Изменение законодательства по налогу на прибыль 2021
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение законодательства по налогу на прибыль 2021 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Условия применения налоговых льгот для организаций, зарегистрированных на Курильских островах
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 10)Следует напомнить, что в целях исполнения п. 6 Перечня поручений Президента РФ по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума 3 сентября 2021 г. от 16.10.2021 N Пр-1971, предусматривающего внесение в законодательство РФ изменений в целях установления возможности осуществления деятельности новыми организациями, создаваемыми на Курильских островах, с применением особых условий (льготы по налогу на прибыль организаций, земельному и транспортному налогам, налогу на имущество организаций, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% в течение 10 лет, применение режима свободной таможенной зоны), принят Федеральный закон от 09.03.2022 N 50-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 50-ФЗ).
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 10)Следует напомнить, что в целях исполнения п. 6 Перечня поручений Президента РФ по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума 3 сентября 2021 г. от 16.10.2021 N Пр-1971, предусматривающего внесение в законодательство РФ изменений в целях установления возможности осуществления деятельности новыми организациями, создаваемыми на Курильских островах, с применением особых условий (льготы по налогу на прибыль организаций, земельному и транспортному налогам, налогу на имущество организаций, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% в течение 10 лет, применение режима свободной таможенной зоны), принят Федеральный закон от 09.03.2022 N 50-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 50-ФЗ).
Статья: 8 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)С 2017 года по 31 декабря 2021 года в налоговом законодательстве действует ограничение по размеру убытка, на который можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, а именно - не более 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). То есть, простыми словами, налоговую базу можно уменьшить только наполовину. С оставшейся половины нужно платить налог на прибыль. Внесенные изменения (начнут действовать с 01.01.2022) лишь увеличили срок действия данного ограничения до 2024 года <1>.
(Краецкая Е.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 12)С 2017 года по 31 декабря 2021 года в налоговом законодательстве действует ограничение по размеру убытка, на который можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, а именно - не более 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). То есть, простыми словами, налоговую базу можно уменьшить только наполовину. С оставшейся половины нужно платить налог на прибыль. Внесенные изменения (начнут действовать с 01.01.2022) лишь увеличили срок действия данного ограничения до 2024 года <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.03.2022 N 66-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""4.4. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части налога на прибыль организаций в случае, если такие положения вступили в силу после даты приобретения международной компанией (организацией, указанной в пункте 1.1 статьи 24.2 настоящего Кодекса) статуса международной холдинговой компании и предусматривают увеличение и (или) отмену пониженных налоговых ставок, изменение порядка определения налоговых баз, установленных в отношении доходов (прибыли), получаемых (выплачиваемых) международными холдинговыми компаниями, признаваемыми таковыми в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса, и (или) изменение условий применения указанных налоговых ставок, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""4.4. Положения актов законодательства о налогах и сборах в части налога на прибыль организаций в случае, если такие положения вступили в силу после даты приобретения международной компанией (организацией, указанной в пункте 1.1 статьи 24.2 настоящего Кодекса) статуса международной холдинговой компании и предусматривают увеличение и (или) отмену пониженных налоговых ставок, изменение порядка определения налоговых баз, установленных в отношении доходов (прибыли), получаемых (выплачиваемых) международными холдинговыми компаниями, признаваемыми таковыми в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса, и (или) изменение условий применения указанных налоговых ставок, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Неисчерпывающий характер представленной в таблице хронологии также обусловлен тем, что отдельные мероприятия, связанные с исполнением налоговой обязанности в условиях цифровизации, реализуются на постоянной основе. В качестве примера в данном случае можно назвать периодические изменения законодательства о налоговых льготах для IT-компаний. Впервые так называемый налоговый маневр в отношении категории налогоплательщиков - производителей отечественного софта и баз данных был проведен на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 265-ФЗ и заключался в облегчении налоговой нагрузки соответствующей отрасли с 1 января 2021 г. за счет снижения ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов с заработной платы сотрудников, а также в освобождении от уплаты НДС. Далее перечень мер, предоставляемых российским организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, был расширен в 2022 году: произошло установление нулевой ставки по налогу на прибыль, а также исключено условие о минимальном количестве сотрудников, которое выступало ограничителем для возможности использования таких льгот, введен мораторий на проведение налоговых проверок организаций IT-сектора. Соответствующие правила должны были действовать до 2025 года, после наступления которого производители информационных технологий должны были бы вернуться к общему режиму налогообложения. Однако в 2024 году законодатель принял решение сохранить льготную ставку по налогу на прибыль для этой категории налогоплательщиков, отказавшись при этом от предыдущего варианта в виде полного освобождения от его исчисления и уплаты.
Вопрос: О предложении по исключению из расходов, учитываемых в целях налога на прибыль, сумм компенсационного платежа при неисполнении требований законодательства в области охраны окружающей среды.
(Письмо Минфина России от 28.07.2023 N 03-03-05/71029)Департамент налоговой политики в соответствии с указанным письмом рассмотрел предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в части исключения из расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сумм компенсационного платежа при неисполнении требований законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов и сообщает следующее.
(Письмо Минфина России от 28.07.2023 N 03-03-05/71029)Департамент налоговой политики в соответствии с указанным письмом рассмотрел предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) в части исключения из расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сумм компенсационного платежа при неисполнении требований законодательства в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов и сообщает следующее.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговый кодекс РФ предусматривает также весьма специфические случаи, когда организации не признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В соответствии с п. 4 ст. 246 НК РФ не признаются плательщиками налога на прибыль UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, определенные Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговый кодекс РФ предусматривает также весьма специфические случаи, когда организации не признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций. В соответствии с п. 4 ст. 246 НК РФ не признаются плательщиками налога на прибыль UEFA (Union of European Football Associations) и дочерние организации UEFA в период по 31 декабря 2021 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерние организации FIFA, определенные Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вопрос: Каков порядок налогообложения промежуточных дивидендов?
