Изменение предмета договора оказания услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение предмета договора оказания услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 420 "Объект обложения страховыми взносами" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы ИФНС обоснованными, договоры с самозанятыми регулярно перезаключались, при этом их предмет, место оказания услуг, права и обязанности сторон не изменялись. В договорах об оказании услуг не согласованы определенный объем работы, период выполнения работ, конечный результат, отсутствует подробное описание характера и вида работ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы ИФНС обоснованными, договоры с самозанятыми регулярно перезаключались, при этом их предмет, место оказания услуг, права и обязанности сторон не изменялись. В договорах об оказании услуг не согласованы определенный объем работы, период выполнения работ, конечный результат, отсутствует подробное описание характера и вида работ.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение договора энергоснабжения
(КонсультантПлюс, 2025)...Установив, что договор, на изменении которого настаивает истец, заключен только в отношении объемов, приходящихся на общедомовые нужды МКД, наличие статуса исполнителя коммунальной услуги не является основанием для изменения судом действующего договора и включения в его предмет всего объема, необходимого для целей предоставления коммунальных услуг потребителям, суды пришли к обоснованному и правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований истца..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Установив, что договор, на изменении которого настаивает истец, заключен только в отношении объемов, приходящихся на общедомовые нужды МКД, наличие статуса исполнителя коммунальной услуги не является основанием для изменения судом действующего договора и включения в его предмет всего объема, необходимого для целей предоставления коммунальных услуг потребителям, суды пришли к обоснованному и правомерному выводу об отказе в удовлетворении требований истца..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить соглашение об изменении предмета договора
(КонсультантПлюс, 2025)Образец соглашения об изменении предмета договора (на примере договора оказания бухгалтерских услуг)
(КонсультантПлюс, 2025)Образец соглашения об изменении предмета договора (на примере договора оказания бухгалтерских услуг)
Путеводитель по судебной практике: Агентирование.
Может ли ограничение прав агентским договором быть основанием для отказа принципала от права взыскать задолженность с третьих лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Постановлением ФАС Московского округа от 03.12.2004 N КГ-А40/10565-04 приведенное далее Постановление и решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2004 по данному делу оставлены без изменения. При этом кассация указала на следующее: первая и апелляционная инстанции исходили из того, что согласно договору, поименованному агентским, его предметом является оказание агентом юридических услуг по возвращению принципалу задолженности, свою деятельность агент осуществляет от имени и за счет принципала либо от своего имени и за его счет. Подобное определение предмета договора, а также иные его условия позволили первой и апелляционной инстанциям квалифицировать такой договор как договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ), а не как агентский договор (п. 1 ст. 1005 ГК РФ) и применить к отношениям сторон, возникшим из названного договора, соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ.
Может ли ограничение прав агентским договором быть основанием для отказа принципала от права взыскать задолженность с третьих лиц
(КонсультантПлюс, 2025)Примечание: Постановлением ФАС Московского округа от 03.12.2004 N КГ-А40/10565-04 приведенное далее Постановление и решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2004 по данному делу оставлены без изменения. При этом кассация указала на следующее: первая и апелляционная инстанции исходили из того, что согласно договору, поименованному агентским, его предметом является оказание агентом юридических услуг по возвращению принципалу задолженности, свою деятельность агент осуществляет от имени и за счет принципала либо от своего имени и за его счет. Подобное определение предмета договора, а также иные его условия позволили первой и апелляционной инстанциям квалифицировать такой договор как договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ), а не как агентский договор (п. 1 ст. 1005 ГК РФ) и применить к отношениям сторон, возникшим из названного договора, соответствующие нормы Гражданского кодекса РФ.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315
(ред. от 30.05.2024)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"4. Рекомендовать юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при изменении (увеличении) цены договора, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с указанным Федеральным законом, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого договора, учитывать положения настоящего постановления.
(ред. от 30.05.2024)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"4. Рекомендовать юридическим лицам, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при изменении (увеличении) цены договора, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с указанным Федеральным законом, в связи с увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого договора, учитывать положения настоящего постановления.
Федеральный закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)4. В случае обращения квалифицированного бюро кредитных историй - контрагента, пользователя кредитной истории, иного юридического лица или индивидуального предпринимателя, не являющегося пользователем кредитной истории, квалифицированное бюро кредитных историй обязано заключить с ним договор об оказании информационных услуг, предметом которого является предоставление по запросу квалифицированного бюро кредитных историй - контрагента или пользователя кредитной истории сведений о среднемесячных платежах и сведений о запрете (снятии запрета), по запросу иного юридического лица или индивидуального предпринимателя, не являющегося пользователем кредитной истории, сведений о запрете (снятии запрета).
