Изменение объема в контракте
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение объема в контракте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предписания контрольно-счетного органа
(КонсультантПлюс, 2025)Предписание контрольно-счетного органа об устранении нарушений в виде изменения объемов работ по контракту признается недействительным (полностью или в части), если эти нарушения не повлекли изменение цены контракта либо иное неправомерное расходование средств бюджета
(КонсультантПлюс, 2025)Предписание контрольно-счетного органа об устранении нарушений в виде изменения объемов работ по контракту признается недействительным (полностью или в части), если эти нарушения не повлекли изменение цены контракта либо иное неправомерное расходование средств бюджета
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 72 "Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" БК РФ"По смыслу положений пункта 1 статьи 767 ГК РФ, статей 72, 161 БК РФ, подпункта 6 пункта 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение объемов финансирования строительных работ, планируемых к выполнению за счет бюджетных средств, является условием, оказывающим существенное влияние на определение сметной стоимости строительства проектируемого объекта."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)7. В каких случаях можно изменить количество товаров, объем работ или услуг по контракту
(КонсультантПлюс, 2025)7. В каких случаях можно изменить количество товаров, объем работ или услуг по контракту
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) по результатам открытого аукциона на основании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключен договор подряда. В соответствии с условиями договора цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением следующего: цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества работ и используемых при выполнении работ товаров и иных условий контракта. Также контрактом предусмотрено право заказчика по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10 процентов объем предусмотренных контрактом работ при изменении потребности в таких работах. При выполнении дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально дополнительному объему таких работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10 процентов цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в соответствующем объеме работ стороны обязаны уменьшить цену контракта указанным образом.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Учреждением (заказчик) и обществом (подрядчик) по результатам открытого аукциона на основании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заключен договор подряда. В соответствии с условиями договора цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением следующего: цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества работ и используемых при выполнении работ товаров и иных условий контракта. Также контрактом предусмотрено право заказчика по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта изменить не более чем на 10 процентов объем предусмотренных контрактом работ при изменении потребности в таких работах. При выполнении дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально дополнительному объему таких работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10 процентов цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в соответствующем объеме работ стороны обязаны уменьшить цену контракта указанным образом.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.1) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
Готовое решение: Как составить дополнительное соглашение к государственному контракту об увеличении объема работ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: при изменении объема работ по контракту вы можете продлить срок их выполнения только в определенных случаях. Если ваша ситуация к ним не относится, учитывайте требования Закона N 44-ФЗ и условия контракта об ответственности за просрочку выполнения работ (ч. 6 - 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: при изменении объема работ по контракту вы можете продлить срок их выполнения только в определенных случаях. Если ваша ситуация к ним не относится, учитывайте требования Закона N 44-ФЗ и условия контракта об ответственности за просрочку выполнения работ (ч. 6 - 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Здесь необходимо сразу подчеркнуть, что имеются дополнительные ограничения, налагаемые на государственных (муниципальных) заказчиков, в части изменения объема финансирования контрактов. Но об этом чуть позже.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Здесь необходимо сразу подчеркнуть, что имеются дополнительные ограничения, налагаемые на государственных (муниципальных) заказчиков, в части изменения объема финансирования контрактов. Но об этом чуть позже.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Из вышеизложенного можно сделать выводы, что в большинстве случаев для согласования изменений технической части требуется меньше времени, чем для корректировки и утверждения сметных расчетов. А при начале работы со сметой контракта, согласно Приказу Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, далее требуется корректировать также и ее. Более того, из-за характера отечественного ценообразования после внесения изменений в проектную и (или) рабочую документацию в большинстве случаев нельзя просто изменить объемы работ и цены позиции сметы контракта, собранной из нескольких единичных расценок локального сметного расчета. Таким образом, применение сметы контракта не освобождает участников строительства от необходимости корректировки сметных расчетов, на что уходит еще больше ресурсов инженерно-технических работников.