Изменение наименования субъекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение наименования субъекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение реквизитов, преамбулы договора
(КонсультантПлюс, 2025)Смена фирменного наименования не требовала заключения дополнительного соглашения, поскольку изменение фирменного наименования юридического лица не влечет изменения субъекта права..."
(КонсультантПлюс, 2025)Смена фирменного наименования не требовала заключения дополнительного соглашения, поскольку изменение фирменного наименования юридического лица не влечет изменения субъекта права..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Область как субъект Федерации и административно-территориальная единица (вопросы истории)
(Артемова Д.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Использование наименования "край" в советском государственном праве было призвано подчеркнуть особенности его статуса, связанные с вхождением национального округа или области. Тот же Приморский край имел в составе Уссурийскую область, которая впоследствии была упразднена, а ее территория включена в Приморский край на праве обычных районов. При разукрупнении и выделении новых автономных республик края становились областями (кроме Приморского края). После распада СССР все автономные области вышли из составов краев, получив статус самостоятельного субъекта Федерации. Но это не повлекло за собой смену наименования субъекта, название "край" сохранилось. К тому же в процессе укрупнения субъектов Российской Федерации это наименование стало формой преобразования (так, например, появился Забайкальский край). Таким образом, часть краев, сохранившихся со времен СССР, носят такой статус в силу традиции. Некоторые приобрели его в силу процесса интеграции.
(Артемова Д.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)Использование наименования "край" в советском государственном праве было призвано подчеркнуть особенности его статуса, связанные с вхождением национального округа или области. Тот же Приморский край имел в составе Уссурийскую область, которая впоследствии была упразднена, а ее территория включена в Приморский край на праве обычных районов. При разукрупнении и выделении новых автономных республик края становились областями (кроме Приморского края). После распада СССР все автономные области вышли из составов краев, получив статус самостоятельного субъекта Федерации. Но это не повлекло за собой смену наименования субъекта, название "край" сохранилось. К тому же в процессе укрупнения субъектов Российской Федерации это наименование стало формой преобразования (так, например, появился Забайкальский край). Таким образом, часть краев, сохранившихся со времен СССР, носят такой статус в силу традиции. Некоторые приобрели его в силу процесса интеграции.
Статья: Территориальная основа российской государственности: результаты состоявшихся конституционных изменений и перспективы новых преобразований
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)В дополнение к названному в главе 3 Конституции РФ оправданно закрепить порядок изменения наименования субъекта РФ (в настоящее время он основывается исключительно на Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации"), консолидировать положения о порядке изменения границ между субъектами РФ (рассредоточенные между Конституцией РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ и Регламентом Совета Федерации) <29>, скорректировать соответствующую терминологию (заменить "изменение границ" на "изменение прохождения границ" <30>) и расширить данный институт <31> (заменить "изменение" на "установление и изменение", а "границы между субъектами" - на "границы субъектов").
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)В дополнение к названному в главе 3 Конституции РФ оправданно закрепить порядок изменения наименования субъекта РФ (в настоящее время он основывается исключительно на Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации"), консолидировать положения о порядке изменения границ между субъектами РФ (рассредоточенные между Конституцией РФ, Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ и Регламентом Совета Федерации) <29>, скорректировать соответствующую терминологию (заменить "изменение границ" на "изменение прохождения границ" <30>) и расширить данный институт <31> (заменить "изменение" на "установление и изменение", а "границы между субъектами" - на "границы субъектов").
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ
(ред. от 31.10.2005)
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации.
(ред. от 31.10.2005)
"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"3. Изменение наименования субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации, не влечет за собой образование в составе Российской Федерации нового субъекта. Новое наименование субъекта Российской Федерации включается в текст статьи 65 Конституции Российской Федерации и учитывается при переиздании текста Конституции Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 N 5-ФКЗ
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"6. Со дня образования Забайкальского края органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество, а также при предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносят в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения в части наименования субъекта Российской Федерации без заявления заинтересованных лиц и без взимания государственной пошлины.
"Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа"6. Со дня образования Забайкальского края органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество, а также при предоставлении информации из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним вносят в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения в части наименования субъекта Российской Федерации без заявления заинтересованных лиц и без взимания государственной пошлины.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Таким образом, целесообразно изменить название статьи, расширить перечень субъектов и потерпевших, видоизменить объективную сторону рассматриваемых составов и квалифицирующие признаки.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Таким образом, целесообразно изменить название статьи, расширить перечень субъектов и потерпевших, видоизменить объективную сторону рассматриваемых составов и квалифицирующие признаки.
Статья: Трудовые отношения при реорганизации в форме присоединения
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 1)Переименование и реорганизация - разные понятия. При переименовании изменяется лишь название организации, а сама она как была отдельным самостоятельным субъектом, так и остается.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 1)Переименование и реорганизация - разные понятия. При переименовании изменяется лишь название организации, а сама она как была отдельным самостоятельным субъектом, так и остается.
Статья: Конституционное правосудие на втором этапе развития (к историографии вопроса с позиции конституционалиста)
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Вторые поправки появились в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ Конституционного совещания 1 июля 1993 года. Они касались: необходимости упоминания в статье 1 "социального государства"; цифрового или буквенного обозначения в статьях Конституции частей; дополнения статьи 5 положением "Осуществление республикой ее суверенных прав не может противоречить Конституции Российской Федерации"; уточнения пределов самостоятельности местного самоуправления; указания, деятельность каких общественных объединений не допускается; гарантий прав и свобод этнических и иных меньшинств, свободы деятельности общественных объединений; права иностранных граждан и лиц без гражданства участвовать в выборах органов местного самоуправления; "расширения презумпции невиновности на сферу административных правонарушений" (используется терминология участника совещания проф. А.М. Яковлева); порядка использования государственных символов; дополнения проекта Конституции положениями Федеративного договора в части распределения компетенции между Российской Федерации и ее субъектами в сфере совместного ведения, а также конкурирующей компетенции; дополнений, касающихся требований к кандидату в Президенты, статусу избранного Президента и нормативного регулирования выборов Президента и формирования палат Федерального Собрания; механизма освобождения от должности Генерального прокурора и Председателя Центрального банка; дополнения проекта положением о том, что указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам; учреждения Счетной палаты и парламентских уполномоченных по правам человека и по правам национальностей, установления более четкой иерархии между Конституцией, федеральным конституционным законом и федеральным законом; ограничения срока дачи заключения Верховным Судом и Конституционным Судом по поводу выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента; срока представления Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу после выборов или отставки предыдущего Правительства; представления Правительством в Государственную Думу отчета об исполнении бюджета; закрепления положения о том, что Конституционный Суд является высшим судебным органом по защите Конституции Российской Федерации; включения в проект полномочия Конституционного Суда проверять конституционность общественных объединений, дополнения проекта нормой, что в случае изменения названия субъекта Российской Федерации новое название указывается в Конституции при последующих ее переопубликованиях. На другой день эти поправки уже обсуждались в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции <24>.
(Митюков М.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 2; 2021, N 6)Вторые поправки появились в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ Конституционного совещания 1 июля 1993 года. Они касались: необходимости упоминания в статье 1 "социального государства"; цифрового или буквенного обозначения в статьях Конституции частей; дополнения статьи 5 положением "Осуществление республикой ее суверенных прав не может противоречить Конституции Российской Федерации"; уточнения пределов самостоятельности местного самоуправления; указания, деятельность каких общественных объединений не допускается; гарантий прав и свобод этнических и иных меньшинств, свободы деятельности общественных объединений; права иностранных граждан и лиц без гражданства участвовать в выборах органов местного самоуправления; "расширения презумпции невиновности на сферу административных правонарушений" (используется терминология участника совещания проф. А.М. Яковлева); порядка использования государственных символов; дополнения проекта Конституции положениями Федеративного договора в части распределения компетенции между Российской Федерации и ее субъектами в сфере совместного ведения, а также конкурирующей компетенции; дополнений, касающихся требований к кандидату в Президенты, статусу избранного Президента и нормативного регулирования выборов Президента и формирования палат Федерального Собрания; механизма освобождения от должности Генерального прокурора и Председателя Центрального банка; дополнения проекта положением о том, что указы и распоряжения Президента не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам; учреждения Счетной палаты и парламентских уполномоченных по правам человека и по правам национальностей, установления более четкой иерархии между Конституцией, федеральным конституционным законом и федеральным законом; ограничения срока дачи заключения Верховным Судом и Конституционным Судом по поводу выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента; срока представления Президентом кандидатуры Председателя Правительства в Государственную Думу после выборов или отставки предыдущего Правительства; представления Правительством в Государственную Думу отчета об исполнении бюджета; закрепления положения о том, что Конституционный Суд является высшим судебным органом по защите Конституции Российской Федерации; включения в проект полномочия Конституционного Суда проверять конституционность общественных объединений, дополнения проекта нормой, что в случае изменения названия субъекта Российской Федерации новое название указывается в Конституции при последующих ее переопубликованиях. На другой день эти поправки уже обсуждались в рабочей комиссии по доработке проекта Конституции <24>.
