Изменение МРОТ в 2019 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение МРОТ в 2019 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024 N 20АП-5260/2024 по делу N А62-6548/2023
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Таким образом, формальное урегулирование трудовых отношений между обществом и работником, выраженное в составлении локального акта, не может являться достаточным документальным обоснованием фактически понесенных расходов. Характер производимой обществом выплаты на основании Положения о разъездном характере работы, утвержденного приказом от 15.09.2017 N 15/09/2-ПР/Л с изменениями внесенными приказами: от 29.09.2017 N 29/09/1 -ПР/Л, от 09.10.2017 N 09/10/1 -ПР/л, от 31.12.2018 N 31/12/1-ПР/Л, от 31.12.2019 N 31/12/1-ПР/Л не соответствовал компенсационной по смыслу статьи 164 ТК РФ, так как не был призван компенсировать фактические затраты работников, которые понесены ими в связи с выполнением трудовых обязанностей, поскольку не требовал представления работниками каких-либо документов, связанных с произведенными затратами, а был направлен на повышение размера оплаты труда указанных лиц сверх минимально нормативно установленного размера.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Таким образом, формальное урегулирование трудовых отношений между обществом и работником, выраженное в составлении локального акта, не может являться достаточным документальным обоснованием фактически понесенных расходов. Характер производимой обществом выплаты на основании Положения о разъездном характере работы, утвержденного приказом от 15.09.2017 N 15/09/2-ПР/Л с изменениями внесенными приказами: от 29.09.2017 N 29/09/1 -ПР/Л, от 09.10.2017 N 09/10/1 -ПР/л, от 31.12.2018 N 31/12/1-ПР/Л, от 31.12.2019 N 31/12/1-ПР/Л не соответствовал компенсационной по смыслу статьи 164 ТК РФ, так как не был призван компенсировать фактические затраты работников, которые понесены ими в связи с выполнением трудовых обязанностей, поскольку не требовал представления работниками каких-либо документов, связанных с произведенными затратами, а был направлен на повышение размера оплаты труда указанных лиц сверх минимально нормативно установленного размера.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)отчуждение имущества, его передача в залог или в аренду, совершение иных способных привести к отчуждению имущества хозяйственного общества действий, если стоимость такого имущества превышает 5% уставного капитала хозяйственного общества или более чем в 50 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер уставного капитала публичного общества (в прежней редакции говорилось о превышении более чем в 50 тысяч раз установленный федеральным законом МРОТ; изменение внесено с 13 августа 2019 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 301-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях приведения их в соответствие со ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда");
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)отчуждение имущества, его передача в залог или в аренду, совершение иных способных привести к отчуждению имущества хозяйственного общества действий, если стоимость такого имущества превышает 5% уставного капитала хозяйственного общества или более чем в 50 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер уставного капитала публичного общества (в прежней редакции говорилось о превышении более чем в 50 тысяч раз установленный федеральным законом МРОТ; изменение внесено с 13 августа 2019 г. Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 301-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты РФ в целях приведения их в соответствие со ст. 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда");
Статья: Социальные функции государства: новые векторы развития
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)В последние годы в России были предприняты шаги по уравниванию МРОТ и ПМ на федеральном уровне. Соотношение этих величин было выравнено с принятием Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения". МРОТ стал устанавливаться в размере величины ПМ. Окончательное сближение рассматриваемых величин произошло благодаря Федеральному закону от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Теперь с 1 января 2019 г. и далее ежегодно МРОТ устанавливается в размере не ниже величины федерального ПМ.
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)В последние годы в России были предприняты шаги по уравниванию МРОТ и ПМ на федеральном уровне. Соотношение этих величин было выравнено с принятием Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения". МРОТ стал устанавливаться в размере величины ПМ. Окончательное сближение рассматриваемых величин произошло благодаря Федеральному закону от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Теперь с 1 января 2019 г. и далее ежегодно МРОТ устанавливается в размере не ниже величины федерального ПМ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"О минимальном размере оплаты труда"Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2025 года в сумме 22 440 рублей в месяц.
(ред. от 29.10.2024)
"О минимальном размере оплаты труда"Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2025 года в сумме 22 440 рублей в месяц.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2019 года"Конституционный Суд признал оспоренные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Статья: Конституция Российской Федерации: самобытность, стабильность и развитие (к 30-летию Основного Закона России)
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<27> Ряд конституционных новелл развивают нормы законодательства Российской Федерации, действовавшие еще до реформы, например нормы Федеральных законов от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" и от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", которыми изначально была установлена корреляция величин МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, а затем их полная тождественность. Российская Федерация стала первой из стран СНГ, где институт непрерывного образования закреплен не только в отраслевых законах (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), но и в Конституции (п. "е" ст. 71). Перевод положений законов на конституционный уровень, их "восхождение" в Конституцию, получивший в доктрине название "конституционная легитимация законодательных норм", послужил одним из инструментов осуществления конституционных изменений и показал свою эффективность для целей модернизации Основного Закона.