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Из вышеизложенного можно сделать выводы, что в большинстве случаев для согласования изменений технической части требуется меньше времени, чем для корректировки и утверждения сметных расчетов. А при начале работы со сметой контракта, согласно Приказу Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр, далее требуется корректировать также и ее. Более того, из-за характера отечественного ценообразования после внесения изменений в проектную и (или) рабочую документацию в большинстве случаев нельзя просто изменить объемы работ и цены позиции сметы контракта, собранной из нескольких единичных расценок локального сметного расчета. Таким образом, применение сметы контракта не освобождает участников строительства от необходимости корректировки сметных расчетов, на что уходит еще больше ресурсов инженерно-технических работников.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по текущему ремонту в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для контрактов по текущему ремонту зданий (помещений) специальные основания изменения не предусмотрены. Существенные условия можно менять на общих основаниях. Это делается путем заключения дополнительного соглашения с подрядчиком. Например, можно на 10% изменить объем работ с пропорциональным изменением цены контракта также не более чем на 10% (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для контрактов по текущему ремонту зданий (помещений) специальные основания изменения не предусмотрены. Существенные условия можно менять на общих основаниях. Это делается путем заключения дополнительного соглашения с подрядчиком. Например, можно на 10% изменить объем работ с пропорциональным изменением цены контракта также не более чем на 10% (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Готовое решение: В каком порядке провести закупку работ по разработке проектной документации в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия можно внести изменения с соблюдением условий п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Такие изменения возможны, если контракт заключен на год и более, а цена равна 100 млн руб. или превышает эту сумму и в ходе исполнения возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых работы выполнить нельзя. Для изменения условий нужно письменное обоснование, основанное на решении уполномоченного органа: Правительства РФ, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации. Изменить можно срок и другие существенные условия контракта, если это не приведет к увеличению срока его исполнения и (или) цены более чем на 30%. При этом в указанный срок не включается срок получения положительного заключения госэкспертизы проектной документации (при ее изменении). Если заключается несколько дополнительных соглашений, то совокупный объем изменения цены контракта также не должен превышать 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 1(1) Постановления N 1186, Письма Минфина России от 27.11.2024 N 24-06-06/118779, от 11.09.2020 N 24-04-08/80061).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, в контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, геологическому изучению недр, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия можно внести изменения с соблюдением условий п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Такие изменения возможны, если контракт заключен на год и более, а цена равна 100 млн руб. или превышает эту сумму и в ходе исполнения возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых работы выполнить нельзя. Для изменения условий нужно письменное обоснование, основанное на решении уполномоченного органа: Правительства РФ, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации. Изменить можно срок и другие существенные условия контракта, если это не приведет к увеличению срока его исполнения и (или) цены более чем на 30%. При этом в указанный срок не включается срок получения положительного заключения госэкспертизы проектной документации (при ее изменении). Если заключается несколько дополнительных соглашений, то совокупный объем изменения цены контракта также не должен превышать 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 1(1) Постановления N 1186, Письма Минфина России от 27.11.2024 N 24-06-06/118779, от 11.09.2020 N 24-04-08/80061).
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В случае если в процессе исполнения государственного контракта (соглашения (договора) о предоставлении субсидии (бюджетных инвестиций), контракта) возникает необходимость изменения объема выплат по видам затрат, подлежащих экономическому обоснованию, государственный заказчик (главный распорядитель бюджетных средств, получатель субсидии (бюджетных инвестиций), головной исполнитель, исполнитель) вправе внести соответствующие изменения в Сведения об операциях с целевыми средствами.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)В случае если в процессе исполнения государственного контракта (соглашения (договора) о предоставлении субсидии (бюджетных инвестиций), контракта) возникает необходимость изменения объема выплат по видам затрат, подлежащих экономическому обоснованию, государственный заказчик (главный распорядитель бюджетных средств, получатель субсидии (бюджетных инвестиций), головной исполнитель, исполнитель) вправе внести соответствующие изменения в Сведения об операциях с целевыми средствами.