Изменение границ участка недр
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение границ участка недр (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона РФ "О недрах""Статьи 7, 7.1 Закона о недрах разграничивают понятия "исправление технической ошибки" и "изменение границ участка недр". Данные понятия являются взаимоисключающими, поскольку в силу прямого указания статьи 7.1 Закона о недрах исправление технической ошибки не должно влечь прекращение, возникновение, переход права пользования недрами, а значит, границы участка недр не могут быть изменены посредством исправления технической ошибки."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 22 "Основные права и обязанности пользователя недр" Закона РФ "О недрах""Общество является недропользователем, осуществляющим добычу минеральных вод, в том числе на Пятигорском месторождении. Лицензия на пользование недрами СТВ 01249 МЭ зарегистрирована в Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу 29.05.2018, сроком действия до 01.12.2024. Участок недр расположен в г. Пятигорск, Ставропольский край. В лицензии, описание границ участка недр, координаты угловых точек, копии топопланов, разрезов и др. приводятся в приложении N 1, 3, 6. Участок недр имеет статус горного отвода. Обществом включен в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части горноотводный акт от 08.06.2015 N 341. Тогда как в рамках проверки представлен горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00017, в соответствии с которым управлением согласованы планы развития горных работ на 2019 - 2021 годы в границах Пятигорского месторождения. Однако данный акт в установленном порядке не приобщен к лицензии СТВ 01249 МЭ в качестве ее неотъемлемой составной части, что является нарушением требований статьи 7, пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах. Лицензия не предоставляет актуальную информацию по статусу границ участка недр. По смыслу статьи 12 Закона о недрах изменение условий лицензии, которые напрямую касаются пространственных границ горного отвода, допускается только при согласии пользователя недр."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Постановление Правительства Российской Федерации
Статья: Правовые способы обеспечения прав недропользователей на землю: проблемы современной практики
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)При таком состоянии правового регулирования открытым остается вопрос: кто и на какой стадии определяет возможность осуществления недропользования в пределах соответствующего земельного участка? Предположительно он мог бы разрешаться, в частности, на этапе территориального планирования. Так, согласно п. 2.7 Приказа Минэкономразвития России N 460 <23> при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований отраслевые федеральные органы должны в рамках своей компетенции проверять проекты документов территориального планирования (схем, генпланов) на предмет расположения участков недр, предоставленных в пользование, а также месторождений и проявлений полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, государственным кадастром месторождений. Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработка и реализация местных программ землепользования. Логично, что отдельные вопросы планирования использования земель (еще до предоставления права пользования недрами) могут решаться на уровне муниципальных образований или регионов. Однако, во-первых, процедуры планирования землепользования и формирования перечней участков недр осуществляются, как указывалось выше, независимо друг от друга, в том числе и в сфере реализации управленческих функций органов. Во-вторых, предусмотренная градостроительным законодательством процедура планирования землепользования оставляет без внимания не учтенные госбалансом месторождения и проявления полезных ископаемых. Кроме прочего, вышеуказанные предложения трудноприменимы к действующему порядку установления, изменения границ участков недр (особенно уже предоставленных в пользование) <24> и осуществления отдельных видов недропользования (например, для поиска новых месторождений полезных ископаемых). Отсутствуют необходимые полномочия в сфере недропользования и у муниципальных органов. Несмотря на то что ст. 1.1 Закона о недрах закреплено право органов местного самоуправления регулировать отношения недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий, таковые в Законе <25> отсутствуют; нет соответствующей конкретизации вопросов местного значения, связанных с использованием недр, и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления <26>. При этом в практике встречаются случаи, когда суды указывают муниципалитетам на "должную осведомленность" о нахождении на их территории месторождений либо о проведении работ по добыче полезных ископаемых <27>.
(Шепелева Н.М.)
("Закон", 2024, N 5)При таком состоянии правового регулирования открытым остается вопрос: кто и на какой стадии определяет возможность осуществления недропользования в пределах соответствующего земельного участка? Предположительно он мог бы разрешаться, в частности, на этапе территориального планирования. Так, согласно п. 2.7 Приказа Минэкономразвития России N 460 <23> при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований отраслевые федеральные органы должны в рамках своей компетенции проверять проекты документов территориального планирования (схем, генпланов) на предмет расположения участков недр, предоставленных в пользование, а также месторождений и проявлений полезных ископаемых, учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых, государственным кадастром месторождений. Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований, разработка и реализация местных программ землепользования. Логично, что отдельные вопросы планирования использования земель (еще до предоставления права пользования недрами) могут решаться на уровне муниципальных образований или регионов. Однако, во-первых, процедуры планирования землепользования и формирования перечней участков недр осуществляются, как указывалось выше, независимо друг от друга, в том числе и в сфере реализации управленческих функций органов. Во-вторых, предусмотренная градостроительным законодательством процедура планирования землепользования оставляет без внимания не учтенные госбалансом месторождения и проявления полезных ископаемых. Кроме прочего, вышеуказанные предложения трудноприменимы к действующему порядку установления, изменения границ участков недр (особенно уже предоставленных в пользование) <24> и осуществления отдельных видов недропользования (например, для поиска новых месторождений полезных ископаемых). Отсутствуют необходимые полномочия в сфере недропользования и у муниципальных органов. Несмотря на то что ст. 1.1 Закона о недрах закреплено право органов местного самоуправления регулировать отношения недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий, таковые в Законе <25> отсутствуют; нет соответствующей конкретизации вопросов местного значения, связанных с использованием недр, и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления <26>. При этом в практике встречаются случаи, когда суды указывают муниципалитетам на "должную осведомленность" о нахождении на их территории месторождений либо о проведении работ по добыче полезных ископаемых <27>.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Определены критерии отнесения вопросов принятия решений об изменении границ участков недр, за исключением участков недр местного значения, при внесении изменений в лицензии на пользование недрами к компетенции комиссий Роснедр и его территориальных органов (10.11.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Определены критерии отнесения вопросов принятия решений об изменении границ участков недр, за исключением участков недр местного значения, при внесении изменений в лицензии на пользование недрами к компетенции комиссий Роснедр и его территориальных органов (10.11.2025)
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены.
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Постановление Правительства РФ от 03.05.2012 N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование";
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- Постановление Правительства РФ от 03.05.2012 N 429 "Об утверждении Положения об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование";
Статья: Юридические признаки и дефиниция отходов недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Между тем дефиницию участка недр представляется возможным вывести исходя из системного толкования правовых предписаний ст. 2, 7 Закона "О недрах", согласно которым это предоставленный недропользователю в соответствии с лицензией на пользование недрами горный отвод в виде геометризованного блока недр, используемый в том числе для добычи полезных ископаемых. Необходимо обратить внимание, что соответствующие правовые предписания указывают на возможность добычи полезных ископаемых, которые находятся лишь в границах соответствующего горного отвода - участка недр. Если обратиться к положениям ст. 23.4 Закона "О недрах", то можно увидеть логическое продолжение содержащихся в ней норм, предусматривающих возможность добычи полезных ископаемых из отходов недропользования только в том случае, если они образовались на соответствующем участке недр или после изменения границ горного отвода, с включением в него объектов хранения отходов недропользования в той ситуации, когда отходы недропользования были сформированы за границами предоставленного участка.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 5)Между тем дефиницию участка недр представляется возможным вывести исходя из системного толкования правовых предписаний ст. 2, 7 Закона "О недрах", согласно которым это предоставленный недропользователю в соответствии с лицензией на пользование недрами горный отвод в виде геометризованного блока недр, используемый в том числе для добычи полезных ископаемых. Необходимо обратить внимание, что соответствующие правовые предписания указывают на возможность добычи полезных ископаемых, которые находятся лишь в границах соответствующего горного отвода - участка недр. Если обратиться к положениям ст. 23.4 Закона "О недрах", то можно увидеть логическое продолжение содержащихся в ней норм, предусматривающих возможность добычи полезных ископаемых из отходов недропользования только в том случае, если они образовались на соответствующем участке недр или после изменения границ горного отвода, с включением в него объектов хранения отходов недропользования в той ситуации, когда отходы недропользования были сформированы за границами предоставленного участка.
Статья: Участок недр: особая недвижимая вещь или исключенный из оборота объект публичной собственности?
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Согласно Положению об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование <15> (далее - Положение), границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Верхняя и нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, абсолютными отметками или привязываются к определенному геологическому объекту (п. 4). Таким образом, при выдаче лицензии границы участка недр устанавливаются путем контура, соединяющего географические точки на поверхности земли, и проведения вертикальных плоскостей по линиям этих границ. Конкретизация участка недр, предоставленного в пользование, производится путем указания "верхней и нижней границы в контуре полезного ископаемого". А это значит, что при выдаче лицензии, но до оформления горноотводного акта участок недр будет сформирован как объемная фигура, имеющая основание в виде плоскости, образованной контуром, соединяющим географические точки на земельном участке, и высотой, представляющей собой расстояние от нижней до верхней границы участка недр. При этом следует признать, что границами участка недр являются границы, описанные в лицензии, а не в горном отводе. На это обстоятельство указывает Письмо Роснедр от 2 декабря 2014 года N ЕШ-01-29/13650 "О границах горных отводов", согласно которому "в случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается. Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка".
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Согласно Положению об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование <15> (далее - Положение), границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Верхняя и нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, абсолютными отметками или привязываются к определенному геологическому объекту (п. 4). Таким образом, при выдаче лицензии границы участка недр устанавливаются путем контура, соединяющего географические точки на поверхности земли, и проведения вертикальных плоскостей по линиям этих границ. Конкретизация участка недр, предоставленного в пользование, производится путем указания "верхней и нижней границы в контуре полезного ископаемого". А это значит, что при выдаче лицензии, но до оформления горноотводного акта участок недр будет сформирован как объемная фигура, имеющая основание в виде плоскости, образованной контуром, соединяющим географические точки на земельном участке, и высотой, представляющей собой расстояние от нижней до верхней границы участка недр. При этом следует признать, что границами участка недр являются границы, описанные в лицензии, а не в горном отводе. На это обстоятельство указывает Письмо Роснедр от 2 декабря 2014 года N ЕШ-01-29/13650 "О границах горных отводов", согласно которому "в случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается. Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка".