Изменение сметы по госконтракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение сметы по госконтракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Экстренная закупка по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Учреждение, установив, что [первоначальным подрядчиком - ред.]... не предпринимается мер по внесению изменений в проектно-сметную документацию к государственному контракту, приняло решение о заключении контракта в порядке, предусмотренном Положениями, Законом N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)...Учреждение, установив, что [первоначальным подрядчиком - ред.]... не предпринимается мер по внесению изменений в проектно-сметную документацию к государственному контракту, приняло решение о заключении контракта в порядке, предусмотренном Положениями, Законом N 223-ФЗ.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Смета к договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)...При наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках контрольных мероприятий, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в смете государственного (муниципального) контракта отсутствует (за исключением случаев внесения изменений в сметную документацию к контракту без проведения повторной экспертизы).
(КонсультантПлюс, 2025)...При наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках контрольных мероприятий, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в смете государственного (муниципального) контракта отсутствует (за исключением случаев внесения изменений в сметную документацию к контракту без проведения повторной экспертизы).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Создание финансовой архитектуры безопасности в федеральных органах исполнительной власти
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Таким образом, данная мера позволяет вводить объекты строительства (реконструкции) ранее установленных сроков и при наличии согласования между Заказчиком и подрядчиком на основании подписанного сторонами дополнительного соглашения к государственному контракту принимать досрочное исполнение подрядчиком работы и оплачивать выполненные работы на основании акта о приемке выполненных работ, оформленного и подписанного в установленном государственным контрактом порядке. При этом следует учитывать, что смета государственного контракта не изменяется <4>.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Таким образом, данная мера позволяет вводить объекты строительства (реконструкции) ранее установленных сроков и при наличии согласования между Заказчиком и подрядчиком на основании подписанного сторонами дополнительного соглашения к государственному контракту принимать досрочное исполнение подрядчиком работы и оплачивать выполненные работы на основании акта о приемке выполненных работ, оформленного и подписанного в установленном государственным контрактом порядке. При этом следует учитывать, что смета государственного контракта не изменяется <4>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Является ли экономией подрядчика использование более дешевых материалов при выполнении работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)ООО "ТТ-Сервис" при проведении технического надзора за спорными работами были выявлены отступления подрядчика от технического задания, повлекшие изменение сметной стоимости государственного контракта.
Является ли экономией подрядчика использование более дешевых материалов при выполнении работ по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)ООО "ТТ-Сервис" при проведении технического надзора за спорными работами были выявлены отступления подрядчика от технического задания, повлекшие изменение сметной стоимости государственного контракта.
Нормативные акты
Приказ Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр
(ред. от 14.06.2022)
"Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2020 N 57401)8. Внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9 - 12, 14, 14.1, 14.2 и 14.3 Методики в случаях, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
(ред. от 14.06.2022)
"Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2020 N 57401)8. Внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9 - 12, 14, 14.1, 14.2 и 14.3 Методики в случаях, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Приказ Минстроя России от 21.08.2023 N 604/пр
(ред. от 17.01.2025)
"Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта и порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2023 N 75334)4. Внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9 - 12, 14 - 14.6 Методики N 841/пр в случаях, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
(ред. от 17.01.2025)
"Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, предметом которого может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методики составления сметы такого контракта и порядка изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2 части 62 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2023 N 75334)4. Внесение изменений в смету контракта осуществляется в соответствии с пунктами 9 - 12, 14 - 14.6 Методики N 841/пр в случаях, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В целях обеспечения надлежащего прокурорского надзора за исполнением требований Федерального закона N 44-ФЗ был принят Приказ Генпрокуратуры России от 14 января 2021 г. N 6 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок" <13>. Прокурорам субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы России, Федеральной антимонопольной службы России, Федерального казначейства, Министерства внутренних дел России и Федеральной службы безопасности России предписано выявлять среди организаций подрядчиков, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирмы-однодневки и фирмы-посредники; принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками (организаторами) торгов, предложений преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; неправомерных закупок у единственного поставщика; заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию; завышения цен и незаконного изменения условий контрактов; поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг); нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, а также тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных государственных контрактов.
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)В целях обеспечения надлежащего прокурорского надзора за исполнением требований Федерального закона N 44-ФЗ был принят Приказ Генпрокуратуры России от 14 января 2021 г. N 6 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере закупок" <13>. Прокурорам субъектов Российской Федерации во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы России, Федеральной антимонопольной службы России, Федерального казначейства, Министерства внутренних дел России и Федеральной службы безопасности России предписано выявлять среди организаций подрядчиков, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирмы-однодневки и фирмы-посредники; принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками (организаторами) торгов, предложений преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; неправомерных закупок у единственного поставщика; заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию; завышения цен и незаконного изменения условий контрактов; поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг); нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, а также тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных государственных контрактов.
Статья: Особенности осуществления публичных закупок в условиях экстраординарных правовых режимов
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Таким образом, общий правовой режим осуществления публичных закупок, которому присущи конкурентный порядок отбора поставщика, ограничение принципа диспозитивности (обязательность заключения государственного контракта для заказчика и победителя; невозможность изменения условий контракта соглашением сторон; запрет переговоров на стадии определения поставщика; закрепление перечня случаев, при которых расторжение договора является не правом, а обязанностью государственного заказчика; отсутствие усмотрения заказчика при решении вопроса о применении к поставщику санкций и т.д.) <14>, видоизменяется вследствие как наступления непреодолимых обстоятельств, так и введения специальных административно-правовых режимов. При этом доктриной и судебной практикой выработана позиция о допустимости проверки оснований введения соответствующего режима, соразмерности и адекватности вида, а также объема закупаемых товаров, позволяющая противодействовать злоупотреблениям и использованию упрощенных механизмов закупок.
