Изменения природоохранного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения природоохранного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2025 N 17АП-7442/2025-АК по делу N А50-5053/2025
Требование: О взыскании вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При этом, в постановлении КС РФ указано, что с учетом изложенных правовых позиций не исключается право законодателя совершенствовать порядок принятия решений в сфере землепользования, в том числе по переводу земель из одной категории в другую, а также право внести изменения в природоохранное законодательство, уточняющее основания возмещения экологического время различными способами.
Требование: О взыскании вреда, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Решение: В удовлетворении требования отказано.При этом, в постановлении КС РФ указано, что с учетом изложенных правовых позиций не исключается право законодателя совершенствовать порядок принятия решений в сфере землепользования, в том числе по переводу земель из одной категории в другую, а также право внести изменения в природоохранное законодательство, уточняющее основания возмещения экологического время различными способами.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как заполнить технический отчет по обращению с отходами (до 01.01.2021)
(КонсультантПлюс, 2020)Как разъяснил Росприроднадзор, изменения в законодательство, касающиеся порядка представления технических отчетов, еще не внесены. Утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение легитимны, как и порядок представления технических отчетов (вопрос N 18 Информации Росприроднадзора "Изменения природоохранного законодательства").
(КонсультантПлюс, 2020)Как разъяснил Росприроднадзор, изменения в законодательство, касающиеся порядка представления технических отчетов, еще не внесены. Утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение легитимны, как и порядок представления технических отчетов (вопрос N 18 Информации Росприроднадзора "Изменения природоохранного законодательства").
Статья: К вопросу об экологизации и деэкологизации законодательства и других сфер общественной жизни
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Масштабы деэкологизации отечественного законодательства показаны в совместном исследовании динамики изменений природоохранного законодательства в европейских странах и странах СНГ, основанном на анализе сравнения нескольких интегрированных маркеров <43>. Один из них - показатель нестабильности природоохранного законодательства, который в России монотонно растет уже длительный срок. Следует подробнее остановиться на другом показателе, отражающем отношение государства к экологическим проблемам, указывающем экологичность либо неэкологичность государственной политики. Индекс экологической эффективности (EPI) сравнивает количественные показатели экологической политики стран мира, ранжируя их по 40 показателям по 11 проблемным категориям. Рейтинг EPI оценивает 177 стран мира и рассчитывается с 2000 г., являясь в настоящее время одним из наиболее известных количественных индикаторов оценки экологической эффективности государств. Россия в этом рейтинге заняла в 2022 г. 112-е место, в то время как Беларусь и Армения находятся на 55-м и 56-м местах соответственно, а соседняя Финляндия занимает 3-е место <44>. Результат исследования показывает, что используемые маркеры подтверждают явные экологические проблемы и общую деэкологизацию в России, как и в некоторых других странах.
(Злотникова Т.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Масштабы деэкологизации отечественного законодательства показаны в совместном исследовании динамики изменений природоохранного законодательства в европейских странах и странах СНГ, основанном на анализе сравнения нескольких интегрированных маркеров <43>. Один из них - показатель нестабильности природоохранного законодательства, который в России монотонно растет уже длительный срок. Следует подробнее остановиться на другом показателе, отражающем отношение государства к экологическим проблемам, указывающем экологичность либо неэкологичность государственной политики. Индекс экологической эффективности (EPI) сравнивает количественные показатели экологической политики стран мира, ранжируя их по 40 показателям по 11 проблемным категориям. Рейтинг EPI оценивает 177 стран мира и рассчитывается с 2000 г., являясь в настоящее время одним из наиболее известных количественных индикаторов оценки экологической эффективности государств. Россия в этом рейтинге заняла в 2022 г. 112-е место, в то время как Беларусь и Армения находятся на 55-м и 56-м местах соответственно, а соседняя Финляндия занимает 3-е место <44>. Результат исследования показывает, что используемые маркеры подтверждают явные экологические проблемы и общую деэкологизацию в России, как и в некоторых других странах.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"10 января 2002 года N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"10 января 2002 года N 7-ФЗ
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, можно выделить следующие вопросы, с которыми могут столкнуться правоприменители при реализации отношений по рекультивации земель, в связи с изменениями, внесенными в природоохранное законодательство и законодательство о лицензировании в 2023 - 2024 году.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, можно выделить следующие вопросы, с которыми могут столкнуться правоприменители при реализации отношений по рекультивации земель, в связи с изменениями, внесенными в природоохранное законодательство и законодательство о лицензировании в 2023 - 2024 году.
Статья: Организационные и административно-правовые проблемы осуществления лесопользования учреждениями уголовно-исполнительной системы
(Мокрецов Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- осуществлять мониторинг актуальных изменений действующего природоохранного законодательства, а также методических документов по вопросам организации государственного экологического контроля (надзора) <4>.
(Мокрецов Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)- осуществлять мониторинг актуальных изменений действующего природоохранного законодательства, а также методических документов по вопросам организации государственного экологического контроля (надзора) <4>.
Статья: Значение решений Конституционного Суда Российской Федерации для развития правового регулирования возмещения вреда окружающей среде
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)На фоне существующих противоречий и общей недостаточной ясности правоположений, касающихся определения размера вреда, Конституционный Суд в Постановлении N 56-П обратился к указанной застарелой правовой проблеме. При рассмотрении жалобы ООО "Карьер Приморский" данным органом отмечено, что "не исключается право законодателя... внести изменения в природоохранное законодательство, уточняющие основания возмещения экологического вреда различными способами (пункт 3 статьи 77 и пункт 1 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды")".
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)На фоне существующих противоречий и общей недостаточной ясности правоположений, касающихся определения размера вреда, Конституционный Суд в Постановлении N 56-П обратился к указанной застарелой правовой проблеме. При рассмотрении жалобы ООО "Карьер Приморский" данным органом отмечено, что "не исключается право законодателя... внести изменения в природоохранное законодательство, уточняющие основания возмещения экологического вреда различными способами (пункт 3 статьи 77 и пункт 1 статьи 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды")".
Статья: О ходе реформы законодательства об утилизации отходов потребления: наметился ли прогресс?
(Хорошавин А.В.)
("Закон", 2023, N 10)Он был урегулирован законодателем в предыдущих изменениях в природоохранное законодательство, а именно во вступивших в силу с 1 марта 2023 года изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Эти изменения однозначно определили отнесение вторичного сырья к категории "продукция", а значит, можно однозначно понимать, что, например, если при утилизации отходов электроники производились вторичные металлы и пластики, то данный процесс остается утилизацией отходов.
(Хорошавин А.В.)
("Закон", 2023, N 10)Он был урегулирован законодателем в предыдущих изменениях в природоохранное законодательство, а именно во вступивших в силу с 1 марта 2023 года изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Эти изменения однозначно определили отнесение вторичного сырья к категории "продукция", а значит, можно однозначно понимать, что, например, если при утилизации отходов электроники производились вторичные металлы и пластики, то данный процесс остается утилизацией отходов.