Изменение мрот с 2018
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение мрот с 2018 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2024 N 20АП-5260/2024 по делу N А62-6548/2023
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Таким образом, формальное урегулирование трудовых отношений между обществом и работником, выраженное в составлении локального акта, не может являться достаточным документальным обоснованием фактически понесенных расходов. Характер производимой обществом выплаты на основании Положения о разъездном характере работы, утвержденного приказом от 15.09.2017 N 15/09/2-ПР/Л с изменениями внесенными приказами: от 29.09.2017 N 29/09/1 -ПР/Л, от 09.10.2017 N 09/10/1 -ПР/л, от 31.12.2018 N 31/12/1-ПР/Л, от 31.12.2019 N 31/12/1-ПР/Л не соответствовал компенсационной по смыслу статьи 164 ТК РФ, так как не был призван компенсировать фактические затраты работников, которые понесены ими в связи с выполнением трудовых обязанностей, поскольку не требовал представления работниками каких-либо документов, связанных с произведенными затратами, а был направлен на повышение размера оплаты труда указанных лиц сверх минимально нормативно установленного размера.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Таким образом, формальное урегулирование трудовых отношений между обществом и работником, выраженное в составлении локального акта, не может являться достаточным документальным обоснованием фактически понесенных расходов. Характер производимой обществом выплаты на основании Положения о разъездном характере работы, утвержденного приказом от 15.09.2017 N 15/09/2-ПР/Л с изменениями внесенными приказами: от 29.09.2017 N 29/09/1 -ПР/Л, от 09.10.2017 N 09/10/1 -ПР/л, от 31.12.2018 N 31/12/1-ПР/Л, от 31.12.2019 N 31/12/1-ПР/Л не соответствовал компенсационной по смыслу статьи 164 ТК РФ, так как не был призван компенсировать фактические затраты работников, которые понесены ими в связи с выполнением трудовых обязанностей, поскольку не требовал представления работниками каких-либо документов, связанных с произведенными затратами, а был направлен на повышение размера оплаты труда указанных лиц сверх минимально нормативно установленного размера.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<2> Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" // СЗ РФ. 2018. N 11. Ст. 1576.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<2> Федеральный закон от 07.03.2018 N 41-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" // СЗ РФ. 2018. N 11. Ст. 1576.
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"5. В случае назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы объем средств, выделенных из федерального бюджета на их подготовку и проведение, не может быть меньше суммы, содержащейся в отчете Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, предшествующих данным выборам (с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для регулирования оплаты труда).
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"5. В случае назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы объем средств, выделенных из федерального бюджета на их подготовку и проведение, не может быть меньше суммы, содержащейся в отчете Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы, предшествующих данным выборам (с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для регулирования оплаты труда).
Статья: Повышение МРОТ с 01.01.2024: осуществляем пересчет выплат
(Коробейников С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 2)Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в государственном (муниципальном) учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда. Об этом напоминал Минтруд России (см. Письмо от 09.08.2018 N 14-1/10/В-6061).
(Коробейников С.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 2)Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в государственном (муниципальном) учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда. Об этом напоминал Минтруд России (см. Письмо от 09.08.2018 N 14-1/10/В-6061).
Статья: Некоторые правовые характеристики признаков предпринимательской деятельности
(Лебедева Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)Так, ряд авторов приходят к выводу о необходимости изменения формулировки закона в аспекте характеристики систематичности. Некоторые исследователи предлагают считать имеющим место систематическое извлечение прибыли, если лицом в течение одного года совершается не менее двух сделок, цена по которым будет равна или превышать минимальный размер оплаты труда <13>. То есть в данном случае приводится четкое определение периодичности и стоимости сделок.
(Лебедева Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)Так, ряд авторов приходят к выводу о необходимости изменения формулировки закона в аспекте характеристики систематичности. Некоторые исследователи предлагают считать имеющим место систематическое извлечение прибыли, если лицом в течение одного года совершается не менее двух сделок, цена по которым будет равна или превышать минимальный размер оплаты труда <13>. То есть в данном случае приводится четкое определение периодичности и стоимости сделок.
Статья: Минимальный размер оплаты труда в 2022 году: вопросы квалификации преступления, предусмотренного частью 2 статьи 145.1 УК РФ
(Грецкий И.А.)
("Российский судья", 2023, N 1)1) правоприменителям руководствоваться приведенными доводами при определении установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за период с 1 июня 2022 г. по 31 декабря 2022 г. для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ соответствующих руководителей организаций, работодателей - физических лиц, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций;
(Грецкий И.А.)
("Российский судья", 2023, N 1)1) правоприменителям руководствоваться приведенными доводами при определении установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за период с 1 июня 2022 г. по 31 декабря 2022 г. для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ соответствующих руководителей организаций, работодателей - физических лиц, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций;
Статья: Государственное администрирование труда: экономическая необходимость и целесообразность
(Марков А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Так, в Государственную Думу был внесен законопроект N 603410-8 <10>, предлагавший корректировки ч. 3 ст. 133 и ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, согласно которым минимальный размер тарифной ставки (оклада) работника, отработавшего полный месяц и выполнившего нормы труда, не может быть меньше минимального размера оплаты труда.
(Марков А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Так, в Государственную Думу был внесен законопроект N 603410-8 <10>, предлагавший корректировки ч. 3 ст. 133 и ч. 11 ст. 133.1 ТК РФ, согласно которым минимальный размер тарифной ставки (оклада) работника, отработавшего полный месяц и выполнившего нормы труда, не может быть меньше минимального размера оплаты труда.
