацией. В частности, для должностных лиц увеличили, а для организаций ввели штрафы за неоповещение граждан о вызове в военкомат или необеспечение явки по повестке (ст. 21.2 КоАП РФ), а также за непредставление в военкомат списков для первоначальной постановки на воинский учет (ст. 21.1 КоАП РФ). Штраф для должностного лица составляет от 40 000 до 50 000 рублей, на организацию - от 350 000 до 400 000 рублей.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Так, АС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.06.2022 по делу N А19-19569/2021, отказывая в применении части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, исходил из того, что санкция части 1 статьи 15.25 Кодекса предусматривает административный штраф, который рассчитывается в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции. Таким образом, во всех случаях размер штрафа подлежит исчислению от каждой суммы незаконной операции по выплате заработной платы, поэтому количество выявленных нарушений за одну проверку и принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности правового значения не имеет. Следовательно, при назначении наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ общий размер штрафа не изменится, поэтому введение с 6 апреля 2022 года нового правового регулирования не свидетельствует об улучшении положения привлеченного к ответственности лица и смягчении административного наказания.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Так, АС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 17.06.2022 по делу N А19-19569/2021, отказывая в применении части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, исходил из того, что санкция части 1 статьи 15.25 Кодекса предусматривает административный штраф, который рассчитывается в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции. Таким образом, во всех случаях размер штрафа подлежит исчислению от каждой суммы незаконной операции по выплате заработной платы, поэтому количество выявленных нарушений за одну проверку и принятых в отношении заявителя постановлений о привлечении к административной ответственности правового значения не имеет. Следовательно, при назначении наказания по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ общий размер штрафа не изменится, поэтому введение с 6 апреля 2022 года нового правового регулирования не свидетельствует об улучшении положения привлеченного к ответственности лица и смягчении административного наказания.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, по новому месту пребывания или месту жительства либо несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства -
(ред. от 04.11.2025)Неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, по новому месту пребывания или месту жительства либо несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства -
Статья: Ответственность за воспрепятствование проверкам антимонопольного органа при выявлении ограничивающих конкуренцию соглашений (новелла российского законодательства)
(Карсанов З.И.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)Таким образом, с целью предупреждения совершения новых правонарушений, а также стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов законодателем внесены изменения в КоАП, предусматривающие повышенный размер штрафных санкций с учетом выручки компаний.
(Карсанов З.И.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)Таким образом, с целью предупреждения совершения новых правонарушений, а также стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов законодателем внесены изменения в КоАП, предусматривающие повышенный размер штрафных санкций с учетом выручки компаний.
Статья: Обоснование критериев построения (конструирования) санкций норм права об административной ответственности: теоретический и прикладной аспекты
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Вторая группа относится к законопроектам, содержащим изменения, касающиеся отдельных административных наказаний. Например, обращалось внимание: на необходимость установления размера административного штрафа при введении нового административного правонарушения, пропорционального санкциям, указанным в соответствующей статье КоАП РФ, для сходных составов административных правонарушений и преступлений; недостаточность обоснования увеличения размера административного штрафа лишь его низким размером (мягкостью наказания); недопустимость расширенного толкования категории "субъект административного правонарушения" при установлении такого наказания, как лишение права управления транспортным средством (судном); расширение возможности установления относительного размера административного штрафа (соответствующей верхней и нижней границ), для обеспечения реализации положений ст. 4.1 - 4.3 КоАП; недопустимость повышения размера административного штрафа, которое может привести к затруднениям при его взыскании, а также к ухудшению материального положения лица, привлекаемого к административной ответственности, или близких ему лиц; недопустимость уменьшения верхней границы административного штрафа при наличии сведений о тенденции увеличения числа соответствующих правонарушений; обоснование предложений по ужесточению (смягчению) административных наказаний с учетом всероссийской практики; необходимость учета проводимых в России реформ в экономической и социальных сферах (например, реформы контрольно-надзорной деятельности, предусматривающей устранение административных барьеров и избыточного давления на субъекты предпринимательства) и др.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Вторая группа относится к законопроектам, содержащим изменения, касающиеся отдельных административных наказаний. Например, обращалось внимание: на необходимость установления размера административного штрафа при введении нового административного правонарушения, пропорционального санкциям, указанным в соответствующей статье КоАП РФ, для сходных составов административных правонарушений и преступлений; недостаточность обоснования увеличения размера административного штрафа лишь его низким размером (мягкостью наказания); недопустимость расширенного толкования категории "субъект административного правонарушения" при установлении такого наказания, как лишение права управления транспортным средством (судном); расширение возможности установления относительного размера административного штрафа (соответствующей верхней и нижней границ), для обеспечения реализации положений ст. 4.1 - 4.3 КоАП; недопустимость повышения размера административного штрафа, которое может привести к затруднениям при его взыскании, а также к ухудшению материального положения лица, привлекаемого к административной ответственности, или близких ему лиц; недопустимость уменьшения верхней границы административного штрафа при наличии сведений о тенденции увеличения числа соответствующих правонарушений; обоснование предложений по ужесточению (смягчению) административных наказаний с учетом всероссийской практики; необходимость учета проводимых в России реформ в экономической и социальных сферах (например, реформы контрольно-надзорной деятельности, предусматривающей устранение административных барьеров и избыточного давления на субъекты предпринимательства) и др.
