Изменение контракта по коммунальным услугам
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение контракта по коммунальным услугам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка аренды нежилого помещения по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Цена контракта является твердой и может быть изменена по соглашению сторон лишь в случае изменения регулируемых цен (тарифов) на коммунальные услуги...
(КонсультантПлюс, 2025)...Цена контракта является твердой и может быть изменена по соглашению сторон лишь в случае изменения регулируемых цен (тарифов) на коммунальные услуги...
Важнейшая практика по ст. 93 Закона N 44-ФЗКонтракт с единственным поставщиком на аренду помещений может включать возмещение затрат на коммунальные услуги >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие особенности установлены для закупок коммунальных услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)5. Какие существуют особенности изменения условий контракта при закупке коммунальных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)5. Какие существуют особенности изменения условий контракта при закупке коммунальных услуг
Статья: Особенности банкротства управляющих компаний: правовое регулирование и правоприменение
(Топоров Д.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Законодатель не обходит вниманием такие тенденции, внося постоянные изменения в нормативно-правовую основу с целью увеличения прозрачности в системе оплаты за услуги ЖКХ и предотвращения возможности присвоения финансов, перечисленных за коммунальные услуги, управляющими компаниями <3>. Ключевым моментом этих изменений стало усиление прав собственников жилья на заключение непосредственных контрактов на поставку коммунальных услуг напрямую от организаций-поставщиков, минуя управляющие компании. Тем не менее эти нововведения не стали стимулом для владельцев жилья активно переходить к заключению прямых соглашений с поставщиками услуг <4>.
(Топоров Д.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 9)Законодатель не обходит вниманием такие тенденции, внося постоянные изменения в нормативно-правовую основу с целью увеличения прозрачности в системе оплаты за услуги ЖКХ и предотвращения возможности присвоения финансов, перечисленных за коммунальные услуги, управляющими компаниями <3>. Ключевым моментом этих изменений стало усиление прав собственников жилья на заключение непосредственных контрактов на поставку коммунальных услуг напрямую от организаций-поставщиков, минуя управляющие компании. Тем не менее эти нововведения не стали стимулом для владельцев жилья активно переходить к заключению прямых соглашений с поставщиками услуг <4>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2019 N 12-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданки Г.В. Журавель"Судебная практика по данному вопросу также неоднородна, на что указывает и Г.В. Журавель в своей жалобе, приводя в качестве примера, в частности, решение Кировского городского суда Ленинградской области от 17 декабря 2015 года, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 июня 2016 года, в котором положениям пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" было дано иное, отличное от данного судами в деле заявительницы, истолкование, а именно: расходы по уплате взносов на капитальный ремонт относятся к расходам по оплате содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах и, поскольку каких-либо изменений в упомянутое законоположение не вносилось, выделение взноса на капитальный ремонт в качестве отдельной составляющей платы за жилое помещение и коммунальные услуги - притом что до внесения Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ изменений в часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы, связанные с внесением платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включаемой в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, учитывались при определении размера компенсационных выплат членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при наличии у них общей продолжительности военной службы 20 лет и более - само по себе не должно лишать таких граждан права на соответствующие компенсационные выплаты с учетом расходов по уплате взносов на капитальный ремонт.
"По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданки Г.В. Журавель"Судебная практика по данному вопросу также неоднородна, на что указывает и Г.В. Журавель в своей жалобе, приводя в качестве примера, в частности, решение Кировского городского суда Ленинградской области от 17 декабря 2015 года, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 16 июня 2016 года, в котором положениям пункта 4 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" было дано иное, отличное от данного судами в деле заявительницы, истолкование, а именно: расходы по уплате взносов на капитальный ремонт относятся к расходам по оплате содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах и, поскольку каких-либо изменений в упомянутое законоположение не вносилось, выделение взноса на капитальный ремонт в качестве отдельной составляющей платы за жилое помещение и коммунальные услуги - притом что до внесения Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ изменений в часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы, связанные с внесением платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, включаемой в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, учитывались при определении размера компенсационных выплат членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при наличии у них общей продолжительности военной службы 20 лет и более - само по себе не должно лишать таких граждан права на соответствующие компенсационные выплаты с учетом расходов по уплате взносов на капитальный ремонт.
Статья: Проблема доверия суда к доказательствам, полученным с использованием современных цифровых технологий
(Егорова М.А.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)В планы АИФ входит внедрение "мобильной нотариальной конторы", которая будет предусматривать нотариальное удостоверение электронных документов. Благодаря этому процессу записи реестра будут храниться в блокчейне, к которому стороны смогут получить доступ, но не смогут изменять данные, что предотвратит фальсификацию. В планы на будущее также входит использование смарт-контрактов в сфере коммунальных услуг, таких как водоснабжение, газ и электричество <9>.
(Егорова М.А.)