Статья: Частное лицо как субъект административного права
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)При реализации публично-правовых норм, определяющих публичную правосубъектность частного лица, происходит смена его отдельных формально-юридических статусных и ролевых характеристик как субъекта (смена правовых "масок" или "юридической внешности"). Об этом свидетельствует своего рода деноминация субъекта - изменение наименования его статуса и роли, получение и приобретение им прав и обязанностей, соответствующих новой роли. Правовые роли субъекта, изменяясь в зависимости от характера правоотношения, могут образовывать определенную цепочку в своей трансформации. Например, при осуществлении государственного контроля в отношении конкретного частного лица и несогласии данного лица с решением контролирующего органа эта цепочка может быть представлена таким образом: юридическое лицо (частного права) - контролируемое лицо - заявитель (досудебное обжалование) - истец (судебное обжалование). Во всех этих четырех возможных ролях (правовых субъектных модусах) выступает в приведенном примере один и тот же, единый и неделимый "правовой актор" - организация как искусственный субъект с правами юридического лица.
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)При реализации публично-правовых норм, определяющих публичную правосубъектность частного лица, происходит смена его отдельных формально-юридических статусных и ролевых характеристик как субъекта (смена правовых "масок" или "юридической внешности"). Об этом свидетельствует своего рода деноминация субъекта - изменение наименования его статуса и роли, получение и приобретение им прав и обязанностей, соответствующих новой роли. Правовые роли субъекта, изменяясь в зависимости от характера правоотношения, могут образовывать определенную цепочку в своей трансформации. Например, при осуществлении государственного контроля в отношении конкретного частного лица и несогласии данного лица с решением контролирующего органа эта цепочка может быть представлена таким образом: юридическое лицо (частного права) - контролируемое лицо - заявитель (досудебное обжалование) - истец (судебное обжалование). Во всех этих четырех возможных ролях (правовых субъектных модусах) выступает в приведенном примере один и тот же, единый и неделимый "правовой актор" - организация как искусственный субъект с правами юридического лица.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 1 комментируемой статьи в качестве субъектов, которые могут являться оператором услуг платежной инфраструктуры, называет кредитную организацию, организацию, не являющуюся кредитной организацией, Банк России и ВЭБ.РФ (до внесения Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ изменения использовалось прежнее наименование - Внешэкономбанк; о перечисленных субъектах см. комментарий к ст. 11 Закона). Соответственно, речь идет о тех же субъектах, которые, согласно ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, могут являться оператором платежной системы. Уточняя положения ч. 1 комментируемой статьи, ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона исключает из числа субъектов, которые могут выступать расчетным центром, организацию, не являющуюся кредитной организацией.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 1 комментируемой статьи в качестве субъектов, которые могут являться оператором услуг платежной инфраструктуры, называет кредитную организацию, организацию, не являющуюся кредитной организацией, Банк России и ВЭБ.РФ (до внесения Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ изменения использовалось прежнее наименование - Внешэкономбанк; о перечисленных субъектах см. комментарий к ст. 11 Закона). Соответственно, речь идет о тех же субъектах, которые, согласно ч. 1 ст. 15 комментируемого Закона, могут являться оператором платежной системы. Уточняя положения ч. 1 комментируемой статьи, ч. 1 ст. 19 комментируемого Закона исключает из числа субъектов, которые могут выступать расчетным центром, организацию, не являющуюся кредитной организацией.