Вопрос: Вправе ли организация заключить трудовой договор с военнообязанным без военного билета? Предусмотрена ли за это ответственность?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Обращаем внимание, что с 1 октября 2023 г. вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2023 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым вносятся изменения в том числе в ст. 21.4 КоАП РФ. В соответствии с новой редакцией данной статьи непредставление или несвоевременное представление должностными лицами организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, может повлечь привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2023)Обращаем внимание, что с 1 октября 2023 г. вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2023 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым вносятся изменения в том числе в ст. 21.4 КоАП РФ. В соответствии с новой редакцией данной статьи непредставление или несвоевременное представление должностными лицами организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, может повлечь привлечение к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.
Статья: Злоупотребление правом в автотранспортном страховании
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Сама по себе процедура заключения договора страхования может иметь характер злоупотребления правом, когда договор заключается посредством навязывания страховой услуги. Однако в таком случае нарушение допускает не сам страховщик, а его представители-посредники. Например, при приобретении билета на различные виды транспорта, заключении кредитного договора, покупке транспортного средства (далее - ТС) может иметь место активное предложение перевозчиком, банком, автосалоном соответственно конкретного безальтернативного страховщика. Необходимо отметить, что проблема навязывания дополнительных товаров (работ, услуг) стоит остро для всего гражданского оборота, поэтому Федеральным законом от 19 октября 2023 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <3> был закреплен новый состав административного правонарушения в виде навязывания дополнительных товаров (работ, услуг). Таким образом, законодатель дал нормативное понятие навязывания и установил последствия административно-правового характера в виде штрафа, что, однако, не исключает необходимости дальнейшего оспаривания навязанного договора в рамках гражданского судопроизводства.
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Сама по себе процедура заключения договора страхования может иметь характер злоупотребления правом, когда договор заключается посредством навязывания страховой услуги. Однако в таком случае нарушение допускает не сам страховщик, а его представители-посредники. Например, при приобретении билета на различные виды транспорта, заключении кредитного договора, покупке транспортного средства (далее - ТС) может иметь место активное предложение перевозчиком, банком, автосалоном соответственно конкретного безальтернативного страховщика. Необходимо отметить, что проблема навязывания дополнительных товаров (работ, услуг) стоит остро для всего гражданского оборота, поэтому Федеральным законом от 19 октября 2023 г. N 505-ФЗ "О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <3> был закреплен новый состав административного правонарушения в виде навязывания дополнительных товаров (работ, услуг). Таким образом, законодатель дал нормативное понятие навязывания и установил последствия административно-правового характера в виде штрафа, что, однако, не исключает необходимости дальнейшего оспаривания навязанного договора в рамках гражданского судопроизводства.
Статья: К вопросу о законности применения таможенными органами отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на либерализацию административной ответственности
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Так, Законом N 70-ФЗ были изменены положения ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ, касающейся порядка обязательной замены штрафа на предупреждение. Новая редакция указанной выше нормы предусматривает значительное расширение субъектного состава лиц, к которым применяется правило об обязательной замене. В связи с нововведениями данная норма теперь может применяться не только к субъектам среднего и малого предпринимательства, как было ранее, но и ко всем субъектам административной ответственности (ст. 4.1.1 КоАП РФ).