(ред. от 31.07.2025)
"О кредитных историях"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)4. В случае обращения квалифицированного бюро кредитных историй - контрагента, пользователя кредитной истории, иного юридического лица или индивидуального предпринимателя, не являющегося пользователем кредитной истории, квалифицированное бюро кредитных историй обязано заключить с ним договор об оказании информационных услуг, предметом которого является предоставление по запросу квалифицированного бюро кредитных историй - контрагента или пользователя кредитной истории сведений о среднемесячных платежах и сведений о запрете (снятии запрета), по запросу иного юридического лица или индивидуального предпринимателя, не являющегося пользователем кредитной истории, сведений о запрете (снятии запрета).
Статья: Актуальные вопросы надлежащего оказания юридических услуг в практике арбитражных судов Северо-Западного округа
(Яковлев Ю.Ю.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Исполнителю следует избегать выполнения устного поручения заказчика на оказание услуг, а также контролировать буквальное соответствие выполняемых услуг предмету договора, при необходимости заключая дополнительные соглашения о его изменении, так как заказчик впоследствии может заявить об отсутствии поручения исполнителю оказания данных услуг и отказаться от их оплаты. Суды, в силу в основном документального доказывания в арбитражном процессе, часто отказывают исполнителям во взыскании с заказчика стоимости таких услуг.
(Яковлев Ю.Ю.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Исполнителю следует избегать выполнения устного поручения заказчика на оказание услуг, а также контролировать буквальное соответствие выполняемых услуг предмету договора, при необходимости заключая дополнительные соглашения о его изменении, так как заказчик впоследствии может заявить об отсутствии поручения исполнителю оказания данных услуг и отказаться от их оплаты. Суды, в силу в основном документального доказывания в арбитражном процессе, часто отказывают исполнителям во взыскании с заказчика стоимости таких услуг.
Вопрос: О применении в 2025 г. единого пониженного тарифа страховых взносов АНО, осуществляющей деятельность в области образования и применяющей УСН.
(Письмо Минфина России от 06.12.2024 N 03-15-06/123159)Положениями пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
(Письмо Минфина России от 06.12.2024 N 03-15-06/123159)Положениями пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) установлено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Предмет договора, место оказания услуг, права и обязанности сторон и прочие условия договоров не изменялись. В договорах не согласованы объем работы, период выполнения работ, конечный результат, отсутствует подробное описание характера и вида работ.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Предмет договора, место оказания услуг, права и обязанности сторон и прочие условия договоров не изменялись. В договорах не согласованы объем работы, период выполнения работ, конечный результат, отсутствует подробное описание характера и вида работ.
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Некоторые условия договоров оказания услуг по ОДУ или порядок их определения (см. п. 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по ОДУ), порядок их заключения и исполнения установлены в отдельных нормах Закона об электроэнергетике и иных нормативных правовых актах. Однако в законодательстве об электроэнергетике отсутствуют требования, определяющие перечень и содержание существенных условий договоров оказания услуг по ОДУ, включая их предмет. До вступления в силу Закона о внесении изменений в Закон об электроэнергетике N 174-ФЗ законодательством предусматривалось заключение лишь одного вида договора оказания услуг по ОДУ, предмет которого также не был определен <1>. Предмет этого договора на практике определялся как обязанность исполнителя оказывать заказчику услуги по ОДУ, направленные на обеспечение функционирования ЕЭС России. Обязанность заказчика состояла в оплате оказанных услуг. После вступления в силу Закона о внесении изменений в Закон об электроэнергетике N 174-ФЗ указанные условия договора оказания услуг по ОДУ включаются в названные безвозмездные соглашения о технологическом взаимодействии. Условия об обеспечении надежного функционирования ЕЭС России (п. 2 ст. 11 Закона об электроэнергетике) некорректно включать в предмет договоров оказания услуг по ОДУ. Функционирование ЕЭС России, являющейся электроэнергетической системой, обеспечивается системным оператором путем управления системой ОДУ в соответствии с возложенными на него публичными функциями. Выполнение этой функции частично, безусловно, зависит от надлежащего выполнения им договорных обязательств перед заказчиками услуг по ОДУ. Такие услуги прежде всего оказываются для надлежащего функционирования энергообъектов заказчиков. Объекты диспетчеризации могут относиться, например, к объектам ЕНЭС. Соответственно, их эксплуатация обеспечивает функционирование ЕЭС России в целом. Эксплуатация таких объектов осуществляется не только и не столько при оказании услуг по ОДУ, сколько в рамках прочих отношений об организации снабжения или по снабжению электрической энергией, т.е. за пределами отношений по оказанию услуг по ОДУ, хотя ОДУ осуществляется в целях и при осуществлении деятельности по организации снабжения и по снабжению электрической энергией.