Изменения НМА с 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменения НМА с 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организации перейти на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 (актуально до 31 декабря 2024 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)1. Что изменится в учете НМА при применении ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 в отношении капвложений в НМА
(КонсультантПлюс, 2024)1. Что изменится в учете НМА при применении ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 в отношении капвложений в НМА
Типовая ситуация: НМА: бухгалтерский и налоговый учет
(Издательство "Главная книга", 2025)ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020: главные изменения в учете НМА с 2024 г.
(Издательство "Главная книга", 2025)ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020: главные изменения в учете НМА с 2024 г.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.07.2023 N 1230
(ред. от 15.10.2025)
"Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
(вместе с "Положением об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области")абзацем первым пункта 32(1), а также абзацами седьмым и восьмым пункта 35 Основ ценообразования, в части непревышения стоимости объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету после утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов предельного объема финансовых потребностей на реализацию мероприятий по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (далее - мероприятия по организации коммерческого учета), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2339 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и об определении и о применении нормативов предельных объемов финансовых потребностей на реализацию мероприятий по организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии", сформированной по результатам реализации мероприятий по организации коммерческого учета, учитываемой уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при определении размера активов либо величины базы инвестированного капитала, над стоимостью таких объектов, определенной в соответствии с указанными нормативами предельного объема финансовых потребностей.
(ред. от 15.10.2025)
"Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
(вместе с "Положением об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области")абзацем первым пункта 32(1), а также абзацами седьмым и восьмым пункта 35 Основ ценообразования, в части непревышения стоимости объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету после утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти нормативов предельного объема финансовых потребностей на реализацию мероприятий по приобретению, установке, замене, допуску в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения в соответствии с пунктом 5 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (далее - мероприятия по организации коммерческого учета), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2339 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и об определении и о применении нормативов предельных объемов финансовых потребностей на реализацию мероприятий по организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии", сформированной по результатам реализации мероприятий по организации коммерческого учета, учитываемой уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при определении размера активов либо величины базы инвестированного капитала, над стоимостью таких объектов, определенной в соответствии с указанными нормативами предельного объема финансовых потребностей.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2339
(ред. от 17.04.2024)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и об определении и о применении нормативов предельных объемов финансовых потребностей на реализацию мероприятий по организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии"Положения, установленные абзацем первым настоящего пункта, не применяются в отношении объектов основных средств и (или) нематериальных активов, принятых к бухгалтерскому учету в рамках выполнения инвестиционных проектов, предусматривающих реализацию мероприятий по организации коммерческого учета, до утверждения нормативов предельного объема финансовых потребностей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2339 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и об определении и о применении нормативов предельных объемов финансовых потребностей на реализацию мероприятий по организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2339).";
(ред. от 17.04.2024)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и об определении и о применении нормативов предельных объемов финансовых потребностей на реализацию мероприятий по организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии"Положения, установленные абзацем первым настоящего пункта, не применяются в отношении объектов основных средств и (или) нематериальных активов, принятых к бухгалтерскому учету в рамках выполнения инвестиционных проектов, предусматривающих реализацию мероприятий по организации коммерческого учета, до утверждения нормативов предельного объема финансовых потребностей в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2339 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и об определении и о применении нормативов предельных объемов финансовых потребностей на реализацию мероприятий по организации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 2339).";
Путеводитель. Какие изменения внести в учетную политику на 2024 г.
(КонсультантПлюс, 2024)С 2024 г. обязателен для применения ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы". Если вы не применяли его досрочно, скорректируйте учетную политику сейчас. Учтите также изменения, внесенные в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" в отношении капитальных затрат на НМА, в том числе на НИОКиТР. Исключите из учетной политики положения об учете НИОКР, основанные на ПБУ 17/02.
(КонсультантПлюс, 2024)С 2024 г. обязателен для применения ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы". Если вы не применяли его досрочно, скорректируйте учетную политику сейчас. Учтите также изменения, внесенные в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" в отношении капитальных затрат на НМА, в том числе на НИОКиТР. Исключите из учетной политики положения об учете НИОКР, основанные на ПБУ 17/02.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по составлению промежуточной бухгалтерской отчетности в 2025 г.Переоценка объектов ОС, НМА, поисковых активов изменяет величину капитала организации (п. п. 18, 19, 20, 21 ФСБУ 6/2020, п. п. 24, 25, 26 ФСБУ 14/2022, п. 16 ПБУ 24/2011). При этом в зависимости от результата предыдущих переоценок конкретного ОС (кроме инвестиционной недвижимости <*>), НМА, поискового актива происходит одно из двух:
Статья: Альтернативный переход на ФСБУ 14/2022 (комментарий к ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы")
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 4)В случае необходимости меняем то, что нужно, текущим периодом - как оценочные значения. То есть без корректировки данных на начало 2024 г., без изменения балансовой стоимости старых НМА <3>. Именно в этом и состоит отличие альтернативного НМА-способа от альтернативного ОС-способа, который применялся при переходе на ФСБУ 6/2020.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 4)В случае необходимости меняем то, что нужно, текущим периодом - как оценочные значения. То есть без корректировки данных на начало 2024 г., без изменения балансовой стоимости старых НМА <3>. Именно в этом и состоит отличие альтернативного НМА-способа от альтернативного ОС-способа, который применялся при переходе на ФСБУ 6/2020.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Приказами Минфина России от 30.05.2022 N 86н и 87н соответственно утвержден ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и внесены изменения в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения". Данными Приказами определены требования к формированию в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах организаций и капитальных вложениях в такие активы.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Приказами Минфина России от 30.05.2022 N 86н и 87н соответственно утвержден ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и внесены изменения в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения". Данными Приказами определены требования к формированию в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах организаций и капитальных вложениях в такие активы.
