Изменение критериев контролируемых сделок
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение критериев контролируемых сделок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Развитие налогового контроля цен по сделкам между взаимозависимыми лицами осуществляется по двум направлениям: первое - проверка цен по контролируемым сделкам, второе - когда "проведен не контроль за ценами, право на осуществление которого предоставлено центральному аппарату ФНС России, а рассчитаны действительные обязательства налогоплательщика" <4>. Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами подвергаются налоговому контролю как со стороны центрального аппарата ФНС России (см. законопроект "О внесении изменения в статью 105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 3 августа 2023 г. N 140576), так и со стороны территориальных налоговых органов, а их полномочия разграничиваются только критериями отнесения сделки к контролируемой (например, Определение Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N АПЛ16-124, Письмо Минфина России от 18 октября 2012 г. N 03-01-18/8-145), а правила трансфертного ценообразования (применение методов ценообразования, определение рыночного интервала рентабельности) применяются налоговыми органами любого уровня.
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Развитие налогового контроля цен по сделкам между взаимозависимыми лицами осуществляется по двум направлениям: первое - проверка цен по контролируемым сделкам, второе - когда "проведен не контроль за ценами, право на осуществление которого предоставлено центральному аппарату ФНС России, а рассчитаны действительные обязательства налогоплательщика" <4>. Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами подвергаются налоговому контролю как со стороны центрального аппарата ФНС России (см. законопроект "О внесении изменения в статью 105.17 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 3 августа 2023 г. N 140576), так и со стороны территориальных налоговых органов, а их полномочия разграничиваются только критериями отнесения сделки к контролируемой (например, Определение Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. N АПЛ16-124, Письмо Минфина России от 18 октября 2012 г. N 03-01-18/8-145), а правила трансфертного ценообразования (применение методов ценообразования, определение рыночного интервала рентабельности) применяются налоговыми органами любого уровня.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 15.04.2024 N 03-12-11/1/34492 <Критерии контролируемых сделок 2023 года не совпадают с критериями 2024 года>
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 15)На начало 2023 года такой Перечень был утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. однако он утратил силу с 1 июля 2023 года и был заменен новым Перечнем из Приказа Минфина России от 05.06.2023 N 86н. В результате изменений в Перечень государств и территорий для выявления контролируемых сделок вошли новые государства и территории, а некоторые из позиций были исключены.
(Дегтяренко А.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 15)На начало 2023 года такой Перечень был утвержден Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. однако он утратил силу с 1 июля 2023 года и был заменен новым Перечнем из Приказа Минфина России от 05.06.2023 N 86н. В результате изменений в Перечень государств и территорий для выявления контролируемых сделок вошли новые государства и территории, а некоторые из позиций были исключены.
Нормативные акты
<Информация> ФНС России
<Об изменении с 1 января 2019 года критериев признания сделок контролируемыми>ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
<Об изменении с 1 января 2019 года критериев признания сделок контролируемыми>ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
<Письмо> Минфина России от 29.04.2014 N 03-01-РЗ/20100
<По вопросам применения страховщиками положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации>При этом в ситуациях, когда доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, признаются не в результате совершения сделок, указанные доходы не учитываются при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми. К таким доходам, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, в частности, относятся суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах (подпункт 2 пункта 2 статьи 293 Кодекса), доходы от долевого участия в других организациях, в том числе в виде дивидендов (пункт 1 статьи 250 Кодекса).
<По вопросам применения страховщиками положений раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации>При этом в ситуациях, когда доходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, признаются не в результате совершения сделок, указанные доходы не учитываются при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми. К таким доходам, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, в частности, относятся суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах (подпункт 2 пункта 2 статьи 293 Кодекса), доходы от долевого участия в других организациях, в том числе в виде дивидендов (пункт 1 статьи 250 Кодекса).
Готовое решение: Контролируемые сделки по договору займа с взаимозависимым лицом
(КонсультантПлюс, 2025)Если в сделке по предоставлению беспроцентного займа стороной является взаимозависимое иностранное лицо, сделка признается контролируемой при превышении суммового критерия в 120 млн руб. за год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если в сделке по предоставлению беспроцентного займа стороной является взаимозависимое иностранное лицо, сделка признается контролируемой при превышении суммового критерия в 120 млн руб. за год (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Статья: Новеллы в сфере налогового контроля за соответствием цен в сделках рыночному уровню
(Стрельцов В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)- расширение критериев признания лиц взаимозависимыми;
(Стрельцов В.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 50)- расширение критериев признания лиц взаимозависимыми;
Статья: Правовые основы выбора метода трансфертного ценообразования
(Абрамов К.К.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В рамках метода сопоставимой рентабельности происходит сопоставление рентабельности анализируемой стороны с интервалом значений сопоставимых организаций. При этом нормами налогового законодательства РФ и международными рекомендациями предполагается, что отобранные данные сформированы в рыночных условиях, а выполняемые тестируемой стороной и сопоставимыми организациями функции в наибольшей степени совпадают. Законодательство подразумевает поиск сопоставимых компаний по критериям, содержащимся в общедоступных базах данных, таких как данные о финансовых результатах или учредителях, и функциональным критериям, для установления которых необходимо исследовать деятельность организации. Налоговое законодательство России допускает включение дополнительных критериев сопоставимости, чем нередко пользуются налоговые органы и налогоплательщики при оценке налоговых обязательств по контролируемым сделкам. С одной стороны, такие критерии позволяют более объективно оценить сопоставимость с тестируемой организацией, а с другой - отсутствие единого подхода является одной из основ для административных споров в сфере трансфертного ценообразования. Суть таких споров, как правило, заключается в целесообразности включения какого-либо критерия, который в итоге окажет воздействие на сам интервал рентабельности и изменит сумму корректировки налоговой базы. Таким образом, отсутствие более точных формулировок в части оценки сопоставимости организаций порождает дополнительные административные издержки.
(Абрамов К.К.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 1)В рамках метода сопоставимой рентабельности происходит сопоставление рентабельности анализируемой стороны с интервалом значений сопоставимых организаций. При этом нормами налогового законодательства РФ и международными рекомендациями предполагается, что отобранные данные сформированы в рыночных условиях, а выполняемые тестируемой стороной и сопоставимыми организациями функции в наибольшей степени совпадают. Законодательство подразумевает поиск сопоставимых компаний по критериям, содержащимся в общедоступных базах данных, таких как данные о финансовых результатах или учредителях, и функциональным критериям, для установления которых необходимо исследовать деятельность организации. Налоговое законодательство России допускает включение дополнительных критериев сопоставимости, чем нередко пользуются налоговые органы и налогоплательщики при оценке налоговых обязательств по контролируемым сделкам. С одной стороны, такие критерии позволяют более объективно оценить сопоставимость с тестируемой организацией, а с другой - отсутствие единого подхода является одной из основ для административных споров в сфере трансфертного ценообразования. Суть таких споров, как правило, заключается в целесообразности включения какого-либо критерия, который в итоге окажет воздействие на сам интервал рентабельности и изменит сумму корректировки налоговой базы. Таким образом, отсутствие более точных формулировок в части оценки сопоставимости организаций порождает дополнительные административные издержки.
Вопрос: О представлении в целях налогового контроля документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) и взаимозависимых лицах для признания сделки контролируемой.
(Письмо Минфина России от 29.02.2024 N 03-12-11/1/18057)При этом отмечается, что в целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.
(Письмо Минфина России от 29.02.2024 N 03-12-11/1/18057)При этом отмечается, что в целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.