Изменение условий конкурса
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение условий конкурса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 74.1 "Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" ЛК РФ"Из совокупного толкования статей 74 и 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в различных редакциях), подзаконных актов, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 30.06.2020 N 1540-О, от 24.02.2022 N 433-О) следует, что объем изъятия лесных ресурсов на лесном участке является одним из существенных условий договора аренды. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины по результатам торгов (аукциона, конкурса) изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон, а также условий договора не допускается, за исключением императивно определенных случаев. Это создает, наряду с иным законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в публичной собственности, и направлены на обеспечение стабильности гражданского оборота, справедливого баланса интересов сторон договора и защиту публичных интересов."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 74 "Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов" ЛК РФ"Из совокупного толкования статей 74 и 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в различных редакциях), подзаконных актов, а также позиций Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 30.06.2020 N 1540-О, от 24.02.2022 N 433-О) следует, что объем изъятия лесных ресурсов на лесном участке является одним из существенных условий договора аренды. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины по результатам торгов (аукциона, конкурса) изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон, а также условий договора не допускается, за исключением императивно определенных случаев. Это создает, наряду с иным законоположениями, необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в публичной собственности, и направлены на обеспечение стабильности гражданского оборота, справедливого баланса интересов сторон договора и защиту публичных интересов."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса
Статья: Стимулирующие субсидии и действие нормативных правовых актов во времени. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 7 февраля 2022 года N 309-ЭС21-18136
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)6. Поскольку в разрешенном СКЭС деле рассматривается проблема свободы публичного субъекта в предоставлении субсидий в конкурсном порядке, может возникнуть вопрос о том, существуют ли с конституционно-правовой точки зрения ограничения для публичного субъекта в отношении возможности изменения условий конкурса в ходе его проведения. Иными словами, не нарушаются ли законные ожидания участников конкурса на то, что в ходе конкурса его условия не будут изменены в сторону ухудшения положения возможных победителей?
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)6. Поскольку в разрешенном СКЭС деле рассматривается проблема свободы публичного субъекта в предоставлении субсидий в конкурсном порядке, может возникнуть вопрос о том, существуют ли с конституционно-правовой точки зрения ограничения для публичного субъекта в отношении возможности изменения условий конкурса в ходе его проведения. Иными словами, не нарушаются ли законные ожидания участников конкурса на то, что в ходе конкурса его условия не будут изменены в сторону ухудшения положения возможных победителей?
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса
(ред. от 24.06.2025)Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Согласование антимонопольного органа требуется для изменения условий концессионного соглашения, определенных на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, и изменения существенных условий концессионного соглашения, указанных в п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, за исключением случаев, если такие изменения не приведут к изменению условий финансового участия концедента в части используемых в концессионном соглашении форм финансового участия концедента и (или) общего размера денежных обязательств концедента и (или) переноса сроков осуществления финансового участия концедента на более ранний срок. Продление срока действия концессионного соглашения также осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Отдельные особенности установлены для изменения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> Согласование антимонопольного органа требуется для изменения условий концессионного соглашения, определенных на основании конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, и изменения существенных условий концессионного соглашения, указанных в п. 1 ст. 10 Закона N 115-ФЗ, за исключением случаев, если такие изменения не приведут к изменению условий финансового участия концедента в части используемых в концессионном соглашении форм финансового участия концедента и (или) общего размера денежных обязательств концедента и (или) переноса сроков осуществления финансового участия концедента на более ранний срок. Продление срока действия концессионного соглашения также осуществляется по согласованию с антимонопольным органом. Отдельные особенности установлены для изменения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Статья: Дефекты законодательства о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу
(Жильцов М.А., Белозерова К.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)В Положении 2023 г. появляется конструкция, которой в прежних аналогичных актах не было. Речь идет о подп. "ж" п. 7 Положения 2023 г., согласно которому в объявлении о проведении конкурса указываются порядок и сроки внесения изменений в условия конкурса, а также его отмены в соответствии со ст. 1058 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
(Жильцов М.А., Белозерова К.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 4)В Положении 2023 г. появляется конструкция, которой в прежних аналогичных актах не было. Речь идет о подп. "ж" п. 7 Положения 2023 г., согласно которому в объявлении о проведении конкурса указываются порядок и сроки внесения изменений в условия конкурса, а также его отмены в соответствии со ст. 1058 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Статья: Государственно-частное партнерство как элемент построения частноправовой системы взаимодействия публичного и частного субъектов с использованием современных подходов в условиях цифровизации
(Чибисова Е.И.)
("Юрист", 2022, N 8)Причем размер финансового участия, предельная сумма участия концедента не должны и не обязаны покрывать все расходы концессионера на создание и использование объекта. Для концессий, в которых предусмотрено финансовое участие концедента, установление в соглашении концессионной платы становится необязательным, включая объекты тепло- и водоснабжения. Также среди нововведений - возможность передачи концессионеру недостроенных объектов, разъяснение понятия "техобслуживание объекта концессии", запрет на обладание прав третьими лицами на момент передачи объекта в концессию, изменения условий проведения конкурса, а также возможность изменения условий уже заключенного соглашения под влиянием особых обстоятельств, прежде всего макроэкономических факторов.
