Изменения по транспортному налогу с 2021 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения по транспортному налогу с 2021 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Транспортный налог: Налоговый орган при исчислении (доначислении) транспортного налога не применил право на освобождение для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 N 18АП-6499/2020 по делу N А76-43385/2019 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2020 N Ф09-6498/20)
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2020 N 18АП-6499/2020 по делу N А76-43385/2019 (оставлено без изменения Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 03.11.2020 N Ф09-6498/20)
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 18.04.2024 N 88А-10452/2024 (УИД 03RS0064-01-2022-004884-21)
Категория спора: Транспортный налог.
Требования налогоплательщика: 1) Об обязании предоставить льготу по транспортному налогу; 2) О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Истец обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, указав, что право на налоговую льготу подтверждается свидетельствами, которые находятся в налоговом органе, однако вопрос о предоставлении льготы не был разрешен.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Законом Республики Башкортостан N 402-з от 5 мая 2021 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан о налогах" статья 3 Закона Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года N 365-з "О транспортном налоге" была дополнена частью 6, согласно которой уплачивают налог в размере 50 процентов соответствующих ставок налога, установленных статьей 2 настоящего Закона в том числе и физические лица, владельцы одного зарегистрированного в установленном порядке транспортного средства, использующего природный газ в качестве моторного топлива, двух и более зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, - по выбору за одно транспортное средство (абзац 4).
Категория спора: Транспортный налог.
Требования налогоплательщика: 1) Об обязании предоставить льготу по транспортному налогу; 2) О признании незаконным бездействия.
Обстоятельства: Истец обратился в налоговый орган с заявлением о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, указав, что право на налоговую льготу подтверждается свидетельствами, которые находятся в налоговом органе, однако вопрос о предоставлении льготы не был разрешен.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Законом Республики Башкортостан N 402-з от 5 мая 2021 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан о налогах" статья 3 Закона Республики Башкортостан от 27 ноября 2002 года N 365-з "О транспортном налоге" была дополнена частью 6, согласно которой уплачивают налог в размере 50 процентов соответствующих ставок налога, установленных статьей 2 настоящего Закона в том числе и физические лица, владельцы одного зарегистрированного в установленном порядке транспортного средства, использующего природный газ в качестве моторного топлива, двух и более зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, - по выбору за одно транспортное средство (абзац 4).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменения по транспортному налогу в 2021 году
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2021, N 8)"Бухгалтер Крыма", 2021, N 8
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2021, N 8)"Бухгалтер Крыма", 2021, N 8
Статья: Вопросы применения измененных положений Налогового кодекса РФ о патентной системе налогообложения
(Попкова Ж.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<23> Транспортный налог с 2021 года изменился // URL: https://www.glavbukh.ru/news/34693-transportnyy-nalog-s-2021-goda-izmenilsya (дата обращения: 10.03.2021).
(Попкова Ж.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)<23> Транспортный налог с 2021 года изменился // URL: https://www.glavbukh.ru/news/34693-transportnyy-nalog-s-2021-goda-izmenilsya (дата обращения: 10.03.2021).
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/667@
"Об утверждении формы сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64670)В соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2021, N 1, ст. 9), пунктом 5 статьи 363, пунктом 6 статьи 386, пунктом 5 статьи 397 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.07.2021), на основании подпункта 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях организации деятельности налоговых органов по составлению сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.07.2021) приказываю:
"Об утверждении формы сообщения об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2021 N 64670)В соответствии с пунктом 4 статьи 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2021, N 1, ст. 9), пунктом 5 статьи 363, пунктом 6 статьи 386, пунктом 5 статьи 397 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.07.2021), на основании подпункта 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях организации деятельности налоговых органов по составлению сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также в связи с принятием Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 02.07.2021) приказываю:
Вопрос: Об уплате организацией транспортного налога при перерегистрации транспортного средства с одного обособленного подразделения на другое, находящееся в другом субъекте РФ.
(Письмо ФНС России от 21.01.2025 N БС-4-21/471@)Вместе с тем, по мнению Минфина России (для налоговых периодов до 2024 года), в случае перерегистрации транспортного средства с одного обособленного подразделения организации на другое, находящееся в другом субъекте Российской Федерации, транспортный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Исходя из нового места нахождения обособленного подразделения, на которое перерегистрировано транспортное средство, транспортный налог уплачивается начиная со следующего месяца.
(Письмо ФНС России от 21.01.2025 N БС-4-21/471@)Вместе с тем, по мнению Минфина России (для налоговых периодов до 2024 года), в случае перерегистрации транспортного средства с одного обособленного подразделения организации на другое, находящееся в другом субъекте Российской Федерации, транспортный налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Исходя из нового места нахождения обособленного подразделения, на которое перерегистрировано транспортное средство, транспортный налог уплачивается начиная со следующего месяца.
Ситуация: Каков порядок исчисления и уплаты транспортного налога для физических лиц в г. Москве?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае изменения места нахождения транспортного средства на другой субъект РФ в течение календарного года налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Исходя из нового места нахождения транспортного средства налог уплачивается начиная со следующего месяца (Письмо ФНС России от 20.10.2021 N БС-4-21/14849@).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае изменения места нахождения транспортного средства на другой субъект РФ в течение календарного года налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Исходя из нового места нахождения транспортного средства налог уплачивается начиная со следующего месяца (Письмо ФНС России от 20.10.2021 N БС-4-21/14849@).
Статья: Обзор ряда научных публикаций и судебных решений в части законодательных новаций по налогу на имущество организаций
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Так, в статье А.В. Лащенова [1] даются разъяснения изменений, которые налогоплательщики должны учитывать в 2021 году:
(Балакин Р.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 12)Так, в статье А.В. Лащенова [1] даются разъяснения изменений, которые налогоплательщики должны учитывать в 2021 году:
Статья: Лодки и яхты как недвижимое имущество - анализ проблем владения, продаж, налогов
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2023, N 5)Основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужило неприменение обществом при исчислении транспортного налога за 2019 год повышающих коэффициентов. Несогласие общества с указанными решениями налоговых органов послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим требованием.
(Царькова Д.)
("Жилищное право", 2023, N 5)Основанием для вынесения оспариваемого решения налогового органа послужило неприменение обществом при исчислении транспортного налога за 2019 год повышающих коэффициентов. Несогласие общества с указанными решениями налоговых органов послужило основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим требованием.
Статья: Реформирование института налоговой обязанности в условиях цифровизации: новые подходы и характер правового регулирования (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 11)В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ обязанностью налоговых органов стало и исчисление сумм земельного и транспортного налогов, налога на имущество организаций (для которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость) <3>. При этом налогоплательщик, имеющий и в данном случае право самостоятельно исчислить сумму налога, осуществляет уплату налога на основании сообщений налоговых органов об исчисленных ими суммах налогов.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2024, N 11)В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ обязанностью налоговых органов стало и исчисление сумм земельного и транспортного налогов, налога на имущество организаций (для которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость) <3>. При этом налогоплательщик, имеющий и в данном случае право самостоятельно исчислить сумму налога, осуществляет уплату налога на основании сообщений налоговых органов об исчисленных ими суммах налогов.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> уплата земельного и транспортного налогов налогоплательщиками-организациями осуществляется с учетом полученных от налоговых органов сообщений об исчисленных ими суммах указанных налогов. При этом правовая природа и правовой статус этих сообщений не вполне понятны. Нормы о нем содержат не статьи об исчислении налогов, а статьи о порядке их уплаты и ст. 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщика. Несмотря на тот факт, что организации обязаны сами исчислять суммы земельного и транспортного налога, о том, что налоговое сообщение имеет обязательный и преимущественный характер, говорят следующие положения, его регламентирующие. Во-первых, организации вправе по получении сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган свои пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, включая правомерность использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, а также оснований для освобождения от уплаты налога. Во-вторых, по итогам обязательного рассмотрения представленных налогоплательщиком документов возможны два варианта: 1) при наличии ошибки, допущенной налоговым органом, он направляет в адрес налогоплательщика уточненное сообщение; 2) в случае выявления недоимки налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика налоговое требование. Следовательно, в любом случае уплаченная сумма налогов должна в обязательном порядке соответствовать той, что указана в налоговом сообщении. И, наконец, по аналогии с ранее введенной обязанностью для физических лиц (в случае неполучения налогового уведомления) новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ предусматривает теперь для организаций обязанность направлять в налоговый орган сообщение установленной формы о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае "неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими". Таким образом, статус налогового сообщения фактически приравнен к статусу налогового уведомления, а механизм его действия схож с механизмом камеральной налоговой проверки. Кроме того, при наличии налогового уведомления и налогового требования с введением налогового сообщения и сообщений о наличии задолженности <4> (п. 7 ст. 31 НК РФ) терминологической путаницы не избежать.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> уплата земельного и транспортного налогов налогоплательщиками-организациями осуществляется с учетом полученных от налоговых органов сообщений об исчисленных ими суммах указанных налогов. При этом правовая природа и правовой статус этих сообщений не вполне понятны. Нормы о нем содержат не статьи об исчислении налогов, а статьи о порядке их уплаты и ст. 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщика. Несмотря на тот факт, что организации обязаны сами исчислять суммы земельного и транспортного налога, о том, что налоговое сообщение имеет обязательный и преимущественный характер, говорят следующие положения, его регламентирующие. Во-первых, организации вправе по получении сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган свои пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, включая правомерность использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, а также оснований для освобождения от уплаты налога. Во-вторых, по итогам обязательного рассмотрения представленных налогоплательщиком документов возможны два варианта: 1) при наличии ошибки, допущенной налоговым органом, он направляет в адрес налогоплательщика уточненное сообщение; 2) в случае выявления недоимки налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика налоговое требование. Следовательно, в любом случае уплаченная сумма налогов должна в обязательном порядке соответствовать той, что указана в налоговом сообщении. И, наконец, по аналогии с ранее введенной обязанностью для физических лиц (в случае неполучения налогового уведомления) новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ предусматривает теперь для организаций обязанность направлять в налоговый орган сообщение установленной формы о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае "неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими". Таким образом, статус налогового сообщения фактически приравнен к статусу налогового уведомления, а механизм его действия схож с механизмом камеральной налоговой проверки. Кроме того, при наличии налогового уведомления и налогового требования с введением налогового сообщения и сообщений о наличии задолженности <4> (п. 7 ст. 31 НК РФ) терминологической путаницы не избежать.