("Право и цифровая экономика", 2025, N 1)В планы АИФ входит внедрение "мобильной нотариальной конторы", которая будет предусматривать нотариальное удостоверение электронных документов. Благодаря этому процессу записи реестра будут храниться в блокчейне, к которому стороны смогут получить доступ, но не смогут изменять данные, что предотвратит фальсификацию. В планы на будущее также входит использование смарт-контрактов в сфере коммунальных услуг, таких как водоснабжение, газ и электричество <9>.
Статья: Вывоз и утилизация отходов в 2023 году
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 7)При этом, если до 1 января 2016 года в субъекте РФ были заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем 10 лет, в данном субъекте РФ до окончания сроков их действия или прекращения обязательств по таким госконтрактам многоквартирные дома, в которых оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами осуществляется подрядчиками, исполнителями по государственным контрактам, не входят в зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и этот оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в таких многоквартирных домах (ч. 9 ст. 23 Закона N 458-ФЗ). Таким образом, часть длительных контрактов по обращению с ТКО продолжают действовать. Плата за обращение с ТКО в таких домах входит в состав платы за содержание помещения.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 7)При этом, если до 1 января 2016 года в субъекте РФ были заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем 10 лет, в данном субъекте РФ до окончания сроков их действия или прекращения обязательств по таким госконтрактам многоквартирные дома, в которых оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами осуществляется подрядчиками, исполнителями по государственным контрактам, не входят в зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и этот оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в таких многоквартирных домах (ч. 9 ст. 23 Закона N 458-ФЗ). Таким образом, часть длительных контрактов по обращению с ТКО продолжают действовать. Плата за обращение с ТКО в таких домах входит в состав платы за содержание помещения.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Установив конкретный перечень коммунальных услуг, предоставляемых нанимателям и собственникам помещений и жилых домов, законодатель положил конец ранее существовавшим спорам о том, относится ли вывоз мусора к коммунальным услугам. Причем обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г. (ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Установив конкретный перечень коммунальных услуг, предоставляемых нанимателям и собственникам помещений и жилых домов, законодатель положил конец ранее существовавшим спорам о том, относится ли вывоз мусора к коммунальным услугам. Причем обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 г. (ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Статья: Некоторые вопросы правового регулирования недвижимости в связи с развитием жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)<28> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71849506/ (дата обращения: 15.04.2023).
(Автономов А.С., Гаврилова И.Н.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)<28> Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71849506/ (дата обращения: 15.04.2023).
Статья: Вывоз ТКО в 2024 году
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)При этом, если до 1 января 2016 года в субъекте РФ были заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем 10 лет, в данном субъекте РФ до окончания сроков их действия или прекращения обязательств по таким госконтрактам многоквартирные дома, в которых оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами осуществляется подрядчиками, исполнителями по государственным контрактам, не входят в зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и этот оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в таких многоквартирных домах (ч. 9 ст. 23 Закона N 458-ФЗ). Таким образом, часть длительных контрактов по обращению с ТКО продолжают действовать. Плата за обращение с ТКО в таких домах входит в состав платы за содержание помещения.
(Артемова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2024, N 11)При этом, если до 1 января 2016 года в субъекте РФ были заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем 10 лет, в данном субъекте РФ до окончания сроков их действия или прекращения обязательств по таким госконтрактам многоквартирные дома, в которых оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами осуществляется подрядчиками, исполнителями по государственным контрактам, не входят в зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО и этот оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в таких многоквартирных домах (ч. 9 ст. 23 Закона N 458-ФЗ). Таким образом, часть длительных контрактов по обращению с ТКО продолжают действовать. Плата за обращение с ТКО в таких домах входит в состав платы за содержание помещения.
Вопрос: Об изменении цены контракта на транспортирование ТКО, заключенного по результатам торгов между региональным оператором и ИП, применяющим УСН и признанным плательщиком НДС с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 23.04.2025 N 03-07-11/40926)Следует отметить, что проведение торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, само по себе не образует отношений, урегулированных частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 23.04.2025 N 03-07-11/40926)Следует отметить, что проведение торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, само по себе не образует отношений, урегулированных частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ.
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)2. В п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ убрали увязку возможности заключения с единственным поставщиком контракта на оказание коммунальных услуг с наличием установленного тарифа.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)2. В п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ убрали увязку возможности заключения с единственным поставщиком контракта на оказание коммунальных услуг с наличием установленного тарифа.
Статья: Цена контракта включает в себя все затраты, связанные с его выполнением
(Галина Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 5)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, а также ВС РФ, с общества в пользу учреждения взыскано около 155 000 руб. компенсации по возмещению коммунальных услуг, а также около 700 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
(Галина Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 5)Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, а также ВС РФ, с общества в пользу учреждения взыскано около 155 000 руб. компенсации по возмещению коммунальных услуг, а также около 700 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами.