Изменения по НДС с 2020 года
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения по НДС с 2020 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (лицензиат) заключило сублицензионный договор, передав сублицензиату на условиях простой (неисключительной) лицензии права на использование программ для электронно-вычислительных машин Microsoft на три лицензионных года (2020, 2021, 2022 годы). Вознаграждение по условиям договора не облагалось НДС на основании подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, цена договора не подлежала изменению в течение срока его действия, лицензиат принял на себя обязательство не предъявлять сублицензиату претензий по доплате впоследствии суммы НДС, в случае признания некорректной квалификации сделки относительно налоговой нормы подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. До наступления второго лицензионного года использования программного обеспечения (01.01.2021 - 31.12.2021) был принят Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ, изменивший порядок уплаты НДС по сделкам реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, освобождение от уплаты НДС предусматривалось только при реализации прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый Реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Поскольку программное обеспечение Microsoft не было включено в Реестр российских программ, общество во втором лицензионному году (2021) предъявило сублицензиату документы о выплате вознаграждения, в состав которого включило НДС по ставке 20 процентов. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что в данном случае сублицензиат обязан доплатить обществу НДС, поскольку изменение цены договора обусловлено изменением налогового законодательства, подлежащего обязательному применению в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых (выполненных, оказанных) начиная с 01.01.2021, независимо от даты и условий заключения договоров о реализации указанных товаров (работ, услуг), и не предполагает обязательного внесения изменений в заключенные ранее договоры. Сторонами договора было прямо предусмотрено, что услуга не облагается НДС в силу закона, поэтому при изменении законодательства общество правомерно увеличило цену договора. Изменение цены договора связано не с ошибками общества при квалификации сделки, а исключительно с изменением условий налогообложения.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение арендной платы задним числом и в связи с увеличением НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2021 N Ф09-852/21 по делу N А60-12225/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2021 N Ф09-852/21 по делу N А60-12225/2020
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменения по НДС осенью 2020 года
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2021, N 2)"Бухгалтер Крыма", 2021, N 2
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2021, N 2)"Бухгалтер Крыма", 2021, N 2
Статья: Изменение модели правового регулирования НДС в Российской Федерации (исследование практик государств БРИКС и инициатив отечественного законодателя)
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)2. Законодательные инициативы по коррекции НДС (2018 - 2020 гг.) и необходимость комплексного изменения правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в Российской Федерации.
(Бачурин Д.Г.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 2)2. Законодательные инициативы по коррекции НДС (2018 - 2020 гг.) и необходимость комплексного изменения правового регулирования налогообложения добавленной стоимости в Российской Федерации.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.11.2025 N 41-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"Дело, с которым Банк ВТБ связывает нарушение своих прав, рассматривалось судами как спор по поводу взыскания дополнительного вознаграждения по сублицензионному договору, рассчитанного поставщиком с учетом признания с 1 января 2021 года операции по предоставлению исключительных прав на определенное этим договором программное обеспечение подлежащей обложению НДС. Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации, соглашаясь с арбитражным апелляционным судом, удовлетворившим иск к Банку ВТБ, сформулировал общий вывод, касающийся гражданско-правовых последствий изменения регулирования НДС для цены любого длящегося гражданско-правового договора, взаимные предоставления сторон по которому охватывают несколько налоговых периодов; данный вывод не ограничен обложением с конкретной даты операций с иностранным программным обеспечением, осуществляемых по лицензионному или сублицензионному договору. Однако это не свидетельствует о необходимости исключения подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ из предмета рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку он содержательно отражает ту ситуацию, в которой проблемный аспект применения пунктов 1 и 2 статьи 424 ГК Российской Федерации и пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации проявился в деле Банка ВТБ.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Банк ВТБ"Дело, с которым Банк ВТБ связывает нарушение своих прав, рассматривалось судами как спор по поводу взыскания дополнительного вознаграждения по сублицензионному договору, рассчитанного поставщиком с учетом признания с 1 января 2021 года операции по предоставлению исключительных прав на определенное этим договором программное обеспечение подлежащей обложению НДС. Вместе с тем Верховный Суд Российской Федерации, соглашаясь с арбитражным апелляционным судом, удовлетворившим иск к Банку ВТБ, сформулировал общий вывод, касающийся гражданско-правовых последствий изменения регулирования НДС для цены любого длящегося гражданско-правового договора, взаимные предоставления сторон по которому охватывают несколько налоговых периодов; данный вывод не ограничен обложением с конкретной даты операций с иностранным программным обеспечением, осуществляемых по лицензионному или сублицензионному договору. Однако это не свидетельствует о необходимости исключения подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 265-ФЗ из предмета рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку он содержательно отражает ту ситуацию, в которой проблемный аспект применения пунктов 1 и 2 статьи 424 ГК Российской Федерации и пункта 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации проявился в деле Банка ВТБ.
<Письмо> ФНС России от 29.07.2024 N БВ-4-7/8573@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>В силу внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ изменений в условия применения освобождения от НДС, предусмотренного подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении услуг по передаче прав на использование программного обеспечения, не включенного в Реестр российских программ, оказанных начиная с 01.01.2021, подлежит уплате НДС по ставке 20% независимости от даты заключения договоров. Предоставление обществом в адрес банка права использования программного обеспечения для целей обложения НДС подлежит квалификации в качестве услуги, моментом оказания которой признаются периоды пользования программным обеспечением, предоставленного по лицензии, а не дата заключения договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 9 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33). Следовательно, в отношении сублицензионного вознаграждения, подлежащего уплате за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, общество правомерно увеличило размер вознаграждения на сумму налога, а банк был обязан произвести оплату вознаграждения в увеличенном размере. Отказываясь от оплаты вознаграждения в увеличенном размере и настаивая на том, что до внесения изменения в условия договора его цена не считается изменившейся, по существу банк поставил общество в положение, при котором неблагоприятные имущественные последствия изменения условий налогообложения возлагаются только на истца, вынужденного оплачивать налог за счет уменьшения своего дохода, в то время как последствия исполнения договора для банка не ухудшаются, что противоречит существу законодательного регулирования отношений, связанных с уплатой НДС и не отвечает требованию добросовестности.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2024 года по вопросам налогообложения>В силу внесенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 265-ФЗ изменений в условия применения освобождения от НДС, предусмотренного подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении услуг по передаче прав на использование программного обеспечения, не включенного в Реестр российских программ, оказанных начиная с 01.01.2021, подлежит уплате НДС по ставке 20% независимости от даты заключения договоров. Предоставление обществом в адрес банка права использования программного обеспечения для целей обложения НДС подлежит квалификации в качестве услуги, моментом оказания которой признаются периоды пользования программным обеспечением, предоставленного по лицензии, а не дата заключения договора (подпункт 1 пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 9 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 N 33). Следовательно, в отношении сублицензионного вознаграждения, подлежащего уплате за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, общество правомерно увеличило размер вознаграждения на сумму налога, а банк был обязан произвести оплату вознаграждения в увеличенном размере. Отказываясь от оплаты вознаграждения в увеличенном размере и настаивая на том, что до внесения изменения в условия договора его цена не считается изменившейся, по существу банк поставил общество в положение, при котором неблагоприятные имущественные последствия изменения условий налогообложения возлагаются только на истца, вынужденного оплачивать налог за счет уменьшения своего дохода, в то время как последствия исполнения договора для банка не ухудшаются, что противоречит существу законодательного регулирования отношений, связанных с уплатой НДС и не отвечает требованию добросовестности.
