Изменение территориальной зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение территориальной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 31 "Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Применительно к приведенному правовому регулирования судебными инстанциями верно установлено, что наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на изменение территориальной зоны является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 33 "Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, по смыслу указанных норм, предложения о внесении изменений могут направляться при определенных частью 3 статьи 33 ГрК РФ условиях, а публичные слушания должны выявлять мнение заинтересованных правообладателей земельных участков, в данном случае, по вопросу изменения границ территориальных зон, градостроительных регламентов, которые органы местного самоуправления обязаны учитывать."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2025 году
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)1.12. Изменения в связи с упразднением
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 1)1.12. Изменения в связи с упразднением
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
(ред. от 31.07.2025)2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов;
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон;
(ред. от 31.07.2025)
"О государственной регистрации недвижимости"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон;
Статья: О возможности изменения градостроительной документации на основании соглашений между публично-правовыми образованиями и частными лицами. Перспективы условного и контрактного зонирования в российском праве
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)С одной стороны, возможность заключения таких соглашений представляет интерес для публичных субъектов, позволяя минимизировать бюджетные расходы на инфраструктуру. Например, публично-правовое образование гарантирует застройщику изменение территориальной зоны <8>, а тот, в свою очередь, создает спортивный объект, а затем безвозмездно передает его в публичную собственность. С другой стороны, интересна эта возможность и частным лицам, так как предусматривает более четкие правила игры в сравнении с существующей концепцией социальной ответственности <9> в области создания инфраструктуры.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)С одной стороны, возможность заключения таких соглашений представляет интерес для публичных субъектов, позволяя минимизировать бюджетные расходы на инфраструктуру. Например, публично-правовое образование гарантирует застройщику изменение территориальной зоны <8>, а тот, в свою очередь, создает спортивный объект, а затем безвозмездно передает его в публичную собственность. С другой стороны, интересна эта возможность и частным лицам, так как предусматривает более четкие правила игры в сравнении с существующей концепцией социальной ответственности <9> в области создания инфраструктуры.
Статья: Строительство жилого здания сверх установленной этажности при условии создания (финансирования) застройщиком объектов социальной инфраструктуры: правовой опыт Бразилии и России
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)<20> По вопросам развития законодательства в части привлечения внебюджетных средств при установлении (изменении) территориальных зон, предусматривающих строительство многоквартирных домов, см.: [1].
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 4)<20> По вопросам развития законодательства в части привлечения внебюджетных средств при установлении (изменении) территориальных зон, предусматривающих строительство многоквартирных домов, см.: [1].
Вопрос: В проектную документацию по объекту, расположенному в зоне с особыми условиями использования территории, внесены изменения после принятия Федерального закона N 342-ФЗ. Допускается ли направление такой документации на негосударственную экспертизу?
("Официальный сайт Минстроя России", 2022)"Официальный сайт Минстроя России minstroyrf.gov.ru", 2022
("Официальный сайт Минстроя России", 2022)"Официальный сайт Минстроя России minstroyrf.gov.ru", 2022
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ч. 2 комментируемой статьи поступление предложений об изменении границ территориальных зон - одно из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования. Причиной такой постановки вопроса является необходимость изменения разрешенного использования земельного участка, что, в свою очередь, приводит к необходимости изменения границ территориальных зон, если, например, нужная зона является смежной.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 2 ч. 2 комментируемой статьи поступление предложений об изменении границ территориальных зон - одно из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования. Причиной такой постановки вопроса является необходимость изменения разрешенного использования земельного участка, что, в свою очередь, приводит к необходимости изменения границ территориальных зон, если, например, нужная зона является смежной.
"Гражданское право. Общая часть: учебник"
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)1. Существенное изменение обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. В п. 1 ст. 451 ГК РФ указывается общий критерий определения существенного характера изменения: "они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях". При этом закон не предлагает даже примерного перечня таких обстоятельств. В судебной практике таковыми признавались <1>: ухудшение финансового положения учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, связанное с ограничением лимитов бюджетных обязательств; изменение территориальной зоны, к которой относится арендованный земельный участок, соответствующие этому изменения проекта планировки территории и разрешенного вида использования данного земельного участка решением муниципального органа, что делает невозможным его использование арендатором; изменение ставки платы за технологическое присоединение, осуществленное уполномоченным государственным органом, и др.
(под ред. Е.С. Болтановой)
("ИНФРА-М", 2023)1. Существенное изменение обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. В п. 1 ст. 451 ГК РФ указывается общий критерий определения существенного характера изменения: "они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях". При этом закон не предлагает даже примерного перечня таких обстоятельств. В судебной практике таковыми признавались <1>: ухудшение финансового положения учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, связанное с ограничением лимитов бюджетных обязательств; изменение территориальной зоны, к которой относится арендованный земельный участок, соответствующие этому изменения проекта планировки территории и разрешенного вида использования данного земельного участка решением муниципального органа, что делает невозможным его использование арендатором; изменение ставки платы за технологическое присоединение, осуществленное уполномоченным государственным органом, и др.
Готовое решение: Как внести изменения в правила землепользования и застройки
(КонсультантПлюс, 2025)Далее в материале приведен общий порядок внесения изменений в ПЗЗ. Если вам нужно внести изменения в ПЗЗ по причине изменения границ территориальных зон или вида разрешенного использования земельного участка, рекомендуем воспользоваться отдельными материалами.
(КонсультантПлюс, 2025)Далее в материале приведен общий порядок внесения изменений в ПЗЗ. Если вам нужно внести изменения в ПЗЗ по причине изменения границ территориальных зон или вида разрешенного использования земельного участка, рекомендуем воспользоваться отдельными материалами.
