Изменение наименование произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение наименование произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры о защите интеллектуальных прав: Автор хочет взыскать компенсацию морального вреда за нарушение неприкосновенности произведения
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Автора, Организация (Гражданин) нарушила неприкосновенность произведения, например главный редактор журнала исказил статью, изменив ее название и удалив ссылки на цитируемую литературу.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Автора, Организация (Гражданин) нарушила неприкосновенность произведения, например главный редактор журнала исказил статью, изменив ее название и удалив ссылки на цитируемую литературу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: На пути к балансу между охраной имущественных прав и свободой творчества (исторический анализ зарубежного развития института производных произведений)
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)<46> Первоначально Энде выдал лицензию на экранизацию за 50 000 долл. и участвовал в работе над сценарием в качестве консультанта. Однако, когда сценарий был переписан без его участия, Энде почувствовал, что фильм искажает суть его произведения. Он потребовал либо изменить название фильма, либо остановить его производство. После отказа продюсеров он подал в суд, но проиграл дело. Энде описал фильм как "гигантскую мелодраму из китча, коммерции, плюша и пластика". Основные претензии Энде касались того, что фильм охватывает только первую половину книги, а также включает сцены, противоречащие духу оригинала. Например, в фильме Бастиан использует Фалькора, чтобы отомстить обидчикам, что Энде считал недопустимым и искажающим послание его книги. См.: Roth D. Why The NeverEnding Story's Author Hated The Movie Adaptation // https://www.cbr.com/neverending-story-michael-ende-hated-movie/.
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)<46> Первоначально Энде выдал лицензию на экранизацию за 50 000 долл. и участвовал в работе над сценарием в качестве консультанта. Однако, когда сценарий был переписан без его участия, Энде почувствовал, что фильм искажает суть его произведения. Он потребовал либо изменить название фильма, либо остановить его производство. После отказа продюсеров он подал в суд, но проиграл дело. Энде описал фильм как "гигантскую мелодраму из китча, коммерции, плюша и пластика". Основные претензии Энде касались того, что фильм охватывает только первую половину книги, а также включает сцены, противоречащие духу оригинала. Например, в фильме Бастиан использует Фалькора, чтобы отомстить обидчикам, что Энде считал недопустимым и искажающим послание его книги. См.: Roth D. Why The NeverEnding Story's Author Hated The Movie Adaptation // https://www.cbr.com/neverending-story-michael-ende-hated-movie/.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Так, постулируется взыскание компенсации за нарушение исключительных прав. С другой стороны, неправомерное удаление или изменение информации, например об имени, наименовании организатора сложного объекта, издателя, изготовителя аудиовизуального произведения, фонограммы или базы данных, влечет нарушение соответствующих организационных авторских и смежных прав. Названные субъекты могут распорядиться своими исключительными правами, но "исторически" сохраняют за собой юридически обеспеченную возможность на самоидентификацию <1> как организаторы, инвесторы и в целом лица, непосредственно причастные к созданию объектов. Это положение "работает" на укрепление репутации и предполагает бессрочный рекламный эффект (имущественный аспект в неимущественных, по сути, организационных отношениях). У нового правообладателя (в случае отчуждения монополии) вряд ли появится безусловный интерес (и юридическая возможность) отстаивать не принадлежащее ему организационное право. В то же время часть четвертая ГК (п. 2 ст. 1300, ст. 1310) включает в сферу действия компенсаторной защиты неправомерное удаление или изменение информации об авторском праве и смежных правах в целом, а не элементарное покушение на атрибуцию, посвященную исключительному праву. Контуры системного противоречия определенно просматриваются.