Статья: Развитие правового обеспечения налогового стимулирования сферы электронной коммерции стран ЕАЭС на примере Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении
(Кныш Р.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Также в Республике Казахстан с 1 января 2022 г. начинает действие "налог на Google", касающийся правил уплаты налога на добавленную стоимость зарубежными интернет-компаниями, принятый Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2020 г. N 382-VI ЗРК о внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Казахстан (новый раздел 25). В данном случае налог на добавленную стоимость будет составлять 12% <13>.
(Кныш Р.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 1)Также в Республике Казахстан с 1 января 2022 г. начинает действие "налог на Google", касающийся правил уплаты налога на добавленную стоимость зарубежными интернет-компаниями, принятый Законом Республики Казахстан от 10 декабря 2020 г. N 382-VI ЗРК о внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Казахстан (новый раздел 25). В данном случае налог на добавленную стоимость будет составлять 12% <13>.
Статья: Возмещение НДС в обычном порядке: правила-2023
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)С учетом сказанного Минфин России в Письме от 06.05.2020 N 03-07-14/36428 подчеркнул: налогоплательщик вправе внести в налоговую декларацию изменения, предусматривающие уменьшение общей суммы НДС, исчисленной исходя из ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты в случае, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком в пределах трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 2)С учетом сказанного Минфин России в Письме от 06.05.2020 N 03-07-14/36428 подчеркнул: налогоплательщик вправе внести в налоговую декларацию изменения, предусматривающие уменьшение общей суммы НДС, исчисленной исходя из ст. 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты в случае, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком в пределах трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Вопрос: Организация A оплатила поставку товара организации B авансом и по договору цессии переуступила ее организации C по цене ниже первоначальной (без предоплаты). Товар поставлен организации C. Как исчисляет НДС каждая из организаций?
(Консультация эксперта, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 2024)Таким образом, ситуация спорная и полностью исключить претензии со стороны налоговых органов по данной операции нельзя. Возможно полагать, что пока не предъявлено требование о возврате предоплаты, уступаемое право требования не может приравниваться к денежному. А поскольку особенности определения налоговой базы по данной уступке ст. 155 НК РФ не предусматриваются, применяется общий порядок, установленный п. 2 ст. 153 НК РФ: налоговая база определяется исходя из всех полученных доходов (см., например, Письмо Минфина России от 31.07.2020 N 03-07-11/67418).
(Консультация эксперта, Межрегиональная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, 2024)Таким образом, ситуация спорная и полностью исключить претензии со стороны налоговых органов по данной операции нельзя. Возможно полагать, что пока не предъявлено требование о возврате предоплаты, уступаемое право требования не может приравниваться к денежному. А поскольку особенности определения налоговой базы по данной уступке ст. 155 НК РФ не предусматриваются, применяется общий порядок, установленный п. 2 ст. 153 НК РФ: налоговая база определяется исходя из всех полученных доходов (см., например, Письмо Минфина России от 31.07.2020 N 03-07-11/67418).
Статья: Комментарий к Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.10.2024 N 58115-ДН/04 <В 2025 году НДС по "переходящим" договорам при УСН начисляют по расчетной ставке>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 22)Есть и третий подход, в соответствии с которым можно не начислять НДС по "переходящим" договорам до их полного исполнения. Например, в Письме от 27.11.2020 N 03-07-08/103682 Минфин России выразил следующее мнение. При изменении законодательства по НДС в случае отгрузки ценностей без применения НДС и их оплаты при применении НДС действует освобождение от НДС, предусмотренное в редакции НК РФ до 31 декабря.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 22)Есть и третий подход, в соответствии с которым можно не начислять НДС по "переходящим" договорам до их полного исполнения. Например, в Письме от 27.11.2020 N 03-07-08/103682 Минфин России выразил следующее мнение. При изменении законодательства по НДС в случае отгрузки ценностей без применения НДС и их оплаты при применении НДС действует освобождение от НДС, предусмотренное в редакции НК РФ до 31 декабря.
Вопрос: О предложении по внесению изменений в части установления бессрочного действия освобождения от НДС услуг по обращению с ТКО.