Статья: Соблюдение в 2023 году уровня заработной платы не ниже МРОТ
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Квартальная премия, выплаченная работникам образовательного учреждения, может быть учтена в составе заработной платы при определении ее соответствия МРОТ только за тот месяц, в котором она начислена. При сравнении заработной платы с МРОТ за другие месяцы квартальная премия не учитывается (Письмо Минтруда России от 05.06.2018 N 14-0/10/В-4085 <1>).
(Плошкина Л.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Квартальная премия, выплаченная работникам образовательного учреждения, может быть учтена в составе заработной платы при определении ее соответствия МРОТ только за тот месяц, в котором она начислена. При сравнении заработной платы с МРОТ за другие месяцы квартальная премия не учитывается (Письмо Минтруда России от 05.06.2018 N 14-0/10/В-4085 <1>).
Статья: Повышение минимального размера оплаты труда с 2025 года
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)В заключение отметим: поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в государственном (муниципальном) учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда. Об этом напоминал Минтруд России (см. Письмо от 09.08.2018 N 14-1/10/В-6061).
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)В заключение отметим: поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в государственном (муниципальном) учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение. Соответственно, необходимо внести изменения в положение об оплате труда. Об этом напоминал Минтруд России (см. Письмо от 09.08.2018 N 14-1/10/В-6061).
Статья: Рекомендации по оплате труда медработников и ветеринаров в 2023 году
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)По-прежнему отмечено, что установленный федеральным законом МРОТ должен применяться с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Постановлениях от 07.12.2017 N 38-П, от 28.06.2018 N 26-П, от 11.04.2019 N 17-П и от 16.12.2019 N 40-П. Конституционный Суд неоднократно давал определение института минимального размера оплаты труда в целом. Он также обращал внимание на то, что вознаграждение за труд не ниже МРОТ гарантируется каждому, а определение размера оплаты труда должно основываться на характеристиках труда.
(Рябинин В.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)По-прежнему отмечено, что установленный федеральным законом МРОТ должен применяться с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в Постановлениях от 07.12.2017 N 38-П, от 28.06.2018 N 26-П, от 11.04.2019 N 17-П и от 16.12.2019 N 40-П. Конституционный Суд неоднократно давал определение института минимального размера оплаты труда в целом. Он также обращал внимание на то, что вознаграждение за труд не ниже МРОТ гарантируется каждому, а определение размера оплаты труда должно основываться на характеристиках труда.
Вопрос: В каких случаях и за какой период производится перерасчет заработной платы?
(Консультация эксперта, 2025)в случае изменения конституционно-правового истолкования нормы. Например, ранее в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П был выявлен конституционно-правовой смысл положений ТК РФ, выразившийся в невключении районных коэффициентов и надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах в МРОТ, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 26-П - конституционно-правовой смысл оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни.
(Консультация эксперта, 2025)в случае изменения конституционно-правового истолкования нормы. Например, ранее в Постановлении Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П был выявлен конституционно-правовой смысл положений ТК РФ, выразившийся в невключении районных коэффициентов и надбавок к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах в МРОТ, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 N 26-П - конституционно-правовой смысл оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни.
Статья: Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)<13> Этот вопрос неоднократно затрагивался в научной литературе. См.: Петров А.Я. Заработная плата: актуальные вопросы трудового права. М.: ЭкООнис, 2011. С. 74 - 76; Бережнов А.А., Корсаненкова Ю.Б., Куренной А.М., Хныкин Г.В. Проблема применения МРОТ в работах Крайнего Севера // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 2. С. 39 - 43; Саликова Н.М. Оплата труда в Российской Федерации: правовое исследование: Монография. Екатеринбург, 2003. С. 134; Головина С.Ю., Саликова Н.М. О правовом содержании категории "минимальный размер оплаты труда" // Российский юридический журнал. 2018. N 5. С. 105 - 114 и др.
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)<13> Этот вопрос неоднократно затрагивался в научной литературе. См.: Петров А.Я. Заработная плата: актуальные вопросы трудового права. М.: ЭкООнис, 2011. С. 74 - 76; Бережнов А.А., Корсаненкова Ю.Б., Куренной А.М., Хныкин Г.В. Проблема применения МРОТ в работах Крайнего Севера // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 2. С. 39 - 43; Саликова Н.М. Оплата труда в Российской Федерации: правовое исследование: Монография. Екатеринбург, 2003. С. 134; Головина С.Ю., Саликова Н.М. О правовом содержании категории "минимальный размер оплаты труда" // Российский юридический журнал. 2018. N 5. С. 105 - 114 и др.
Статья: К вопросу об эффективности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о выборах
(Петрыкина Н.И., Адигамов А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Административные штрафы сегодня являются основным видом наказания за административные правонарушения в сфере избирательных прав. В 2007 г. в КоАП РФ были внесены изменения, установившие фиксированные размеры штрафов вместо расчетных, которые были привязаны к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Кроме того, новые размеры штрафов стали существенно выше.
(Петрыкина Н.И., Адигамов А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Административные штрафы сегодня являются основным видом наказания за административные правонарушения в сфере избирательных прав. В 2007 г. в КоАП РФ были внесены изменения, установившие фиксированные размеры штрафов вместо расчетных, которые были привязаны к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Кроме того, новые размеры штрафов стали существенно выше.