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Показательным решением, в котором суд принял сторону арендатора и усмотрел в изменении правил землепользования и застройки существенность изменения обстоятельств, является дело, рассмотренное Третьим кассационным судом общей юрисдикции <17>. Физическое лицо заключило договор аренды публичного земельного участка с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования". После внесения изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга арендуемый участок был включен в территориальную зону индивидуальной жилой застройки, градостроительный регламент которой не предполагает ведение сельскохозяйственной деятельности в качестве вида разрешенного использования. Арендатор обратился к Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга с предложением изменить договор аренды в части цели использования земельного участка. Комитет отказал, сославшись на то, что изменение территориальной зоны не влечет необходимости внесения изменений в договор аренды участка, на котором отсутствуют объекты капитального строительства. Арендатор обратился в суд с иском об изменении договора. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с мнением Комитета и отказали в удовлетворении исковых требований, дополнительно обосновав это тем, что заявленный иск фактически направлен на обход процедур предоставления публичных земельных участков в аренду, предусмотренных земельным законодательством, а истец не доказал невозможность использования земельного участка в соответствии с изначально согласованными условиями договора аренды. Суд кассационной инстанции решения нижестоящих судов отменил, указав, что в результате изменения правил землепользования и застройки истец лишился права на выкуп без проведения торгов земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, предусматривающего право выкупа не любого арендатора, а только такого арендатора, который на протяжении трех и более лет надлежащим образом использовал земельный участок. Лишение арендатора права на выкуп в связи с включением арендуемого участка в территориальную зону индивидуальной жилой застройки является существенным изменением обстоятельств, которое является основанием для изменения договора аренды.
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)Показательным решением, в котором суд принял сторону арендатора и усмотрел в изменении правил землепользования и застройки существенность изменения обстоятельств, является дело, рассмотренное Третьим кассационным судом общей юрисдикции <17>. Физическое лицо заключило договор аренды публичного земельного участка с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования". После внесения изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга арендуемый участок был включен в территориальную зону индивидуальной жилой застройки, градостроительный регламент которой не предполагает ведение сельскохозяйственной деятельности в качестве вида разрешенного использования. Арендатор обратился к Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга с предложением изменить договор аренды в части цели использования земельного участка. Комитет отказал, сославшись на то, что изменение территориальной зоны не влечет необходимости внесения изменений в договор аренды участка, на котором отсутствуют объекты капитального строительства. Арендатор обратился в суд с иском об изменении договора. Суды первой и апелляционной инстанций согласились с мнением Комитета и отказали в удовлетворении исковых требований, дополнительно обосновав это тем, что заявленный иск фактически направлен на обход процедур предоставления публичных земельных участков в аренду, предусмотренных земельным законодательством, а истец не доказал невозможность использования земельного участка в соответствии с изначально согласованными условиями договора аренды. Суд кассационной инстанции решения нижестоящих судов отменил, указав, что в результате изменения правил землепользования и застройки истец лишился права на выкуп без проведения торгов земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, предусматривающего право выкупа не любого арендатора, а только такого арендатора, который на протяжении трех и более лет надлежащим образом использовал земельный участок. Лишение арендатора права на выкуп в связи с включением арендуемого участка в территориальную зону индивидуальной жилой застройки является существенным изменением обстоятельств, которое является основанием для изменения договора аренды.
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Согласно Стандарту КРТ "мастер-план служит концептуальной основой для разработки предложений по изменению границ территориальных зон и градостроительных регламентов ПЗЗ" <19>. Фактически по своему содержанию мастер-планы совмещают в себе функции генеральных планов и ПЗЗ, что инициирует обсуждение проблемы реформирования территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе путем включения градостроительных регламентов непосредственно в состав генплана с упразднением ПЗЗ или же через замену генплана на мастер-планы <20>.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Согласно Стандарту КРТ "мастер-план служит концептуальной основой для разработки предложений по изменению границ территориальных зон и градостроительных регламентов ПЗЗ" <19>. Фактически по своему содержанию мастер-планы совмещают в себе функции генеральных планов и ПЗЗ, что инициирует обсуждение проблемы реформирования территориального планирования и градостроительного зонирования, в том числе путем включения градостроительных регламентов непосредственно в состав генплана с упразднением ПЗЗ или же через замену генплана на мастер-планы <20>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 15 ч. 1 комментируемой статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении или изменении границ зон территориального развития в Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 N 392-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" зона территориального развития в Российской Федерации - часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В соответствии с п. 15 ч. 1 комментируемой статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении или изменении границ зон территориального развития в Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2011 N 392-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" зона территориального развития в Российской Федерации - часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки.
Статья: Обзор практики по спорам из договоров аренды за август 2021 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Суды нижестоящих инстанций в удовлетворении исковых требований отказали, указав, что по условиям договора Фонд был обязан подготовить проект планировки территории, поэтому не мог не знать о предстоящем изменении территориальной зоны, к которой относится арендуемый земельный участок. Более того, земельный участок был принят Фондом без каких-либо возражений, указывающих на невозможность его использования по целевому назначению, поэтому Фонд обязан был вносить арендную плату в спорный период.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Практика по разрешению споров)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Суды нижестоящих инстанций в удовлетворении исковых требований отказали, указав, что по условиям договора Фонд был обязан подготовить проект планировки территории, поэтому не мог не знать о предстоящем изменении территориальной зоны, к которой относится арендуемый земельный участок. Более того, земельный участок был принят Фондом без каких-либо возражений, указывающих на невозможность его использования по целевому назначению, поэтому Фонд обязан был вносить арендную плату в спорный период.