(Консультация эксперта, 2025)Если выплата дивидендов осуществляется в размере денежной и неденежной частей совокупного дивиденда, то налоговый агент обязан исчислить налог исходя из суммы денежной и неденежной частей выплачиваемого дохода и удержать исчисленную таким образом сумму налога в полном объеме из денежной части выплачиваемого дохода (Письмо ФНС России от 07.09.2021 N СД-4-3/12722@).
(Консультация эксперта, 2025)Если выплата дивидендов осуществляется в размере денежной и неденежной частей совокупного дивиденда, то налоговый агент обязан исчислить налог исходя из суммы денежной и неденежной частей выплачиваемого дохода и удержать исчисленную таким образом сумму налога в полном объеме из денежной части выплачиваемого дохода (Письмо ФНС России от 07.09.2021 N СД-4-3/12722@).
Статья: Налоговые льготы как мера экономического стимулирования. Проблемы правоприменения
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)Как следует из судебных актов по данному делу, принятых судами нижестоящих инстанций, налоговый орган отказал налогоплательщику в применении пониженной ставки по налогу на прибыль в размере 13,5%, установленной законодательством Саратовской области для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации. Согласно региональному законодательству инвесторы, осуществившие капитальные вложения в основные средства в минимально необходимом размере, вправе применять пониженную ставку налога на прибыль в течение 5 лет с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе. Налогоплательщик, реализуя инвестиционный проект по строительству завода, произвел капитальные вложения в необходимом размере в 2010 году и отразил их в балансе. Однако и затем строительство и оборудование объекта продолжалось, и в эксплуатацию он был введен только в 2013 году. В 2017 году налогоплательщик представил уточненную декларацию по налогу на прибыль, где применил пониженную ставку налога, посчитав, что срок для применения льготы не истек.
(Матвеев А.Г.)
("Закон", 2022, N 11)Как следует из судебных актов по данному делу, принятых судами нижестоящих инстанций, налоговый орган отказал налогоплательщику в применении пониженной ставки по налогу на прибыль в размере 13,5%, установленной законодательством Саратовской области для инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации. Согласно региональному законодательству инвесторы, осуществившие капитальные вложения в основные средства в минимально необходимом размере, вправе применять пониженную ставку налога на прибыль в течение 5 лет с момента отражения произведенных капитальных вложений в бухгалтерском балансе. Налогоплательщик, реализуя инвестиционный проект по строительству завода, произвел капитальные вложения в необходимом размере в 2010 году и отразил их в балансе. Однако и затем строительство и оборудование объекта продолжалось, и в эксплуатацию он был введен только в 2013 году. В 2017 году налогоплательщик представил уточненную декларацию по налогу на прибыль, где применил пониженную ставку налога, посчитав, что срок для применения льготы не истек.
Статья: Динамика управления в современном обществе
(Тихомиров Ю.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)На состоявшемся 3 - 4 сентября 2021 г. Восточном экономическом форуме отмечалась необходимость подготовки и реализации программы ускоренного развития Дальнего Востока <14>. Ее содержание предполагает стимулирование бизнеса (приостановление уплаты налогов на прибыль, имущество, земельный участок, уменьшение страховых взносов). Потребуется изменение трудового и градостроительного законодательства. Таково комплексное правовое обеспечение стратегического управления.
(Тихомиров Ю.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)На состоявшемся 3 - 4 сентября 2021 г. Восточном экономическом форуме отмечалась необходимость подготовки и реализации программы ускоренного развития Дальнего Востока <14>. Ее содержание предполагает стимулирование бизнеса (приостановление уплаты налогов на прибыль, имущество, земельный участок, уменьшение страховых взносов). Потребуется изменение трудового и градостроительного законодательства. Таково комплексное правовое обеспечение стратегического управления.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<2> Субъекты РФ своими законами могут понизить ставку налога на прибыль на доходы от предоставления прав пользования в части, зачисляемой в их бюджеты. См.: п. 41 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 05.07.2021. N 27 (часть I). Ст. 5133; п. 1.8-3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СЗ РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)<2> Субъекты РФ своими законами могут понизить ставку налога на прибыль на доходы от предоставления прав пользования в части, зачисляемой в их бюджеты. См.: п. 41 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 05.07.2021. N 27 (часть I). Ст. 5133; п. 1.8-3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // СЗ РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340.
Статья: Налоговые аспекты возмещения вреда окружающей среде
(Гончарова Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно положениям которого, в частности, в состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включаются платежи по возмещению ущерба, перечисляемые в бюджет, поскольку согласно п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме, то произведенные изменения в формулировках рассматриваемой нормы сделали невозможным для организаций включить платежи, являющиеся компенсацией за причиненный экологический ущерб, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, соответственно, данные затраты не будут влиять на размер налоговых платежей по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджетную систему Российской Федерации <20>.
(Гончарова Е.А.)
("Финансовое право", 2024, N 1)Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно положениям которого, в частности, в состав расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включаются платежи по возмещению ущерба, перечисляемые в бюджет, поскольку согласно п. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме, то произведенные изменения в формулировках рассматриваемой нормы сделали невозможным для организаций включить платежи, являющиеся компенсацией за причиненный экологический ущерб, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, соответственно, данные затраты не будут влиять на размер налоговых платежей по налогу на прибыль организаций, подлежащих зачислению в бюджетную систему Российской Федерации <20>.