(Чибисова Е.И.)
("Юрист", 2022, N 8)Причем размер финансового участия, предельная сумма участия концедента не должны и не обязаны покрывать все расходы концессионера на создание и использование объекта. Для концессий, в которых предусмотрено финансовое участие концедента, установление в соглашении концессионной платы становится необязательным, включая объекты тепло- и водоснабжения. Также среди нововведений - возможность передачи концессионеру недостроенных объектов, разъяснение понятия "техобслуживание объекта концессии", запрет на обладание прав третьими лицами на момент передачи объекта в концессию, изменения условий проведения конкурса, а также возможность изменения условий уже заключенного соглашения под влиянием особых обстоятельств, прежде всего макроэкономических факторов.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При проведении конкурса допускается снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не более чем на 10% размера платы, указанного в извещении. В противном случае (при снижении более чем на 10%) конкурс признается несостоявшимся, что влечет за собой обязанность организатора конкурса провести новый конкурс. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан уменьшить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10%.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)При проведении конкурса допускается снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения не более чем на 10% размера платы, указанного в извещении. В противном случае (при снижении более чем на 10%) конкурс признается несостоявшимся, что влечет за собой обязанность организатора конкурса провести новый конкурс. При этом организатор конкурса вправе изменить условия проведения конкурса и обязан уменьшить расчетный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10%.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В абзаце 3 п. 14 комментируемой статьи установлено, что внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается. Согласно данному абзацу исключением являются случаи, предусмотренные статьей 451 части первой ГК РФ.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В абзаце 3 п. 14 комментируемой статьи установлено, что внесение изменений и дополнений в условия конкурса и обязательства его победителя после заключения указанного договора не допускается. Согласно данному абзацу исключением являются случаи, предусмотренные статьей 451 части первой ГК РФ.
Статья: Правовая природа публичного конкурса и последствия его проведения
(Соломин С.К.)
("Цивилист", 2024, N 1)Так, В.Т. Смирнов и Д.Г. Лавров <8>, исходя из видовой принадлежности публичного конкурса к публичному обещанию награды, каждое из действий, предшествующих выплате награды, квалифицируют в качестве односторонней сделки. К числу таких действий они отнесли: объявление конкурса, представление работ на конкурс, принятие оценочного решения, выплату вознаграждения или возврат представленных работ. Несмотря на то что главным юридическим фактом среди обозначенных действий было названо объявление конкурса, тем не менее авторы лишили эту сделку качества юридического факта, заявив о том, что само объявление конкурса никаких правоотношений не порождает, а, соответственно, у устроителя конкурса не возникает никаких обязанностей перед потенциальными участниками конкурса; объявление конкурса лишь "связывает его устроителя - он не может произвольно изменить условия конкурса". Суть позиции, предложенной правоведами, сводится к следующему: о возникновении правоотношения (которое они называют конкурсным) можно говорить лишь после того, как представлена работа (а равно иной определенный условиями конкурса результат); такое правоотношение, будучи относительным, тем не менее не является обязательственным; количество конкурсных правоотношений зависит от количества участников конкурса; факт вынесения решения о присуждении премии погашает все конкурсные правоотношения, за исключением того, в котором участвовал победитель; последнее трансформируется в обязательственное правоотношение по выплате награды, исполнение которого сводится к имущественному предоставлению, выступающему встречным по отношению к передаче конкурсной работы; "перемещаемые материальные блага в данном общественном отношении принимают форму товара" <9>.
(Соломин С.К.)
("Цивилист", 2024, N 1)Так, В.Т. Смирнов и Д.Г. Лавров <8>, исходя из видовой принадлежности публичного конкурса к публичному обещанию награды, каждое из действий, предшествующих выплате награды, квалифицируют в качестве односторонней сделки. К числу таких действий они отнесли: объявление конкурса, представление работ на конкурс, принятие оценочного решения, выплату вознаграждения или возврат представленных работ. Несмотря на то что главным юридическим фактом среди обозначенных действий было названо объявление конкурса, тем не менее авторы лишили эту сделку качества юридического факта, заявив о том, что само объявление конкурса никаких правоотношений не порождает, а, соответственно, у устроителя конкурса не возникает никаких обязанностей перед потенциальными участниками конкурса; объявление конкурса лишь "связывает его устроителя - он не может произвольно изменить условия конкурса". Суть позиции, предложенной правоведами, сводится к следующему: о возникновении правоотношения (которое они называют конкурсным) можно говорить лишь после того, как представлена работа (а равно иной определенный условиями конкурса результат); такое правоотношение, будучи относительным, тем не менее не является обязательственным; количество конкурсных правоотношений зависит от количества участников конкурса; факт вынесения решения о присуждении премии погашает все конкурсные правоотношения, за исключением того, в котором участвовал победитель; последнее трансформируется в обязательственное правоотношение по выплате награды, исполнение которого сводится к имущественному предоставлению, выступающему встречным по отношению к передаче конкурсной работы; "перемещаемые материальные блага в данном общественном отношении принимают форму товара" <9>.