(Соловьев М.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 5)Таким образом, общий правовой режим осуществления публичных закупок, которому присущи конкурентный порядок отбора поставщика, ограничение принципа диспозитивности (обязательность заключения государственного контракта для заказчика и победителя; невозможность изменения условий контракта соглашением сторон; запрет переговоров на стадии определения поставщика; закрепление перечня случаев, при которых расторжение договора является не правом, а обязанностью государственного заказчика; отсутствие усмотрения заказчика при решении вопроса о применении к поставщику санкций и т.д.) <14>, видоизменяется вследствие как наступления непреодолимых обстоятельств, так и введения специальных административно-правовых режимов. При этом доктриной и судебной практикой выработана позиция о допустимости проверки оснований введения соответствующего режима, соразмерности и адекватности вида, а также объема закупаемых товаров, позволяющая противодействовать злоупотреблениям и использованию упрощенных механизмов закупок.
Статья: Обзор практики применения оснований для изменения существенных условий контракта, действующих исключительно в 2022 году
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)Пример. В октябре 2021 г. был заключен государственный контракт на реконструкцию автоматизированной газораспределительной станции (АГРС) со сроком выполнения работ до 3 марта 2022 г. Подрядчик не смог выполнить свои обязательства в срок, т.к. изготовитель необходимого оборудования значительно задержал его отгрузку из-за введения экономических санкций на поставку импортных комплектующих, а проектно-сметная документация потребовала внесения изменений. Заказчик, со своей стороны, подтвердил наличие этих обстоятельств.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 11)Пример. В октябре 2021 г. был заключен государственный контракт на реконструкцию автоматизированной газораспределительной станции (АГРС) со сроком выполнения работ до 3 марта 2022 г. Подрядчик не смог выполнить свои обязательства в срок, т.к. изготовитель необходимого оборудования значительно задержал его отгрузку из-за введения экономических санкций на поставку импортных комплектующих, а проектно-сметная документация потребовала внесения изменений. Заказчик, со своей стороны, подтвердил наличие этих обстоятельств.
"Годовой отчет для казенных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Перечень госконтрактов (договоров), по которым разрешен аванс до 100%, приведен в пп. "в" п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета (изменения в него не вносились). Предметом таких контрактов являются:
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Перечень госконтрактов (договоров), по которым разрешен аванс до 100%, приведен в пп. "в" п. 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета (изменения в него не вносились). Предметом таких контрактов являются:
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<1> В порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Согласно одному из подходов в практике, без изменения заказчиком первоначальной цены государственного контракта фактическое выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных условиями этого контракта, не может породить обязанность заказчика по их оплате, поскольку в ином случае будут нарушены публичные интересы <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Согласно одному из подходов в практике, без изменения заказчиком первоначальной цены государственного контракта фактическое выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных условиями этого контракта, не может породить обязанность заказчика по их оплате, поскольку в ином случае будут нарушены публичные интересы <1>.
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)10. Как составить допсоглашение об изменении государственного или муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)10. Как составить допсоглашение об изменении государственного или муниципального контракта
Вопрос: Об изменении условий контракта при уменьшении лимитов бюджетных обязательств и срока выполнения работ по контракту на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
(Письмо Минфина России от 09.07.2025 N 02-14-05/66675)В этой связи основанием изменения срока выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту на осуществление работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности являются изменения, внесенные в решение об осуществлении капитальных вложений, а также в проектно-сметную документацию, которая в соответствии с подпунктом "б" пункта 44 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" направляется на повторную экспертизу проектной документации в случае внесения изменений в нее изменений, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 09.07.2025 N 02-14-05/66675)В этой связи основанием изменения срока выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту на осуществление работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности являются изменения, внесенные в решение об осуществлении капитальных вложений, а также в проектно-сметную документацию, которая в соответствии с подпунктом "б" пункта 44 постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" направляется на повторную экспертизу проектной документации в случае внесения изменений в нее изменений, не предусмотренных частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Статья: Права авторов служебных изобретений в свете новелл патентного законодательства
(Шлойдо Г.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 4)Особое значение для соблюдения баланса интересов автора и сторон творческих отношений имеют введенные в ст. 1373 ГК РФ новеллы, относящиеся к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам, созданным при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. Существенные изменения в законодательстве направлены на расширение правомочий автора научно-технического решения, созданного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, в случае неиспользования РИД исполнителем работ или досрочного прекращения действия патента.
(Шлойдо Г.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 4)Особое значение для соблюдения баланса интересов автора и сторон творческих отношений имеют введенные в ст. 1373 ГК РФ новеллы, относящиеся к изобретениям, полезным моделям и промышленным образцам, созданным при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту. Существенные изменения в законодательстве направлены на расширение правомочий автора научно-технического решения, созданного при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, в случае неиспользования РИД исполнителем работ или досрочного прекращения действия патента.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Согласование изменения объема работ с заказчиком может быть выражено в дополнительном соглашении к договору, в измененных проекте или смете, переписке сторон, факте принятия и использования результата с учетом увеличения и т.д. Соглашение о проведении дополнительных работ может быть подписано сторонами уже после выполнения таких работ.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Согласование изменения объема работ с заказчиком может быть выражено в дополнительном соглашении к договору, в измененных проекте или смете, переписке сторон, факте принятия и использования результата с учетом увеличения и т.д. Соглашение о проведении дополнительных работ может быть подписано сторонами уже после выполнения таких работ.