Изменения по спецрежимам с 2020 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения по спецрежимам с 2020 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые последствия участия физических лиц в государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Закон N 223-ФЗ, так же как и Закон N 44-ФЗ, не содержит нормы, прямо обязывающие заказчика удерживать подоходный налог с физических лиц при оплате цены договора, однако именно в него (в Закон N 223-ФЗ) законодатель в рамках эксперимента по установлению специального налогового режима НПД в отношении физических лиц, не являющихся ИП, с 1 января 2020 г. внес изменения, предусматривающие возможность участия самозанятых граждан в закупках для субъектов малого и среднего бизнеса <4>.
(Кикавец В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 2)Закон N 223-ФЗ, так же как и Закон N 44-ФЗ, не содержит нормы, прямо обязывающие заказчика удерживать подоходный налог с физических лиц при оплате цены договора, однако именно в него (в Закон N 223-ФЗ) законодатель в рамках эксперимента по установлению специального налогового режима НПД в отношении физических лиц, не являющихся ИП, с 1 января 2020 г. внес изменения, предусматривающие возможность участия самозанятых граждан в закупках для субъектов малого и среднего бизнеса <4>.
Статья: Налог на профессиональный доход: первые итоги двухлетнего эксперимента
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<15> Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // СЗ РФ. 2019. N 50. Ст. 7201; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СЗ РФ. 2020. N 14 (часть I). Ст. 2031; Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Ст. 21 // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3740.
(Савинов К.А., Лаврентьев А.Р.)
("Финансовое право", 2021, N 6)<15> Федеральный закон от 15 декабря 2019 г. N 428-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" // СЗ РФ. 2019. N 50. Ст. 7201; Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" // СЗ РФ. 2020. N 14 (часть I). Ст. 2031; Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции". Ст. 21 // СЗ РФ. 2020. N 24. Ст. 3740.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)г) о внесении изменений и (или) дополнений к договору, информация по которому подлежит передаче в бюро кредитных историй в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также отдельно о внесении изменений и (или) дополнений к договору займа (кредита) по требованию заемщика в соответствии со статьями 7, 7.1 и 7.3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" или в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика - субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика - физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)г) о внесении изменений и (или) дополнений к договору, информация по которому подлежит передаче в бюро кредитных историй в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также отдельно о внесении изменений и (или) дополнений к договору займа (кредита) по требованию заемщика в соответствии со статьями 7, 7.1 и 7.3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" или в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях изменения условий договора кредита (займа) по требованию заемщика - субъекта малого и среднего предпринимательства или заемщика - физического лица, применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход";
Приказ ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@
(ред. от 13.09.2024)
"Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2022 N 70727)В соответствии с пунктом 7 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2020, N 48, ст. 7627), пунктом 7 статьи 431 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2022, N 29, ст. 5206), а также подпунктами 5.9.36 и 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях реализации положений главы 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 42, ст. 6529; 2022, N 29, ст. 5206), в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 5206), Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 5288), Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 5290) приказываю:
(ред. от 13.09.2024)
"Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2022 N 70727)В соответствии с пунктом 7 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2020, N 48, ст. 7627), пунктом 7 статьи 431 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2022, N 29, ст. 5206), а также подпунктами 5.9.36 и 5.9.37 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 40, ст. 3961; 2015, N 15, ст. 2286), в целях реализации положений главы 34 "Страховые взносы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2020, N 42, ст. 6529; 2022, N 29, ст. 5206), в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 5206), Федерального закона от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 5288), Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 29, ст. 5290) приказываю:
Статья: Характеристика "льготного" режима уплаты административного штрафа (на примере административных правонарушений в области дорожного движения)
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Позитивно оценивая влияние данных изменений на ситуацию в области взыскиваемости штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, отметим, что введение специального режима их оплаты не привело к снижению числа соответствующих противоправных деяний.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Позитивно оценивая влияние данных изменений на ситуацию в области взыскиваемости штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области дорожного движения, отметим, что введение специального режима их оплаты не привело к снижению числа соответствующих противоправных деяний.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В связи с распространением в 2020 г. новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для противодействия санкциям, введенным в 2022 г. против российской экономики, государством была разработана и реализована масштабная система мер по поддержке бизнеса, пострадавшего от вводимых ограничений и иных изменений условий деятельности <137>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В связи с распространением в 2020 г. новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и для противодействия санкциям, введенным в 2022 г. против российской экономики, государством была разработана и реализована масштабная система мер по поддержке бизнеса, пострадавшего от вводимых ограничений и иных изменений условий деятельности <137>.
