Изменение казначЕйских счетов в 2021 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение казначЕйских счетов в 2021 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в случае отсутствия сведений о реквизитах банковского или казначейского счета взыскателя СПИ (до внесения Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ изменения говорилось о случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя) извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет ССП (ранее говорилось о депозитном счете ПСП, см. комментарий к ст. 36 Закона).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в случае отсутствия сведений о реквизитах банковского или казначейского счета взыскателя СПИ (до внесения Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 417-ФЗ изменения говорилось о случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя) извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет ССП (ранее говорилось о депозитном счете ПСП, см. комментарий к ст. 36 Закона).
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Таким образом, создание всех необходимых технических решений для участия Федерального казначейства и иных субъектов бюджетного процесса для исполнения бюджета с использованием цифрового рубля позволит использовать смарт-контракт, содержащий информацию об определенной цели, на которую данные денежные средства будут направляться, что существенно изменит эффективность внутреннего государственного контроля со стороны Федерального казначейства. Если денежные средства будут адресованы по договору на другие цели, то операция просто не будет проведена и, как следствие, исключено нецелевое использование бюджетных средств при осуществлении расчетов с использованием цифрового рубля. Кроме того, использование цифрового рубля, имеющего совершенно иные характеристики прослеживаемости его движения, может стать инструментом обеспечения эффективности использования бюджетных средств при исполнении контрактов, заключенных в рамках проведения государственных закупок. После введения открытой площадки для государственных закупок типичной была ситуация, когда одна компания выигрывала торги, далее заключала договоры с подрядчиками, и такие цепочки могли быть длительными. По факту денежные средства перечислялись по цепочке авансовыми платежами, что приводило к утечке денежных средств из бюджета и отсутствию результата выполнения работ, таким образом причинялся ущерб публичному интересу всего общества. С 1 января 2021 г. вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ <1>, внедрена система казначейских платежей, которая частично позволила решить вопрос в части перечисления денежных средств победителям по результатам проведения государственных закупок, чему способствовало установление обязанности открывать казначейский счет для получения и расходования средств бюджета, но проблема окончательно не решена. Внедрение цифрового рубля приведет и к повышению эффективности бюджетного контроля при реализации контрактов в рамках государственных и муниципальных закупок.
Нормативные акты
Положение Банка России от 29.01.2018 N 630-П
(ред. от 15.11.2023)
"О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2018 N 51359)1.12. Кассовое обслуживание органов Федерального казначейства, а также организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органах управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, осуществляется кредитной организацией в соответствии с Положением Банка России от 6 октября 2020 года N 735-П "О ведении Банком России и кредитными организациями (филиалами) банковских счетов территориальных органов Федерального казначейства", зарегистрированного Минюстом России 5 ноября 2020 года, регистрационный N 60761, с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 25 марта 2021 года N 5755-У (зарегистрировано Минюстом России 29 апреля 2021 года, регистрационный N 63311).
(ред. от 15.11.2023)
"О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2018 N 51359)1.12. Кассовое обслуживание органов Федерального казначейства, а также организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органах управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, осуществляется кредитной организацией в соответствии с Положением Банка России от 6 октября 2020 года N 735-П "О ведении Банком России и кредитными организациями (филиалами) банковских счетов территориальных органов Федерального казначейства", зарегистрированного Минюстом России 5 ноября 2020 года, регистрационный N 60761, с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 25 марта 2021 года N 5755-У (зарегистрировано Минюстом России 29 апреля 2021 года, регистрационный N 63311).