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<27> Ряд конституционных новелл развивают нормы законодательства Российской Федерации, действовавшие еще до реформы, например нормы Федеральных законов от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" и от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", которыми изначально была установлена корреляция величин МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, а затем их полная тождественность. Российская Федерация стала первой из стран СНГ, где институт непрерывного образования закреплен не только в отраслевых законах (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), но и в Конституции (п. "е" ст. 71). Перевод положений законов на конституционный уровень, их "восхождение" в Конституцию, получивший в доктрине название "конституционная легитимация законодательных норм", послужил одним из инструментов осуществления конституционных изменений и показал свою эффективность для целей модернизации Основного Закона.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Проблемой российского законодателя станет определение того, что будет являться базой для расчета и установления такого минимально справедливого гарантированного дохода на достойную жизнь высвобожденному человеку в результате роботизации его труда: 1) гарантированный законом минимальный размер оплаты труда <1> (см. Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" <2>); 2) потребительская корзина <3> (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" <4>); 3) прожиточный минимум (см. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <5>); 4) пособие по безработице (см. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <6>); 5) пенсия (см. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" <7>).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Проблемой российского законодателя станет определение того, что будет являться базой для расчета и установления такого минимально справедливого гарантированного дохода на достойную жизнь высвобожденному человеку в результате роботизации его труда: 1) гарантированный законом минимальный размер оплаты труда <1> (см. Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" <2>); 2) потребительская корзина <3> (см. Федеральный закон от 03.12.2012 N 227-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" <4>); 3) прожиточный минимум (см. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <5>); 4) пособие по безработице (см. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" <6>); 5) пенсия (см. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" <7>).
"Уставный капитал акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью: стереотипы и их преодоление. Экономический анализ норм корпоративного права"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Общество с ограниченной ответственностью создано до 30 декабря 2008 г. - в марте 1998 г. В декабре 2019 г. оно:
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Общество с ограниченной ответственностью создано до 30 декабря 2008 г. - в марте 1998 г. В декабре 2019 г. оно:
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
Статья: Роль государства в организации и регулировании системы обязательного социального страхования
(Савченко Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<33> Цикл научных семинаров "Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт". Первый семинар цикла 28 февраля 2019 г. "Обязательное социальное страхование: пути реформирования".
(Савченко Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 4)<33> Цикл научных семинаров "Политика активного долголетия и пенсионные реформы: российский и международный опыт". Первый семинар цикла 28 февраля 2019 г. "Обязательное социальное страхование: пути реформирования".
Статья: МРОТ и медианная заработная плата в механизме правового регулирования оплаты труда
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2021, N 2)9. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику: Федер. закон от 02.12.2019 N 393-ФЗ // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2021, N 2)9. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику: Федер. закон от 02.12.2019 N 393-ФЗ // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)По мнению адвоката ПА Нижегородской области Василия Шавина, приятно, что КС исправил ситуацию. "Такие решения изменяют практику - как судебную (довольно быстро), так и правоприменительную (не очень быстро)", - резюмировал он.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)По мнению адвоката ПА Нижегородской области Василия Шавина, приятно, что КС исправил ситуацию. "Такие решения изменяют практику - как судебную (довольно быстро), так и правоприменительную (не очень быстро)", - резюмировал он.
Статья: Минимальный размер алиментов и алиментный фонд: история и современность
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Таким образом, если заработная плата родителя равна МРОТ или близка к этому значению, при удержании с него 50 - 70% зарплаты на алименты приемлемое существование самого родителя станет невозможным. Полагаем, что в данном случае требуются законодательные изменения для обеспечения интересов и детей, и родителей.
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Таким образом, если заработная плата родителя равна МРОТ или близка к этому значению, при удержании с него 50 - 70% зарплаты на алименты приемлемое существование самого родителя станет невозможным. Полагаем, что в данном случае требуются законодательные изменения для обеспечения интересов и детей, и родителей.
Статья: Рекомендации по оплате труда медработников и ветеринаров в 2023 году
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)По-прежнему отмечено, что установленный федеральным законом МРОТ должен применяться с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Постановлениях от 07.12.2017 N 38-П, от 28.06.2018 N 26-П, от 11.04.2019 N 17-П и от 16.12.2019 N 40-П. Конституционный Суд неоднократно давал определение института минимального размера оплаты труда в целом. Он также обращал внимание на то, что вознаграждение за труд не ниже МРОТ гарантируется каждому, а определение размера оплаты труда должно основываться на характеристиках труда.
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)По-прежнему отмечено, что установленный федеральным законом МРОТ должен применяться с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Постановлениях от 07.12.2017 N 38-П, от 28.06.2018 N 26-П, от 11.04.2019 N 17-П и от 16.12.2019 N 40-П. Конституционный Суд неоднократно давал определение института минимального размера оплаты труда в целом. Он также обращал внимание на то, что вознаграждение за труд не ниже МРОТ гарантируется каждому, а определение размера оплаты труда должно основываться на характеристиках труда.