Изменение зонирования
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение зонирования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""Действующее законодательство не содержит правовых норм, обязывающих арендодателя по договору аренды публичного земельного участка изменять вид его разрешенного использования по требованию арендатора в случае изменения документов территориального планирования и градостроительного зонирования. От изменения вида разрешенного использования следует отличать приведение вида разрешенного использования, указанного в правоустанавливающем документе, в соответствие классификатору видов разрешенного использования земельных участков (ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30 "Правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются, до принятия специального законодательства о зонировании территорий изменение вида разрешенного использования земельных участков, отнесенных к таким землям, невозможно (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и часть 6 статьи 30, части 1, 6 статьи 36, часть 5 статьи 37)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)9. В случае внесения в единый документ изменений, предусматривающих изменение карт градостроительного зонирования, градостроительных регламентов в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядка применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов, включающего в себя положения, предусмотренные частью 3 статьи 30 настоящего Кодекса:
(ред. от 31.07.2025)9. В случае внесения в единый документ изменений, предусматривающих изменение карт градостроительного зонирования, градостроительных регламентов в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядка применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов, включающего в себя положения, предусмотренные частью 3 статьи 30 настоящего Кодекса:
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)Статьей 1 ГрК РФ закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важным является вопрос соотношения юридической силы Генерального плана и ПЗЗ. Например, если территориальная зона земельного участка по ПЗЗ отличается от функциональной зоны того же участка по Генплану. В этом случае приоритет имеют положения Генерального плана <1>. Соответственно, ПЗЗ в спорной части являются не подлежащими применению, а градостроительное зонирование до принятия изменения в ПЗЗ - фактически отсутствующим.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Важным является вопрос соотношения юридической силы Генерального плана и ПЗЗ. Например, если территориальная зона земельного участка по ПЗЗ отличается от функциональной зоны того же участка по Генплану. В этом случае приоритет имеют положения Генерального плана <1>. Соответственно, ПЗЗ в спорной части являются не подлежащими применению, а градостроительное зонирование до принятия изменения в ПЗЗ - фактически отсутствующим.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. В ч. 9 комментируемой статьи рассматривается ситуация, когда в единый документ вносятся изменения, предусматривающие изменение карт градостроительного зонирования, градостроительных регламентов в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядка применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов, включающего в себя положения, предусмотренные ч. 3 ст. 30 комментируемого Кодекса. В ней речь идет о порядке применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)9. В ч. 9 комментируемой статьи рассматривается ситуация, когда в единый документ вносятся изменения, предусматривающие изменение карт градостроительного зонирования, градостроительных регламентов в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядка применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов, включающего в себя положения, предусмотренные ч. 3 ст. 30 комментируемого Кодекса. В ней речь идет о порядке применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений.
Статья: Гражданско-правовая защита от диффамации органов и лиц, выступающих от имени и в интересах государства, в США
(Тельнов А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)По аналогии с положениями, регулирующими диффамацию и ответственность за ее совершение, большинство штатов имеют собственные законы против SLAPP, которые друг от друга отличаются по квалификации указанных действий и по ответственности за их совершение. В некоторых штатах действуют законы, которые обеспечивают соответствующую защиту средствам массовой информации и журналистам от исков конкретных лиц (например, со стороны органов и лиц, выступающих от имени и в интересах государства) <30>. В других штатах подобные законы защищают любое деяние в поддержку осуществления конституционного права на свободу выражения мнений, касающихся общественных вопросов, и предусматривают перераспределение гонораров и специальные предварительные ходатайства, требующие от истца доказать вероятность выигрыша иска <31>. Наконец, имеются штаты, в которых законы против SLAPP ограничиваются ситуациями, связанными с разрешениями, изменениями зонирования, арендой, лицензиями и сертификатами, и не имеют процессуальных рычагов для сдерживания претензий о преследовании <32>.