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Некоторые условия договоров оказания услуг по ОДУ или порядок их определения (см. п. 33 Правил недискриминационного доступа к услугам по ОДУ), порядок их заключения и исполнения установлены в отдельных нормах Закона об электроэнергетике и иных нормативных правовых актах. Однако в законодательстве об электроэнергетике отсутствуют требования, определяющие перечень и содержание существенных условий договоров оказания услуг по ОДУ, включая их предмет. До вступления в силу Закона о внесении изменений в Закон об электроэнергетике N 174-ФЗ законодательством предусматривалось заключение лишь одного вида договора оказания услуг по ОДУ, предмет которого также не был определен <1>. Предмет этого договора на практике определялся как обязанность исполнителя оказывать заказчику услуги по ОДУ, направленные на обеспечение функционирования ЕЭС России. Обязанность заказчика состояла в оплате оказанных услуг. После вступления в силу Закона о внесении изменений в Закон об электроэнергетике N 174-ФЗ указанные условия договора оказания услуг по ОДУ включаются в названные безвозмездные соглашения о технологическом взаимодействии. Условия об обеспечении надежного функционирования ЕЭС России (п. 2 ст. 11 Закона об электроэнергетике) некорректно включать в предмет договоров оказания услуг по ОДУ. Функционирование ЕЭС России, являющейся электроэнергетической системой, обеспечивается системным оператором путем управления системой ОДУ в соответствии с возложенными на него публичными функциями. Выполнение этой функции частично, безусловно, зависит от надлежащего выполнения им договорных обязательств перед заказчиками услуг по ОДУ. Такие услуги прежде всего оказываются для надлежащего функционирования энергообъектов заказчиков. Объекты диспетчеризации могут относиться, например, к объектам ЕНЭС. Соответственно, их эксплуатация обеспечивает функционирование ЕЭС России в целом. Эксплуатация таких объектов осуществляется не только и не столько при оказании услуг по ОДУ, сколько в рамках прочих отношений об организации снабжения или по снабжению электрической энергией, т.е. за пределами отношений по оказанию услуг по ОДУ, хотя ОДУ осуществляется в целях и при осуществлении деятельности по организации снабжения и по снабжению электрической энергией.
Вопрос: Об НДС при передаче прав на использование программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр.
(Письмо Минфина России от 14.02.2025 N 03-07-08/14048)При заключении контрактов с заказчиками на торговых площадках возникли сложности с формулировками в предметах контрактов, а именно на площадках выложены шаблоны контрактов на оказание услуг и их нельзя изменить при подписании.
(Письмо Минфина России от 14.02.2025 N 03-07-08/14048)При заключении контрактов с заказчиками на торговых площадках возникли сложности с формулировками в предметах контрактов, а именно на площадках выложены шаблоны контрактов на оказание услуг и их нельзя изменить при подписании.
"Договоры об оказании информационных услуг: монография"
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Отметим, что по смыслу п. п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> инсайдерская информация не может быть в предмете договора об оказании информационных услуг.
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Отметим, что по смыслу п. п. 1, 4, 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> инсайдерская информация не может быть в предмете договора об оказании информационных услуг.
Статья: Репродуктивный выбор при естественной и вспомогательной репродукции
(Усачева Е.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)В российской судебной практике споры партнеров по поводу репродуктивного выбора пока встречаются настолько редко, что анализу можно подвергать не позицию правоприменителя в целом, а лишь отдельные судебные решения. Так, Московским городским судом была рассмотрена жалоба на решение Зюзинского районного суда г. Москвы по делу о расторжении договора об оказании медицинских услуг. Реальным же предметом судебного разбирательства стал как раз вопрос о конкуренции репродуктивного выбора партнеров и возможности его изменения. Супруги М.А. и М.И. в период брака заключили с ООО "Эко Центр" договор об оказании медицинских услуг, в рамках которого были осуществлены процедура ЭКО, ИКСИ, перенос эмбрионов в лечебном и естественном циклах, не увенчавшиеся успехом, а также криоконсервация и хранение эмбрионов. После расторжения брака бывший супруг обратился в медицинскую организацию (а получив ее отказ - в суд) с требованием о расторжении договора и уничтожении эмбрионов в связи с существенным изменением обстоятельств, поскольку был более не намерен использовать криоконсервированный биоматериал (эмбрионы).
(Усачева Е.А.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 3)В российской судебной практике споры партнеров по поводу репродуктивного выбора пока встречаются настолько редко, что анализу можно подвергать не позицию правоприменителя в целом, а лишь отдельные судебные решения. Так, Московским городским судом была рассмотрена жалоба на решение Зюзинского районного суда г. Москвы по делу о расторжении договора об оказании медицинских услуг. Реальным же предметом судебного разбирательства стал как раз вопрос о конкуренции репродуктивного выбора партнеров и возможности его изменения. Супруги М.А. и М.И. в период брака заключили с ООО "Эко Центр" договор об оказании медицинских услуг, в рамках которого были осуществлены процедура ЭКО, ИКСИ, перенос эмбрионов в лечебном и естественном циклах, не увенчавшиеся успехом, а также криоконсервация и хранение эмбрионов. После расторжения брака бывший супруг обратился в медицинскую организацию (а получив ее отказ - в суд) с требованием о расторжении договора и уничтожении эмбрионов в связи с существенным изменением обстоятельств, поскольку был более не намерен использовать криоконсервированный биоматериал (эмбрионы).