(Галичина И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Так, Законом N 70-ФЗ были изменены положения ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ, касающейся порядка обязательной замены штрафа на предупреждение. Новая редакция указанной выше нормы предусматривает значительное расширение субъектного состава лиц, к которым применяется правило об обязательной замене. В связи с нововведениями данная норма теперь может применяться не только к субъектам среднего и малого предпринимательства, как было ранее, но и ко всем субъектам административной ответственности (ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Статья: Административная ответственность за правонарушения, совершаемые в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: проблемы и пути решений
(Юркова О.А., Соболева А.А.)
("Современное право", 2024, N 9)За совершение правонарушения в сети Интернет лица, совершившие незаконное деяние, несут административную ответственность в соответствии с нормативными актами Российской Федерации. В соответствии с КоАП РФ за нарушения в сфере информационных технологий и Интернета предусматриваются штрафные санкции или другие виды взыскания. Нередко в КоАП РФ вносятся изменения в связи с возникновением новых видов правонарушений в сетевом пространстве. Кроме того, ответственность за конкретные виды деятельности в Интернете регламентируется, например, Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
(Юркова О.А., Соболева А.А.)
("Современное право", 2024, N 9)За совершение правонарушения в сети Интернет лица, совершившие незаконное деяние, несут административную ответственность в соответствии с нормативными актами Российской Федерации. В соответствии с КоАП РФ за нарушения в сфере информационных технологий и Интернета предусматриваются штрафные санкции или другие виды взыскания. Нередко в КоАП РФ вносятся изменения в связи с возникновением новых видов правонарушений в сетевом пространстве. Кроме того, ответственность за конкретные виды деятельности в Интернете регламентируется, например, Федеральным законом от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
Статья: Правовой анализ ст. 5.61 КоАП РФ "Оскорбление" в редакции Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 513-ФЗ
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 11)Следует отметить, что в новой редакции ст. 5.61 КоАП РФ значительно повысились размеры штрафа как для граждан, так и для должностных и юридических лиц. При этом в некоторых случаях разница между минимальными и максимальными размерами штрафа по сравнению с предыдущей редакцией изменилась непропорционально - также в сторону увеличения. Кроме того, помимо штрафа для должностных лиц, предусмотренного ч. 4 ст. 5.61 КоАП РФ, законодатель в качестве административного наказания предусмотрел дисквалификацию.
(Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2023, N 11)Следует отметить, что в новой редакции ст. 5.61 КоАП РФ значительно повысились размеры штрафа как для граждан, так и для должностных и юридических лиц. При этом в некоторых случаях разница между минимальными и максимальными размерами штрафа по сравнению с предыдущей редакцией изменилась непропорционально - также в сторону увеличения. Кроме того, помимо штрафа для должностных лиц, предусмотренного ч. 4 ст. 5.61 КоАП РФ, законодатель в качестве административного наказания предусмотрел дисквалификацию.
Статья: Современное состояние и перспективы развития административного законодательства РФ
(Кутякин С.А., Донченко Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Вопрос несоответствия КоАП РФ современным реалиям обсуждался в кругах ученых и практиков уже не один год. На фоне постоянных дополнений и изменений законодательства Министерством юстиции подготовлен и направлен для ознакомления в заинтересованные органы государственной власти проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Кутякин С.А., Донченко Е.Г.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Вопрос несоответствия КоАП РФ современным реалиям обсуждался в кругах ученых и практиков уже не один год. На фоне постоянных дополнений и изменений законодательства Министерством юстиции подготовлен и направлен для ознакомления в заинтересованные органы государственной власти проект нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Готовое решение: Как изменить формулировку увольнения
(КонсультантПлюс, 2025)выплата исполнительского сбора - если своевременно не измените формулировку увольнения после того, как пристав-исполнитель возбудит исполнительное производство. Исключение предусмотрено для работодателя - органа госвласти (госоргана), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера (ч. 1 ст. 105, п. 10 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве). Если вы нарушите новый срок, установленный судебным приставом-исполнителем, то вас могут оштрафовать по ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)выплата исполнительского сбора - если своевременно не измените формулировку увольнения после того, как пристав-исполнитель возбудит исполнительное производство. Исключение предусмотрено для работодателя - органа госвласти (госоргана), органа местного самоуправления или государственного (муниципального) казенного учреждения по исполнительным документам, содержащим требования неимущественного характера (ч. 1 ст. 105, п. 10 ч. 5 ст. 112 Закона об исполнительном производстве). Если вы нарушите новый срок, установленный судебным приставом-исполнителем, то вас могут оштрафовать по ч. 1, 2 ст. 17.15 КоАП РФ.