(Тельнов А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)По аналогии с положениями, регулирующими диффамацию и ответственность за ее совершение, большинство штатов имеют собственные законы против SLAPP, которые друг от друга отличаются по квалификации указанных действий и по ответственности за их совершение. В некоторых штатах действуют законы, которые обеспечивают соответствующую защиту средствам массовой информации и журналистам от исков конкретных лиц (например, со стороны органов и лиц, выступающих от имени и в интересах государства) <30>. В других штатах подобные законы защищают любое деяние в поддержку осуществления конституционного права на свободу выражения мнений, касающихся общественных вопросов, и предусматривают перераспределение гонораров и специальные предварительные ходатайства, требующие от истца доказать вероятность выигрыша иска <31>. Наконец, имеются штаты, в которых законы против SLAPP ограничиваются ситуациями, связанными с разрешениями, изменениями зонирования, арендой, лицензиями и сертификатами, и не имеют процессуальных рычагов для сдерживания претензий о преследовании <32>.
Готовое решение: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)Изменить вид разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий) можно в общем порядке, приведенном выше. То есть основной и вспомогательный вид разрешенного использования правообладатель (кроме, например, органов госвласти, ГУП и МУП) может выбрать самостоятельно из установленных градостроительным зонированием. Для изменения же условно разрешенного вида потребуется получить разрешение (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 2, 4 ст. 37, ст. 39 ГрК РФ, п. 2 Письма ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ).
(КонсультантПлюс, 2025)Изменить вид разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий) можно в общем порядке, приведенном выше. То есть основной и вспомогательный вид разрешенного использования правообладатель (кроме, например, органов госвласти, ГУП и МУП) может выбрать самостоятельно из установленных градостроительным зонированием. Для изменения же условно разрешенного вида потребуется получить разрешение (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 2, 4 ст. 37, ст. 39 ГрК РФ, п. 2 Письма ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ).
Статья: Правовое обеспечение стимулирования привлечения инвестиций в сферу градостроительства
(Белицкая А.В., Потапова Л.В.)
("Юрист", 2025, N 6)В США первоначально большая часть финансирования проектов редевелопмента поступала за счет федеральных и местных грантов и займов, по условиям которых агентства по развитию территорий обязаны были обеспечить покрытие 25% от стоимости проекта в фондах софинансирования <4>. В целях обеспечения этого покрытия был введен TIF <5>, который предполагает направление будущих увеличенных поступлений от налога на имущество из определенных в установленном порядке территорий на реализацию проекта редевелопмента или общественного благоустройства, строительства инфраструктуры. В рамках правового режима TIF государство перенаправляет на редевелопмент доходы с будущих налоговых поступлений, которые обычно направляются на обеспечение водоснабжения, муниципальные школы и полицию <6>. Механизм TIF предполагает определение территории, на которой будет использован TIF (соответственно, и строительство будет осуществляться на этой территории), фиксируется налогооблагаемая стоимость недвижимости, в дальнейшем любые доходы от последующего роста стоимости недвижимости поступают в фонд агентства развития территорий, который используется для финансирования редевелопмента. Обычно рост стоимости недвижимости является результатом изменения зонирования, параметров разрешенного строительства, строительства инфраструктуры, финансируемых за счет заемных средств <7>.
(Белицкая А.В., Потапова Л.В.)
("Юрист", 2025, N 6)В США первоначально большая часть финансирования проектов редевелопмента поступала за счет федеральных и местных грантов и займов, по условиям которых агентства по развитию территорий обязаны были обеспечить покрытие 25% от стоимости проекта в фондах софинансирования <4>. В целях обеспечения этого покрытия был введен TIF <5>, который предполагает направление будущих увеличенных поступлений от налога на имущество из определенных в установленном порядке территорий на реализацию проекта редевелопмента или общественного благоустройства, строительства инфраструктуры. В рамках правового режима TIF государство перенаправляет на редевелопмент доходы с будущих налоговых поступлений, которые обычно направляются на обеспечение водоснабжения, муниципальные школы и полицию <6>. Механизм TIF предполагает определение территории, на которой будет использован TIF (соответственно, и строительство будет осуществляться на этой территории), фиксируется налогооблагаемая стоимость недвижимости, в дальнейшем любые доходы от последующего роста стоимости недвижимости поступают в фонд агентства развития территорий, который используется для финансирования редевелопмента. Обычно рост стоимости недвижимости является результатом изменения зонирования, параметров разрешенного строительства, строительства инфраструктуры, финансируемых за счет заемных средств <7>.