Корреспонденция счетов: Как отражаются в учете организации (заказчика) расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКиТР), которые дали положительный результат, если по договору с российским исполнителем стоимость работ определена в иностранной валюте (евро), а оплата производится в рублях по курсу Банка России на день оплаты?..
(Консультация эксперта, 2025)Пересчет стоимости вложений во внеоборотные активы после принятия выполненных работ к бухучету в связи с изменением курса иностранной валюты не производится (п. п. 9, 10 ПБУ 3/2006).
(Консультация эксперта, 2025)Пересчет стоимости вложений во внеоборотные активы после принятия выполненных работ к бухучету в связи с изменением курса иностранной валюты не производится (п. п. 9, 10 ПБУ 3/2006).
Статья: Отличия расходов на модернизацию сайта от расходов на его содержание
(Фимина Н.В.)
("Главная книга", 2024, N 17)Но программы меняются и обновляются постоянно, как понять, дает ли это улучшение НМА? Рассмотрим эту проблему на конкретных примерах: разберем различные ситуации изменения веб-сайта, учтенного как НМА.
(Фимина Н.В.)
("Главная книга", 2024, N 17)Но программы меняются и обновляются постоянно, как понять, дает ли это улучшение НМА? Рассмотрим эту проблему на конкретных примерах: разберем различные ситуации изменения веб-сайта, учтенного как НМА.
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Приказами Минфина России от 30.05.2022 N 86н и N 87н соответственно утвержден ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и внесены изменения в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения". Данными Приказами определены требования к формированию в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах организаций и капитальных вложениях в такие активы.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Приказами Минфина России от 30.05.2022 N 86н и N 87н соответственно утвержден ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы" и внесены изменения в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения". Данными Приказами определены требования к формированию в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах организаций и капитальных вложениях в такие активы.
Готовое решение: Как учитывать расходы на сопровождение программного обеспечения
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы обладаете исключительным правом или правами в соответствии с лицензионными договорами на исходное ПО, то затраты на его улучшение, связанное с улучшением (повышением) первоначально принятых нормативных показателей, относятся к капитальным вложениям (пп. "м" п. 5 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения"). Они увеличивают первоначальную стоимость ПО (п. 28 ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы").
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы обладаете исключительным правом или правами в соответствии с лицензионными договорами на исходное ПО, то затраты на его улучшение, связанное с улучшением (повышением) первоначально принятых нормативных показателей, относятся к капитальным вложениям (пп. "м" п. 5 ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения"). Они увеличивают первоначальную стоимость ПО (п. 28 ФСБУ 14/2022 "Нематериальные активы").
Статья: О признании в бухгалтерском учете нематериальных активов
(Ваганова О.Е., Волкова А.А., Языкова С.В.)
("Аудитор", 2025, N 1)С 1 января 2024 г. вступили в силу новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ 14/2022) "Нематериальные активы" [5] (далее - ФСБУ 14/2022), а также изменения в Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ 26/2020) "Капитальные вложения" [6]. Информационное сообщение Минфина России от 18 июля 2022 г. N ИС-учет-40 [8] обозначило основные новации этих документов. Надо отметить, что изменился состав нематериальных активов (НМА), а также подходы к их признанию в учете. Однако практика применения нового порядка учета нематериальных активов в 2024 г. обозначила ряд проблем, связанных с классификацией объектов в качестве НМА. А это требует уточнения методики их отражения на счетах бухгалтерского учета (в том числе это касается активов, которые не являются нематериальными в свете новых правил).
(Ваганова О.Е., Волкова А.А., Языкова С.В.)
("Аудитор", 2025, N 1)С 1 января 2024 г. вступили в силу новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ 14/2022) "Нематериальные активы" [5] (далее - ФСБУ 14/2022), а также изменения в Федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ 26/2020) "Капитальные вложения" [6]. Информационное сообщение Минфина России от 18 июля 2022 г. N ИС-учет-40 [8] обозначило основные новации этих документов. Надо отметить, что изменился состав нематериальных активов (НМА), а также подходы к их признанию в учете. Однако практика применения нового порядка учета нематериальных активов в 2024 г. обозначила ряд проблем, связанных с классификацией объектов в качестве НМА. А это требует уточнения методики их отражения на счетах бухгалтерского учета (в том числе это касается активов, которые не являются нематериальными в свете новых правил).
"Годовой отчет - 2024"
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)С 2024 года вступил в силу ФСБУ 14/2022 "Учет нематериальных активов", который был утвержден Приказом Минфина России от 30 мая 2022 года N 86н. Вместе с ним был этой же датой утвержден Приказ N 87н, который внес сопутствующие изменения в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".
(под ред. В.И. Мещерякова)
("Агентство бухгалтерской информации", 2024)С 2024 года вступил в силу ФСБУ 14/2022 "Учет нематериальных активов", который был утвержден Приказом Минфина России от 30 мая 2022 года N 86н. Вместе с ним был этой же датой утвержден Приказ N 87н, который внес сопутствующие изменения в ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения".