Изменение границ заказника

Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение границ заказника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2021 N 88а-19898/2021 по делу N 2а-607/2021
Категория: Споры с Министерством лесного хозяйства Красноярского края.
Требования: О признании незаконным отказа в исключении земельного участка из состава земель государственного лесного фонда; возложении обязанности исключить земельный участок из земель лесного фонда Российской Федерации.
Обстоятельства: Истец считает, что спорный земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет до 1 января 2016 года, относится к землям сельскохозяйственного назначения.
Решение: Отказано.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, дополнительно указав, что отсутствие на местности границ заказника не изменяет и не отменяет установленный нормативными правовыми актами статус особо охраняемых земель и не исключает действие в отношении него правового режима, введенного для земель особо охраняемых природных территорий.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)
6. Еще один из дискуссионных вопросов - необходимо ли согласование с Минприроды России и Минобороны России решений об изменении границ, о преобразовании и ликвидации региональных ООПТ. К концу 2020 г. сложилась судебная практика, подтверждающая необходимость такого согласования. Такие решения практически одновременно вынесли Второй, Третий и Пятый апелляционные суды общей юрисдикции в отношении законов Приморского и Ставропольского краев, которые не предусматривали согласование изменения границ или упразднения ООПТ регионального уровня с федеральными органами власти, а также постановления правительства Республики Коми об упразднении болотного заказника республиканского значения "Печорский", принятого без такого согласования <28>. В судебных решениях делается вывод, что такое правовое регулирование не соответствует положениям ч. 6 ст. 2 Закона N 33-ФЗ, согласно которым органы государственной власти субъектов РФ согласовывают решения о создании региональных ООПТ, об изменении режима их особой охраны с Минприроды России и Минобороны России. Поскольку упразднение региональной ООПТ фактически представляет собой уменьшение ее площади (до нуля) и сопровождается изменением ее границ, влекущим утрату такой территорией особой охраны, соответственно, изменяя существующий режим ее охраны, решение об упразднении региональной ООПТ также требует соблюдения положений ч. 6 ст. 2 Закона N 33-ФЗ. По этим же основаниям указанное согласование требуется и в случае принятия решения об изменении границ региональных ООПТ, поскольку изменение границ таких территорий, неизбежно сопровождающееся изменением их площади, также сопровождается изменением режима охраны новой части площади региональных ООПТ (в случае изменения ее границ в сторону увеличения) или той части территории, которая подлежит исключению (в случае уменьшения площади территории).
Статья: Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)
Имело место и иное решение. Так, Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2019 года было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, которым удовлетворено исковое заявление о признании недействующим распоряжения администрации "О включении земельных участков в границы населенного пункта" из земель сельскохозяйственного назначения в связи с тем, что указанные участки находятся на территории государственного природного заказника регионального значения. Соответственно, включение их в границы населенного пункта противоречит пункту 3 статьи 95 ЗК РФ <14>.

Нормативные акты

Приказ Росстата от 26.08.2021 N 516
(ред. от 09.10.2023)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(с изм. и доп., вступ. в силу с отчета в 2024 году)
В графы 5, 6 не включаются данные о ранее созданных ООПТ, у которых в отчетном году произошли какие-либо изменения (например, объединение нескольких ООПТ в одну, преобразование ООПТ федерального значения в ООПТ регионального значения, изменение категории ООПТ, названия, ведомственной принадлежности).
<Письмо> Росреестра от 23.05.2023 N 18-4343-ТГ/23
<По вопросу внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости либо исключения из него сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения>
Таким образом, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.07.2022 N 723 о внесении изменений в Положение о государственном природном заказнике регионального значения комплексного профиля "Свияжский" с учетом позиции Минприроды России от 04.05.2023 N 15-31/16619 должно быть согласовано с Минприроды России, внесение в ЕГРН изменений в границы государственного природного заказника регионального значения комплексного профиля "Свияжский" по аналогии с процедурой внесения сведений о преобразованных путем объединения границах муниципальных образований.