Изменения по УСН, ЕНВД
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения по УСН, ЕНВД (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган посчитал, что общество неправомерно применяло специальные налоговые режимы (УСН и ЕНВД) посредством формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации. В обоснование своих выводов инспекция указала: 1) руководителями общества и спорных компаний являлись одни и те же лица; 2) общество и взаимозависимые лица осуществляли аналогичный вид деятельности; 3) общество и взаимозависимые лица формально перераспределили сотрудников без изменения их должностных обязанностей; 4) использование взаимозависимыми лицами одних сайта и рекламы; 5) поставщиками общества и взаимозависимых лиц являлись одни и те же лица; 6) создание новых компаний происходило незадолго перед увеличением численности персонала; 7) принятые на склад продукты питания не распределялись по собственникам товара, а в зависимости от формы хранения находились либо в располагающихся на складе холодильниках, либо хранились без охлаждения; инвентаризацию товара, формально принадлежащего разным юридическим лицам, производили по номенклатуре товара, а не по собственникам, доставка с общего склада в рестораны, являющиеся разными юридическими лицами, осуществлялась на одной машине. С учетом установленных обстоятельств суд поддержал позицию налогового органа, указал об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни в результате искусственного "дробления бизнеса" и признал правомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган посчитал, что общество неправомерно применяло специальные налоговые режимы (УСН и ЕНВД) посредством формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации. В обоснование своих выводов инспекция указала: 1) руководителями общества и спорных компаний являлись одни и те же лица; 2) общество и взаимозависимые лица осуществляли аналогичный вид деятельности; 3) общество и взаимозависимые лица формально перераспределили сотрудников без изменения их должностных обязанностей; 4) использование взаимозависимыми лицами одних сайта и рекламы; 5) поставщиками общества и взаимозависимых лиц являлись одни и те же лица; 6) создание новых компаний происходило незадолго перед увеличением численности персонала; 7) принятые на склад продукты питания не распределялись по собственникам товара, а в зависимости от формы хранения находились либо в располагающихся на складе холодильниках, либо хранились без охлаждения; инвентаризацию товара, формально принадлежащего разным юридическим лицам, производили по номенклатуре товара, а не по собственникам, доставка с общего склада в рестораны, являющиеся разными юридическими лицами, осуществлялась на одной машине. С учетом установленных обстоятельств суд поддержал позицию налогового органа, указал об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной жизни в результате искусственного "дробления бизнеса" и признал правомерным доначисление налогов по общей системе налогообложения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы применения измененных положений Налогового кодекса РФ о патентной системе налогообложения
(Попкова Ж.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Рассматриваются изменения законодательства о патентной системе налогообложения, произошедшие с 1 января 2021 г., позволяющие поставить вопрос о конституционности данного специального режима налогообложения в целом. Законодатель исключил ограничения для региональных органов законодательной власти, устанавливающие предельный размер потенциально возможного к получению дохода индивидуального предпринимателя, а через него - и размер налога по патентной системе налогообложения. Тем самым федеральный законодатель фактически устранился от реальных ограничений полномочий региональных законодательных органов, регламентирующих патентную систему налогообложения. При этом Конституционный Суд Российской Федерации еще с 1990-х гг. многократно выражал правовые позиции, в соответствии с которыми отсутствие таких ограничений недопустимо. Сделаны предложения о возможных путях решения проблемы. Не исключено, что Конституционный Суд РФ мог бы признать исключение ограничений федеральным законодателем неконституционным. Но с учетом предшествующего опыта возможно, что со стороны заинтересованных лиц вообще не будет никакой реакции на введенные в законодательство, по существу, неконституционные изменения.