Статья: Правовые итоги - 2020
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)<26> Законопроект N 933027-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
(Алебастрова И., Рассказова Н., Савельев А., Цыганков Д., Остапец И., Пашин С., Тай Ю., Рыбалов А., Брызгалин А.)
("Закон", 2021, N 1)<26> Законопроект N 933027-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
Статья: Обзор изменений нормативно-правовых актов в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ в 2021 г.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Дата вступления изменений в силу: 27 ноября 2020 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу 22 декабря 2020 г. и 1 января 2021 г.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Дата вступления изменений в силу: 27 ноября 2020 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу 22 декабря 2020 г. и 1 января 2021 г.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Таким образом, широкое понимание информационной безопасности охватывает соблюдение как требований сбора, обработки, хранения и передачи данных, так и специального правового режима отдельных видов информации.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Таким образом, широкое понимание информационной безопасности охватывает соблюдение как требований сбора, обработки, хранения и передачи данных, так и специального правового режима отдельных видов информации.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральный закон от 01.04.2020 N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" расширил область нетрудовых отношений и заключения договоров с самозанятыми.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Федеральный закон от 01.04.2020 N 101-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" расширил область нетрудовых отношений и заключения договоров с самозанятыми.
Статья: Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)6. Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 22 - 26.
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)6. Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 22 - 26.
Статья: Поощрение частной инициативы и защита частных интересов в инвестировании: правовой аспект
(Белицкая А.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Говоря о защите прав инвесторов, нельзя не подчеркнуть значимость обеспечения стабильности условий их деятельности, от которой зависит планирование инвестиционных вложений. В научной литературе стабилизационная оговорка признается формой защиты бизнеса от ужесточения или неблагоприятного изменения национального законодательства <27>. Стабилизационная оговорка или стабилизация в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений имеют важнейшее значение для развития частной инициативы инвестора и защиты его прав. Представляется, что в сложившейся социально-экономической ситуации стабилизация условий деятельности должна быть предоставлена большему кругу инвесторов, порог капитальных вложений для такого предоставления для заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений должен быть снижен. Отметим, что иностранным инвесторам, всем без исключения, предоставлена стабилизация в соответствии с Законом об иностранных инвестициях. В условиях политической изоляции, когда государство делает ставку в основном на национального инвестора, иностранные инвесторы не должны иметь такого преимущества, стабилизационная оговорка должна коснуться каждого отечественного инвестора, который солидарно с государством действует во благо экономического роста и не только в формате государственно-частного партнерства. В настоящее время стабилизация в той или иной степени касается соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений, специальных инвестиционных контрактов, территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности, соглашений о защите и поощрении капиталовложений. В основном стабилизация касается неувеличения общего налогового бремени в результате неблагоприятного изменения законодательства, но в отдельных случаях - и более широкого круга правоотношений, в том числе административных, что, безусловно, в большей степени отвечает интересам частных инвесторов.
(Белицкая А.В.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Говоря о защите прав инвесторов, нельзя не подчеркнуть значимость обеспечения стабильности условий их деятельности, от которой зависит планирование инвестиционных вложений. В научной литературе стабилизационная оговорка признается формой защиты бизнеса от ужесточения или неблагоприятного изменения национального законодательства <27>. Стабилизационная оговорка или стабилизация в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений имеют важнейшее значение для развития частной инициативы инвестора и защиты его прав. Представляется, что в сложившейся социально-экономической ситуации стабилизация условий деятельности должна быть предоставлена большему кругу инвесторов, порог капитальных вложений для такого предоставления для заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений должен быть снижен. Отметим, что иностранным инвесторам, всем без исключения, предоставлена стабилизация в соответствии с Законом об иностранных инвестициях. В условиях политической изоляции, когда государство делает ставку в основном на национального инвестора, иностранные инвесторы не должны иметь такого преимущества, стабилизационная оговорка должна коснуться каждого отечественного инвестора, который солидарно с государством действует во благо экономического роста и не только в формате государственно-частного партнерства. В настоящее время стабилизация в той или иной степени касается соглашений о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашений, специальных инвестиционных контрактов, территорий со специальным режимом осуществления предпринимательской деятельности, соглашений о защите и поощрении капиталовложений. В основном стабилизация касается неувеличения общего налогового бремени в результате неблагоприятного изменения законодательства, но в отдельных случаях - и более широкого круга правоотношений, в том числе административных, что, безусловно, в большей степени отвечает интересам частных инвесторов.