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Допустимость изменения государственного (муниципального) контракта характеризуется следующим: 1) изменения касаются существенных условий; 2) существенные условия изменяются в случаях, прямо указанных в Законе о контрактной системе, и перечень названных случаев исчерпывающий. В ст. 95 Закона о контрактной системе оговорено изменение условий договора о предмете (объеме поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг), о цене договора. Вместе с тем изменения могут требовать иные условия договора, о которых статья умалчивает. Например, может потребоваться изменение порядка и способа исполнения государственного (муниципального) контракта (изменение склада, на который поставляется товар, замена оборудования, с помощью которого осуществляются ремонтные работы, или технологии их проведения).
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Допустимость изменения государственного (муниципального) контракта характеризуется следующим: 1) изменения касаются существенных условий; 2) существенные условия изменяются в случаях, прямо указанных в Законе о контрактной системе, и перечень названных случаев исчерпывающий. В ст. 95 Закона о контрактной системе оговорено изменение условий договора о предмете (объеме поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг), о цене договора. Вместе с тем изменения могут требовать иные условия договора, о которых статья умалчивает. Например, может потребоваться изменение порядка и способа исполнения государственного (муниципального) контракта (изменение склада, на который поставляется товар, замена оборудования, с помощью которого осуществляются ремонтные работы, или технологии их проведения).
Статья: Договорная модель применительно к институту судебной экспертизы: pro et contra
(Абушенко Д.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Могут ли стороны в договоре, предметом которого является оказание услуги по проведению судебной экспертизы, изменить его содержание? Здесь, как нам представляется, следует исходить из довольно существенного ограничения свободы договора. Полагаем, что такое изменение недопустимо, по крайней мере в отношении цены, сроков проведения экспертизы, а также вопросов, поставленных перед экспертом. Определение этих условий находится в компетенции суда, который с учетом мнения других участников и целей правосудия ранее в судебной процедуре уже разрешил соответствующие вопросы. Допустить, что эксперт и одна из сторон могут сепаратно от суда изменить содержание правоотношения в указанной части, означало бы полностью проигнорировать результаты деятельности суда. Скажем больше: в ряде случаев это вело бы к вполне очевидному нарушению интересов правосудия (например, при корректировке поставленных перед экспертом вопросов).
(Абушенко Д.Б.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Могут ли стороны в договоре, предметом которого является оказание услуги по проведению судебной экспертизы, изменить его содержание? Здесь, как нам представляется, следует исходить из довольно существенного ограничения свободы договора. Полагаем, что такое изменение недопустимо, по крайней мере в отношении цены, сроков проведения экспертизы, а также вопросов, поставленных перед экспертом. Определение этих условий находится в компетенции суда, который с учетом мнения других участников и целей правосудия ранее в судебной процедуре уже разрешил соответствующие вопросы. Допустить, что эксперт и одна из сторон могут сепаратно от суда изменить содержание правоотношения в указанной части, означало бы полностью проигнорировать результаты деятельности суда. Скажем больше: в ряде случаев это вело бы к вполне очевидному нарушению интересов правосудия (например, при корректировке поставленных перед экспертом вопросов).
Статья: Понятие "комплексная туристская услуга": нормативно-правовое обоснование
(Кусков А.С., Сирик Н.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Именно поэтому законодатель позднее заменил договор купли-продажи, опосредующий предоставление туристских услуг потребителю, договором о реализации туристского продукта, который по своей сути является договором оказания услуг. Туристский продукт был определен как единый комплекс услуг перевозки и размещения, оказываемых за единую (общую) цену (такая трактовка турпродукта сохраняется в отраслевом законе и в настоящее время). Однако, несмотря на изменение вида договора, его предметом стал не единый и неделимый комплекс туристских услуг, а так и остался туристский продукт.
(Кусков А.С., Сирик Н.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Именно поэтому законодатель позднее заменил договор купли-продажи, опосредующий предоставление туристских услуг потребителю, договором о реализации туристского продукта, который по своей сути является договором оказания услуг. Туристский продукт был определен как единый комплекс услуг перевозки и размещения, оказываемых за единую (общую) цену (такая трактовка турпродукта сохраняется в отраслевом законе и в настоящее время). Однако, несмотря на изменение вида договора, его предметом стал не единый и неделимый комплекс туристских услуг, а так и остался туристский продукт.