(Попкова Ж.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Рассматриваются изменения законодательства о патентной системе налогообложения, произошедшие с 1 января 2021 г., позволяющие поставить вопрос о конституционности данного специального режима налогообложения в целом. Законодатель исключил ограничения для региональных органов законодательной власти, устанавливающие предельный размер потенциально возможного к получению дохода индивидуального предпринимателя, а через него - и размер налога по патентной системе налогообложения. Тем самым федеральный законодатель фактически устранился от реальных ограничений полномочий региональных законодательных органов, регламентирующих патентную систему налогообложения. При этом Конституционный Суд Российской Федерации еще с 1990-х гг. многократно выражал правовые позиции, в соответствии с которыми отсутствие таких ограничений недопустимо. Сделаны предложения о возможных путях решения проблемы. Не исключено, что Конституционный Суд РФ мог бы признать исключение ограничений федеральным законодателем неконституционным. Но с учетом предшествующего опыта возможно, что со стороны заинтересованных лиц вообще не будет никакой реакции на введенные в законодательство, по существу, неконституционные изменения.
Статья: Проблемы внедрения маркировки товаров средствами идентификации
(Ермолова О.Н., Кавелина Н.Ю.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Предприниматели, осуществляющие торговлю товарами, подлежащими обязательной маркировке, с момента введения обязательной маркировки не имеют больше возможности применять такие налоговые режимы, как ЕНВД и ПСН. В частности, на 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, отменяющие ЕНВД.
(Ермолова О.Н., Кавелина Н.Ю.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Предприниматели, осуществляющие торговлю товарами, подлежащими обязательной маркировке, с момента введения обязательной маркировки не имеют больше возможности применять такие налоговые режимы, как ЕНВД и ПСН. В частности, на 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, отменяющие ЕНВД.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса""12. Доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним за налоговые периоды, указанные в статье 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 37 указанного Федерального закона.";
(ред. от 20.03.2025)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса""12. Доходы от уплаты минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога, погашения задолженности по единому социальному налогу и соответствующих пеней и штрафов по ним за налоговые периоды, указанные в статье 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", распределяются между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 37 указанного Федерального закона.";
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривается продление срока действия ЕНВД до 1 января 2021 года. С 1 января 2017 года увеличены предельный размер дохода, предоставляющий налогоплательщику право использования УСН (с 60 до 150 млн. рублей), предельный размер дохода по итогам девяти месяцев, при котором организации получают право перейти на УСН (с 45 до 90 млн. рублей), а также предельный размер стоимости основных средств, используемый в целях применения УСН (со 100 до 150 млн. рублей). Также принят Федеральный закон N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающий особенности постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих услуги иным физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наемных работников.
(утв. Минэкономразвития России)Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 178-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривается продление срока действия ЕНВД до 1 января 2021 года. С 1 января 2017 года увеличены предельный размер дохода, предоставляющий налогоплательщику право использования УСН (с 60 до 150 млн. рублей), предельный размер дохода по итогам девяти месяцев, при котором организации получают право перейти на УСН (с 45 до 90 млн. рублей), а также предельный размер стоимости основных средств, используемый в целях применения УСН (со 100 до 150 млн. рублей). Также принят Федеральный закон N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающий особенности постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и оказывающих услуги иным физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наемных работников.