Статья: Проверка факта поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) как инструмент расширенного казначейского сопровождения
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Современные цели развития российской экономики требуют большого финансового обеспечения, которое осуществляется за счет средств бюджета. В связи с этим начиная с 2016 г. успешно реализуется механизм казначейского сопровождения, благодаря которому становится возможным отражение операций с бюджетными средствами на казначейских счетах. В частности, активно внедряется расширенное казначейское сопровождение, которое способно предотвратить утрату средств бюджета, нецелевое или неэффективное их использование, а также заблаговременно выявить недостижение определенных показателей.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Современные цели развития российской экономики требуют большого финансового обеспечения, которое осуществляется за счет средств бюджета. В связи с этим начиная с 2016 г. успешно реализуется механизм казначейского сопровождения, благодаря которому становится возможным отражение операций с бюджетными средствами на казначейских счетах. В частности, активно внедряется расширенное казначейское сопровождение, которое способно предотвратить утрату средств бюджета, нецелевое или неэффективное их использование, а также заблаговременно выявить недостижение определенных показателей.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Пунктом 4 комментируемой статьи устанавливается, что денежные средства обязательного пенсионного страхования зачисляются на казначейский счет, открытый Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном казначействе. Настоящая редакция рассматриваемой нормы была предусмотрена Федеральным законом от 24.02.2021 N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей". По ранее действующей редакции денежные средства ОПС учитывались на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России для учета операций со средствами бюджета ПФР.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)5. Пунктом 4 комментируемой статьи устанавливается, что денежные средства обязательного пенсионного страхования зачисляются на казначейский счет, открытый Пенсионному фонду Российской Федерации в Федеральном казначействе. Настоящая редакция рассматриваемой нормы была предусмотрена Федеральным законом от 24.02.2021 N 20-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей". По ранее действующей редакции денежные средства ОПС учитывались на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Банка России для учета операций со средствами бюджета ПФР.
Статья: Совершенствование бюджетного процесса в Российской Федерации в рамках осуществления казначейского сопровождения
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)4. В связи с применением положений Приказа Минфина России от 21 июня 2023 г. N 97н "О внесении изменений в Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 214н", вступившего в силу 3 октября 2023 г., в практической деятельности может начать складываться негативная практика, позволяющая подрядчику оплачивать услуги по организации и осуществлению перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования со своего казначейского счета на расчетный счет субподрядчику без открытия им казначейского счета.
(Андреев С.А.)
("Финансовое право", 2024, N 6)4. В связи с применением положений Приказа Минфина России от 21 июня 2023 г. N 97н "О внесении изменений в Порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций со средствами участников казначейского сопровождения, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. N 214н", вступившего в силу 3 октября 2023 г., в практической деятельности может начать складываться негативная практика, позволяющая подрядчику оплачивать услуги по организации и осуществлению перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования со своего казначейского счета на расчетный счет субподрядчику без открытия им казначейского счета.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 1 октября 2022 г. Федеральным законом от 19 ноября 2021 г. N 369-ФЗ <67>, принятым в части уточнения порядка перевода денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые территориальным органом Казначейства России в подразделениях Банка России. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, вносимые изменения позволяют решить задачу не только сокращения сроков поступления денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ и, следовательно, улучшения администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, но и способствуют повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам бюджетов бюджетной системы РФ за счет сокращения сроков поступления в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах информации об уплате платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 1 октября 2022 г. Федеральным законом от 19 ноября 2021 г. N 369-ФЗ <67>, принятым в части уточнения порядка перевода денежных средств на банковские счета, входящие в состав единого казначейского счета, открытые территориальным органом Казначейства России в подразделениях Банка России. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, вносимые изменения позволяют решить задачу не только сокращения сроков поступления денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ и, следовательно, улучшения администрирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, но и способствуют повышению эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам бюджетов бюджетной системы РФ за счет сокращения сроков поступления в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах информации об уплате платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ;
Статья: Реализация принципа разделения властей в бюджетном процессе субъектов Российской Федерации (на примере Красноярского края)
(Епифанов И.О.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)На необходимость развития компетенции исполнительных органов государственной власти в бюджетном процессе акцентировал внимание Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин 12 августа 2021 г. на встрече с руководителем Федерального казначейства <20>. Такое развитие обеспечивается за счет законодательных инициатив Правительства РФ, завершившихся принятием федеральных законов, вносящих изменения в Бюджетный кодекс РФ. Так, Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" <21> Бюджетный кодекс дополнен рядом положений, касающихся деятельности Федерального казначейства и осуществляемого им казначейского сопровождения. В качестве особого бюджетного полномочия Российской Федерации в ст. 7 Бюджетного кодекса РФ выделено определение основ казначейского сопровождения. Введение новых норм в ст. 6, 242.25, 242.26 Бюджетного кодекса РФ относит значительный объем бюджетных средств к подлежащим казначейскому сопровождению, направлено на повышение предварительного и текущего контроля обеспечения исполнения бюджета.
(Епифанов И.О.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)На необходимость развития компетенции исполнительных органов государственной власти в бюджетном процессе акцентировал внимание Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин 12 августа 2021 г. на встрече с руководителем Федерального казначейства <20>. Такое развитие обеспечивается за счет законодательных инициатив Правительства РФ, завершившихся принятием федеральных законов, вносящих изменения в Бюджетный кодекс РФ. Так, Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" <21> Бюджетный кодекс дополнен рядом положений, касающихся деятельности Федерального казначейства и осуществляемого им казначейского сопровождения. В качестве особого бюджетного полномочия Российской Федерации в ст. 7 Бюджетного кодекса РФ выделено определение основ казначейского сопровождения. Введение новых норм в ст. 6, 242.25, 242.26 Бюджетного кодекса РФ относит значительный объем бюджетных средств к подлежащим казначейскому сопровождению, направлено на повышение предварительного и текущего контроля обеспечения исполнения бюджета.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Регуляторные изменения в части бюджетного процесса также могут существенно изменить сложившийся порядок в области межбюджетных отношений. Например, формирование с 2021 г. платежной системы Федерального казначейства, аккумулирование всех денежных средств бюджетной системы (более 23 тыс. бюджетов публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов) на едином казначейском счете и управление Казначейством России свободными остатками денежных средств на нем, переход с 2023 г. к новому порядку исполнения налоговой обязанности через единый налоговый счет налогоплательщика меняют привычную картину межбюджетного взаимодействия и требуют отдельного научного осмысления.
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Регуляторные изменения в части бюджетного процесса также могут существенно изменить сложившийся порядок в области межбюджетных отношений. Например, формирование с 2021 г. платежной системы Федерального казначейства, аккумулирование всех денежных средств бюджетной системы (более 23 тыс. бюджетов публично-правовых образований и государственных внебюджетных фондов) на едином казначейском счете и управление Казначейством России свободными остатками денежных средств на нем, переход с 2023 г. к новому порядку исполнения налоговой обязанности через единый налоговый счет налогоплательщика меняют привычную картину межбюджетного взаимодействия и требуют отдельного научного осмысления.
Готовое решение: Уточненная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)Если после подачи уточненки изменилась сумма уже внесенной платы, пересчитайте ее. При необходимости произведите доплату платежным поручением на счета Федерального казначейства по установленным для данных платежей КБК. Что касается уплаты пеней, то, в случае если территориальные органы Росприроднадзора выявят факт несвоевременного или неполного внесения платы или квартальных авансовых платежей, ими осуществляется доначисление платежей (Письмо Минприроды России от 09.07.2021 N 19-50/9527-ОГ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если после подачи уточненки изменилась сумма уже внесенной платы, пересчитайте ее. При необходимости произведите доплату платежным поручением на счета Федерального казначейства по установленным для данных платежей КБК. Что касается уплаты пеней, то, в случае если территориальные органы Росприроднадзора выявят факт несвоевременного или неполного внесения платы или квартальных авансовых платежей, ими осуществляется доначисление платежей (Письмо Минприроды России от 09.07.2021 N 19-50/9527-ОГ).
Статья: Система казначейских платежей как новый институт бюджетного права
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Создание в 2021 г. системы казначейских платежей (далее также - СКП) было обусловлено необходимостью развития общественных отношений в сфере открытия и ведения единых счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Появление системы казначейских платежей позволило сократить количество счетов бюджетов, ускорить прохождение платежей из бюджетов и распределение доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Соответствующие изменения в бюджетном законодательстве обеспечили возможность осуществления прямых расчетов между клиентами Казначейства России и получения дополнительных доходов от управления остатками средств единого казначейского счета.
(Артюхин Р.Е.)
("Журнал российского права", 2024, N 2)Создание в 2021 г. системы казначейских платежей (далее также - СКП) было обусловлено необходимостью развития общественных отношений в сфере открытия и ведения единых счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Появление системы казначейских платежей позволило сократить количество счетов бюджетов, ускорить прохождение платежей из бюджетов и распределение доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Соответствующие изменения в бюджетном законодательстве обеспечили возможность осуществления прямых расчетов между клиентами Казначейства России и получения дополнительных доходов от управления остатками средств единого казначейского счета.
Статья: Правовое регулирование единого казначейского счета
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)<11> Примечание: за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния.
(Артюхин Р.Е.)
("Банковское право", 2025, N 2)<11> Примечание: за исключением казначейских счетов для осуществления и отражения операций с денежными средствами Фонда национального благосостояния.