Ситуация: Как рассчитывается транспортный налог для физических лиц?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае изменения места нахождения транспортного средства из-за изменения вашего места жительства налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Исходя из нового места нахождения транспортного средства налог уплачивается начиная со следующего месяца (Письмо ФНС России от 20.10.2021 N БС-4-21/14849@).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В случае изменения места нахождения транспортного средства из-за изменения вашего места жительства налог уплачивается в бюджет по месту нахождения транспортного средства, определенному по состоянию на 1-е число месяца, в котором произошли указанные изменения. Исходя из нового места нахождения транспортного средства налог уплачивается начиная со следующего месяца (Письмо ФНС России от 20.10.2021 N БС-4-21/14849@).
Статья: Условия применения налоговых льгот для организаций, зарегистрированных на Курильских островах
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 10)Следует напомнить, что в целях исполнения п. 6 Перечня поручений Президента РФ по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума 3 сентября 2021 г. от 16.10.2021 N Пр-1971, предусматривающего внесение в законодательство РФ изменений в целях установления возможности осуществления деятельности новыми организациями, создаваемыми на Курильских островах, с применением особых условий (льготы по налогу на прибыль организаций, земельному и транспортному налогам, налогу на имущество организаций, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% в течение 10 лет, применение режима свободной таможенной зоны), принят Федеральный закон от 09.03.2022 N 50-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 50-ФЗ).
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 10)Следует напомнить, что в целях исполнения п. 6 Перечня поручений Президента РФ по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума 3 сентября 2021 г. от 16.10.2021 N Пр-1971, предусматривающего внесение в законодательство РФ изменений в целях установления возможности осуществления деятельности новыми организациями, создаваемыми на Курильских островах, с применением особых условий (льготы по налогу на прибыль организаций, земельному и транспортному налогам, налогу на имущество организаций, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% в течение 10 лет, применение режима свободной таможенной зоны), принят Федеральный закон от 09.03.2022 N 50-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 50-ФЗ).
Статья: О влиянии цифровизации на институт налоговой ответственности организаций за неуплату транспортного и земельного налогов
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Современные цифровые технологии значительно упростили администрирование транспортного и земельного налогов, уплачиваемых организациями, что позволило с 2021 года отменить обязанности данных лиц представлять соответствующие налоговые декларации. С другой стороны, изменения в законодательстве привели к правовой неопределенности в вопросе привлечения налогоплательщиков-организаций к налоговой ответственности за неправильное исчисление транспортного и земельного налогов в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса РФ. Автор анализирует создавшуюся ситуацию, констатирует отставание института налоговой ответственности от происходящих в связи с цифровизацией изменений в налоговых правоотношениях и вносит предложения для разрешения возникшей проблемы.
(Ефремова Е.С.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 5)Современные цифровые технологии значительно упростили администрирование транспортного и земельного налогов, уплачиваемых организациями, что позволило с 2021 года отменить обязанности данных лиц представлять соответствующие налоговые декларации. С другой стороны, изменения в законодательстве привели к правовой неопределенности в вопросе привлечения налогоплательщиков-организаций к налоговой ответственности за неправильное исчисление транспортного и земельного налогов в соответствии со ст. 122 Налогового кодекса РФ. Автор анализирует создавшуюся ситуацию, констатирует отставание института налоговой ответственности от происходящих в связи с цифровизацией изменений в налоговых правоотношениях и вносит предложения для разрешения возникшей проблемы.