Статья: Как считать пени при выявлении схемы дробления бизнеса
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)В компании была проведена проверка, в ходе которой налоговики выявили схему дробления бизнеса. Суть ее заключалась в том, что компания вместе с взаимозависимым предпринимателем, применявшим УСН и ЕНВД, вела единую хозяйственную деятельность.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 37)В компании была проведена проверка, в ходе которой налоговики выявили схему дробления бизнеса. Суть ее заключалась в том, что компания вместе с взаимозависимым предпринимателем, применявшим УСН и ЕНВД, вела единую хозяйственную деятельность.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)- дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или упрощенную систему налогообложения вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций), и основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)- дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, применяющими специальные системы налогообложения (систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или упрощенную систему налогообложения вместо исчисления и уплаты НДС, налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций), и основным участником, осуществляющим реальную деятельность;
Статья: Верховный Суд определил порядок налоговой реконструкции при доначислениях организатору схемы дробления бизнеса
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Суды отклонили довод общества о том, что при расчете доначислений по ОСНО инспекция должна была учесть налоги, уплаченные участниками группы в рамках УСН с доходов, вмененных обществу по результатам проверки. По мнению судов, эти налоги могли быть зачтены либо возвращены им на основании заявления о возврате (зачете) в порядке ст. 78 НК РФ.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Суды отклонили довод общества о том, что при расчете доначислений по ОСНО инспекция должна была учесть налоги, уплаченные участниками группы в рамках УСН с доходов, вмененных обществу по результатам проверки. По мнению судов, эти налоги могли быть зачтены либо возвращены им на основании заявления о возврате (зачете) в порядке ст. 78 НК РФ.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.2023 N Ф07-6788/23 <Организации удалось отстоять большую часть НДС-вычетов>
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 15)По итогам выездной проверки инспекция, в числе прочего, доначислила обществу налог на добавленную стоимость в сумме 2 038 011 руб. Основанием послужил вывод контролеров об утрате компанией права на применение спецрежимов (УСН, ЕНВД). В связи с применением общей системы налогообложения ревизоры определили обязанность общества по уплате НДС (с учетом вычетов) на основе документов, полученных от контрагентов этой фирмы.
(Азарьев В.И.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 15)По итогам выездной проверки инспекция, в числе прочего, доначислила обществу налог на добавленную стоимость в сумме 2 038 011 руб. Основанием послужил вывод контролеров об утрате компанией права на применение спецрежимов (УСН, ЕНВД). В связи с применением общей системы налогообложения ревизоры определили обязанность общества по уплате НДС (с учетом вычетов) на основе документов, полученных от контрагентов этой фирмы.
Статья: Налоговое регулирование малого и среднего предпринимательства: опыт применения упрощенной системы налогообложения
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Доля УСН в общей сумме налоговых поступлений по специальным налоговым режимам выросла за анализируемый период времени на 12,43%, при этом тенденция к увеличению этого показателя устойчивая: вопреки прогнозам, отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. не привела к существенным изменениям.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 4)Доля УСН в общей сумме налоговых поступлений по специальным налоговым режимам выросла за анализируемый период времени на 12,43%, при этом тенденция к увеличению этого показателя устойчивая: вопреки прогнозам, отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. не привела к существенным изменениям.
Статья: Налоговые механизмы снижения экономических последствий пандемии COVID-19 в Российской Федерации и Европейском союзе
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)- для всех предприятий МСП, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставка снижена с 6 до 1%;
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)- для всех предприятий МСП, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставка снижена с 6 до 1%;
Статья: Реформирование НДС и специальных налоговых режимов, гармонизация налоговой системы
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)В результате многолетнего обсуждения в последние годы в законодательном регулировании СНР произошли два события, которые трудно переоценить: признание плательщиков ЕСХН плательщиками НДС <9> и отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. <10> Внедрение онлайн-касс сделало нецелесообразным поддержание режима ЕНВД, так как появилась возможность контролировать доходы налогоплательщиков, применяющих этот налоговый режим, и облагать налогом непосредственно их в рамках УСН или ОСНО. Таким образом, развитие цифровых технологий привело к естественному отмиранию ЕНВД.
(Давлетшин Т.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 2)В результате многолетнего обсуждения в последние годы в законодательном регулировании СНР произошли два события, которые трудно переоценить: признание плательщиков ЕСХН плательщиками НДС <9> и отмена ЕНВД с 1 января 2021 г. <10> Внедрение онлайн-касс сделало нецелесообразным поддержание режима ЕНВД, так как появилась возможность контролировать доходы налогоплательщиков, применяющих этот налоговый режим, и облагать налогом непосредственно их в рамках УСН или ОСНО. Таким образом, развитие цифровых технологий привело к естественному отмиранию ЕНВД.