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)Так, постулируется взыскание компенсации за нарушение исключительных прав. С другой стороны, неправомерное удаление или изменение информации, например об имени, наименовании организатора сложного объекта, издателя, изготовителя аудиовизуального произведения, фонограммы или базы данных, влечет нарушение соответствующих организационных авторских и смежных прав. Названные субъекты могут распорядиться своими исключительными правами, но "исторически" сохраняют за собой юридически обеспеченную возможность на самоидентификацию <1> как организаторы, инвесторы и в целом лица, непосредственно причастные к созданию объектов. Это положение "работает" на укрепление репутации и предполагает бессрочный рекламный эффект (имущественный аспект в неимущественных, по сути, организационных отношениях). У нового правообладателя (в случае отчуждения монополии) вряд ли появится безусловный интерес (и юридическая возможность) отстаивать не принадлежащее ему организационное право. В то же время часть четвертая ГК (п. 2 ст. 1300, ст. 1310) включает в сферу действия компенсаторной защиты неправомерное удаление или изменение информации об авторском праве и смежных правах в целом, а не элементарное покушение на атрибуцию, посвященную исключительному праву. Контуры системного противоречия определенно просматриваются.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Обладателем исключительного авторского права на мультипликационные фильмы в настоящее время является ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" (до переименования - ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"), которое предоставило ответчику права на использование соответствующих объектов авторского права - персонажей аудиовизуальных произведений (мультипликационных фильмов) производства киностудии "Союзмультфильм".
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Обладателем исключительного авторского права на мультипликационные фильмы в настоящее время является ФГУП "Объединенная государственная киноколлекция" (до переименования - ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"), которое предоставило ответчику права на использование соответствующих объектов авторского права - персонажей аудиовизуальных произведений (мультипликационных фильмов) производства киностудии "Союзмультфильм".
Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"11) в абзаце втором пункта 2 статьи 132 слова "фирменное наименование" заменить словами "коммерческое обозначение";
(ред. от 29.12.2022)
"О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"11) в абзаце втором пункта 2 статьи 132 слова "фирменное наименование" заменить словами "коммерческое обозначение";
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Многие американские юристы признают, что заявление США о соответствии положениям ст. 6bis Бернской конвенции является не чем иным, как лукавством <1>. Дело в том, что вышеуказанное положение Закона Лэнхама касается лишь ложных указаний происхождения товара, но не касается случаев, при которых оно отсутствует вовсе. К тому же данное положение направлено на защиту интересов потребителей, а не авторов, поэтому в некоторых случаях, когда интересы первых не будут затрагиваться, требования авторов могут и не увенчаться успехом <2>. А учитывая, что Верховный суд США указал, что "в данной статье Закона Лэнхама под термином "происхождение" следует понимать не авторов произведения, которое воплощено в его экземплярах, а производителя экземпляров произведения" <3>, то воспринимать всерьез заявления о том, что в законодательстве США имеется эффективная защита права авторства средствами иных законодательных механизмов достаточно сложно, хотя Агентство по авторским правам США продолжает об этом заявлять, ссылаясь на свое исследование в этой области <4>. В некоторой степени данное заявление обусловлено внесенными в 1998 г. изменениями в Закон об авторском праве США, которые получили наименование Digital Millennium Copyright Act (DMCA).
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Многие американские юристы признают, что заявление США о соответствии положениям ст. 6bis Бернской конвенции является не чем иным, как лукавством <1>. Дело в том, что вышеуказанное положение Закона Лэнхама касается лишь ложных указаний происхождения товара, но не касается случаев, при которых оно отсутствует вовсе. К тому же данное положение направлено на защиту интересов потребителей, а не авторов, поэтому в некоторых случаях, когда интересы первых не будут затрагиваться, требования авторов могут и не увенчаться успехом <2>. А учитывая, что Верховный суд США указал, что "в данной статье Закона Лэнхама под термином "происхождение" следует понимать не авторов произведения, которое воплощено в его экземплярах, а производителя экземпляров произведения" <3>, то воспринимать всерьез заявления о том, что в законодательстве США имеется эффективная защита права авторства средствами иных законодательных механизмов достаточно сложно, хотя Агентство по авторским правам США продолжает об этом заявлять, ссылаясь на свое исследование в этой области <4>. В некоторой степени данное заявление обусловлено внесенными в 1998 г. изменениями в Закон об авторском праве США, которые получили наименование Digital Millennium Copyright Act (DMCA).
Статья: Репутационная безопасность и медиабезопасность компаний и проектов в контексте целей устойчивого развития и ESG-принципов
(Никишин В.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)<10> Метонимия (от греч. metonomadzo - "переименовываю") - вид тропа: сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее - содержимое, вещь - материал, автор - его произведение и т.п.) (см.: Словарь литературоведческих терминов. 2012. URL: https://slovar.cc/lit/term/2145213.html).
(Никишин В.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)<10> Метонимия (от греч. metonomadzo - "переименовываю") - вид тропа: сближение, сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по принципу смежности (содержащее - содержимое, вещь - материал, автор - его произведение и т.п.) (см.: Словарь литературоведческих терминов. 2012. URL: https://slovar.cc/lit/term/2145213.html).
Статья: Фиксация и оборот исключительных прав на объекты авторского права с помощью смарт-контрактов: миф или реальность?
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)У такого способа фиксации есть и недостатки. В частности, поскольку депонирования результата интеллектуальной деятельности не происходит, убедиться в том, что депонент является правообладателем конкретного произведения, в отношении которого выдан сертификат, практически невозможно. Решить эту проблему можно, если по аналогии с процедурой регистрации программ для ЭВМ (которую совершенно справедливо считают необходимым переименовать в "депонирование" <7>) предлагать автору предоставить реферат с описанием произведения, который позволил бы идентифицировать этот РИД в случае спора. Безусловно, это решение довольно спорно с точки зрения реализации прав автора, поскольку такой способ фиксации повышает риск спора о тождестве объекта, в отношении которого был выдан сертификат, подтверждающий факт депонирования, и РИД, в отношении которого ведется спор.
(Чурилов А.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)У такого способа фиксации есть и недостатки. В частности, поскольку депонирования результата интеллектуальной деятельности не происходит, убедиться в том, что депонент является правообладателем конкретного произведения, в отношении которого выдан сертификат, практически невозможно. Решить эту проблему можно, если по аналогии с процедурой регистрации программ для ЭВМ (которую совершенно справедливо считают необходимым переименовать в "депонирование" <7>) предлагать автору предоставить реферат с описанием произведения, который позволил бы идентифицировать этот РИД в случае спора. Безусловно, это решение довольно спорно с точки зрения реализации прав автора, поскольку такой способ фиксации повышает риск спора о тождестве объекта, в отношении которого был выдан сертификат, подтверждающий факт депонирования, и РИД, в отношении которого ведется спор.
Статья: Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии с акцентом на рассмотрении подоходного налогообложения
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Кроме того, с 1 января 2021 г. претерпела кардинальные изменения как в своем названии, так и в содержании ст. 214.2 НК РФ. Теперь, с 1 января 2021 г. доходы по вкладам (остаткам на счетах) будут облагаться НДФЛ по новым правилам. НДФЛ будет облагаться совокупный процентный доход по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках, выплаченный физическому лицу за год, за минусом необлагаемого процентного дохода. Он рассчитывается как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России, установленной на 1 января данного года. Налоговый орган самостоятельно рассчитает сумму налога по окончании года на основе сведений от банков и направит физическому лицу уведомление на уплату НДФЛ. Впервые уплатить этот налог за 2021 г. вкладчикам придется только в 2022 г. (до 1 декабря 2022 г.). Декларировать такие доходы или каким-либо образом их оформлять гражданам не потребуется <17>. На этом основании в части получения налоговых доходов по вкладам в банках в БК РФ также были внесены соответствующие изменения. Полученный налог будет зачисляться исключительно в федеральный бюджет по нормативу 100% (ст. 50 БК РФ). Таким образом, учитывая последние поправки, обусловленные введением прогрессивной шкалы НДФЛ, и новые правила обложения НДФЛ доходов по вкладам в банках, поступление дополнительных источников дохода будет осуществляться в федеральный бюджет. Впервые доходы от НДФЛ будут распределяться в том числе и в федеральный бюджет.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Кроме того, с 1 января 2021 г. претерпела кардинальные изменения как в своем названии, так и в содержании ст. 214.2 НК РФ. Теперь, с 1 января 2021 г. доходы по вкладам (остаткам на счетах) будут облагаться НДФЛ по новым правилам. НДФЛ будет облагаться совокупный процентный доход по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках, выплаченный физическому лицу за год, за минусом необлагаемого процентного дохода. Он рассчитывается как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России, установленной на 1 января данного года. Налоговый орган самостоятельно рассчитает сумму налога по окончании года на основе сведений от банков и направит физическому лицу уведомление на уплату НДФЛ. Впервые уплатить этот налог за 2021 г. вкладчикам придется только в 2022 г. (до 1 декабря 2022 г.). Декларировать такие доходы или каким-либо образом их оформлять гражданам не потребуется <17>. На этом основании в части получения налоговых доходов по вкладам в банках в БК РФ также были внесены соответствующие изменения. Полученный налог будет зачисляться исключительно в федеральный бюджет по нормативу 100% (ст. 50 БК РФ). Таким образом, учитывая последние поправки, обусловленные введением прогрессивной шкалы НДФЛ, и новые правила обложения НДФЛ доходов по вкладам в банках, поступление дополнительных источников дохода будет осуществляться в федеральный бюджет. Впервые доходы от НДФЛ будут распределяться в том числе и в федеральный бюджет.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ) Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года (ст. 1540 ГК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования (п. 2 ст. 1475 ГК РФ) Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года (ст. 1540 ГК РФ).
"Организационные авторские права"
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)Кроме того, работодатель может в силу сложившихся жизненных обстоятельств изменить свое имя (наименование) и соответственно уточнить индивидуализирующую запись или предъявить требование о ее уточнении, запрашивать информацию о соблюдении принадлежащего ему права на самоидентификацию, в том числе у третьих лиц, причастных к использованию служебного произведения. Предполагается также право возражать против ложной атрибуции - неверного (с ошибками) обозначения имени (наименования), указания постороннего лица вместо работодателя.
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)Кроме того, работодатель может в силу сложившихся жизненных обстоятельств изменить свое имя (наименование) и соответственно уточнить индивидуализирующую запись или предъявить требование о ее уточнении, запрашивать информацию о соблюдении принадлежащего ему права на самоидентификацию, в том числе у третьих лиц, причастных к использованию служебного произведения. Предполагается также право возражать против ложной атрибуции - неверного (с ошибками) обозначения имени (наименования), указания постороннего лица вместо работодателя.
Статья: Критерии признания произведения производным в США
(Туркина А.Е.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 4)В итоге было заключено соглашение, согласно которому Колтингу запрещалось публиковать или распространять его произведение только в Соединенных Штатах или Канаде. Колтинг также согласился изменить название романа и не посвящать книгу Сэлинджеру. Более того, соглашение запрещало Колтингу или любому издателю книги ссылаться на роман "Над пропастью во ржи" Сэлинджера, на "запрет" книги Сэлинджером, использовать судебный процесс для продвижения книги <57>.
(Туркина А.Е.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 4)В итоге было заключено соглашение, согласно которому Колтингу запрещалось публиковать или распространять его произведение только в Соединенных Штатах или Канаде. Колтинг также согласился изменить название романа и не посвящать книгу Сэлинджеру. Более того, соглашение запрещало Колтингу или любому издателю книги ссылаться на роман "Над пропастью во ржи" Сэлинджера, на "запрет" книги Сэлинджером, использовать судебный процесс для продвижения книги <57>.