Статья: Развитие налогообложения резидентов территориальных преференциальных режимов
(Онищенко К.В.)
("Юрист", 2025, N 5)<8> Белоусов А.Л. Направления совершенствования специальных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право. 2024. N 1. С. 136 - 151.
(Онищенко К.В.)
("Юрист", 2025, N 5)<8> Белоусов А.Л. Направления совершенствования специальных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право. 2024. N 1. С. 136 - 151.
Статья: Трудоправовые гарантии: к проблеме конкурентного (коллизионного) межотраслевого правового регулирования (ТК РФ и налоговое законодательство)
(Лушникова М.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)Далее наш законодатель пошел по пути фрагментарного правового регулирования отношений в сфере правовых экспериментов. С принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" <7> по факту сложившегося правового регулирования произошло разделение экспериментальных норм права на два вида <8>. Первый условно назовем общими экспериментальными нормами, которые мы охарактеризовали выше, и специальными, которые действуют в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций. Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций проводится исключительно на основании федеральных законов. Определяющей характеристикой введения этих экспериментальных норм является возможность специального регулирования (или отказ от применения обязательных требований, установленных иными нормативными правовыми актами) <9>. Таким образом, экспериментальные правовые нормы в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций могут "вторгаться" в сферу различных отраслей права, в том числе путем отказа от обязательных требований этих отраслей права, в то время как общие экспериментальные нормы ограничены в предмете правового регулирования конкретной отрасли права, и в случае возможного конкурентного межотраслевого регулирования требуются соответствующие изменения в действующее законодательство тех отраслей права, обязательные требования которых нарушаются экспериментальной нормой. Ярким примером служит Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", введение которого потребовало внесения изменений в ГК РФ (ст. 23) в части определения предпринимательской деятельности физических лиц <10>. Таким образом, в случае возникновения конкуренции, противоречия общих экспериментальных норм с нормами права иной отраслевой принадлежности необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовые акты иной отраслевой принадлежности.
(Лушникова М.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)Далее наш законодатель пошел по пути фрагментарного правового регулирования отношений в сфере правовых экспериментов. С принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" <7> по факту сложившегося правового регулирования произошло разделение экспериментальных норм права на два вида <8>. Первый условно назовем общими экспериментальными нормами, которые мы охарактеризовали выше, и специальными, которые действуют в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций. Экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций проводится исключительно на основании федеральных законов. Определяющей характеристикой введения этих экспериментальных норм является возможность специального регулирования (или отказ от применения обязательных требований, установленных иными нормативными правовыми актами) <9>. Таким образом, экспериментальные правовые нормы в рамках экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций могут "вторгаться" в сферу различных отраслей права, в том числе путем отказа от обязательных требований этих отраслей права, в то время как общие экспериментальные нормы ограничены в предмете правового регулирования конкретной отрасли права, и в случае возможного конкурентного межотраслевого регулирования требуются соответствующие изменения в действующее законодательство тех отраслей права, обязательные требования которых нарушаются экспериментальной нормой. Ярким примером служит Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", введение которого потребовало внесения изменений в ГК РФ (ст. 23) в части определения предпринимательской деятельности физических лиц <10>. Таким образом, в случае возникновения конкуренции, противоречия общих экспериментальных норм с нормами права иной отраслевой принадлежности необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовые акты иной отраслевой принадлежности.