(Письмо Минфина России от 27.04.2024 N 03-07-07/40102)Вопрос: Федеральным законом от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2020 г. были установлены льготы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и налогу на прибыль организаций, осуществляющих деятельность в статусе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), большая часть которых является субъектами малого и среднего бизнеса.
(Письмо Минфина России от 27.04.2024 N 03-07-07/40102)Вопрос: Федеральным законом от 26.07.2019 N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2020 г. были установлены льготы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и налогу на прибыль организаций, осуществляющих деятельность в статусе региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), большая часть которых является субъектами малого и среднего бизнеса.
Статья: Специальные меры, предпринимаемые государствами БРИКС в сфере правового регулирования налога на добавленную стоимость в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Изменения в правовом регулировании НДС отдельных зарубежных
(Гладун Е.Ф.)
("Финансовое право", 2021, N 9)Изменения в правовом регулировании НДС отдельных зарубежных
Последние изменения: Выставление счетов-фактур и выделение НДС в документах
(КонсультантПлюс, 2025)Обновление учитывает изменения в законодательстве, в том числе повышение ставки НДС. При этом до 31 декабря 2019 г. налогоплательщики могут пользоваться и прошлой версией. С 1 января 2020 г. счета-фактуры в электронной форме можно выставлять только по новому Формату.
(КонсультантПлюс, 2025)Обновление учитывает изменения в законодательстве, в том числе повышение ставки НДС. При этом до 31 декабря 2019 г. налогоплательщики могут пользоваться и прошлой версией. С 1 января 2020 г. счета-фактуры в электронной форме можно выставлять только по новому Формату.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Как указано в Письме Минфина России от 18.12.2020 N 03-07-07/111541, "данные изменения, внесенные в НК РФ, направлены на поэтапное встраивание налогоплательщиков ЕСХН в цепочку плательщиков НДС в целях обеспечения их беспрепятственного участия в хозяйственных отношениях с налогоплательщиками НДС, которые испытывают проблемы с приобретением сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся налогоплательщиками ЕСХН, в связи с невозможностью принятия к вычету НДС".
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Как указано в Письме Минфина России от 18.12.2020 N 03-07-07/111541, "данные изменения, внесенные в НК РФ, направлены на поэтапное встраивание налогоплательщиков ЕСХН в цепочку плательщиков НДС в целях обеспечения их беспрепятственного участия в хозяйственных отношениях с налогоплательщиками НДС, которые испытывают проблемы с приобретением сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся налогоплательщиками ЕСХН, в связи с невозможностью принятия к вычету НДС".
Статья: НДС и налоговая реформа - 2025
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Тем не менее в правоприменительной практике есть аргументы в пользу других вариантов решения вопроса. Так, Минфин России в Письме от 27.11.2020 N 03-07-08/103682 пришел к выводу о правомерности <15> неначисления НДС в указанной ситуации. По мнению ведомства, при изменении законодательства по НДС и отгрузке в период без применения НДС с получением оплаты в период применения НДС действует освобождение от НДС, предусмотренное НК РФ в редакции до 31 декабря. А вариант с начислением НДС по прямой ставке сверх цены договора представляется наиболее безопасным с точки зрения вероятных споров с налоговой инспекцией.
(Дегтяренко А.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 12; 2025, NN 1, 2, 3)Тем не менее в правоприменительной практике есть аргументы в пользу других вариантов решения вопроса. Так, Минфин России в Письме от 27.11.2020 N 03-07-08/103682 пришел к выводу о правомерности <15> неначисления НДС в указанной ситуации. По мнению ведомства, при изменении законодательства по НДС и отгрузке в период без применения НДС с получением оплаты в период применения НДС действует освобождение от НДС, предусмотренное НК РФ в редакции до 31 декабря. А вариант с начислением НДС по прямой ставке сверх цены договора представляется наиболее безопасным с точки зрения вероятных споров с налоговой инспекцией.