Изменение границ лицензионного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение границ лицензионного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 7 "Участки недр, предоставляемые в пользование" Закона РФ "О недрах""При этом статья 12 Закона о недрах как до, так и после внесенных изменений, включает в содержание лицензии на право пользования недрами описание границ участка недр, предоставленного в пользование с учетом статьи 7 Закона о недрах, содержащей положения о горном отводе, а также сроки подготовки проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Предоставление проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, являющейся составной частью лицензии, законодатель счел достаточным для формирования пакета документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов в соответствии с приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов"."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 22 "Основные права и обязанности пользователя недр" Закона РФ "О недрах""Общество является недропользователем, осуществляющим добычу минеральных вод, в том числе на Пятигорском месторождении. Лицензия на пользование недрами СТВ 01249 МЭ зарегистрирована в Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу 29.05.2018, сроком действия до 01.12.2024. Участок недр расположен в г. Пятигорск, Ставропольский край. В лицензии, описание границ участка недр, координаты угловых точек, копии топопланов, разрезов и др. приводятся в приложении N 1, 3, 6. Участок недр имеет статус горного отвода. Обществом включен в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части горноотводный акт от 08.06.2015 N 341. Тогда как в рамках проверки представлен горноотводный акт от 09.10.2018 N 26-3500-00017, в соответствии с которым управлением согласованы планы развития горных работ на 2019 - 2021 годы в границах Пятигорского месторождения. Однако данный акт в установленном порядке не приобщен к лицензии СТВ 01249 МЭ в качестве ее неотъемлемой составной части, что является нарушением требований статьи 7, пункта 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах. Лицензия не предоставляет актуальную информацию по статусу границ участка недр. По смыслу статьи 12 Закона о недрах изменение условий лицензии, которые напрямую касаются пространственных границ горного отвода, допускается только при согласии пользователя недр."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участок недр: особая недвижимая вещь или исключенный из оборота объект публичной собственности?
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Согласно Положению об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование <15> (далее - Положение), границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Верхняя и нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, абсолютными отметками или привязываются к определенному геологическому объекту (п. 4). Таким образом, при выдаче лицензии границы участка недр устанавливаются путем контура, соединяющего географические точки на поверхности земли, и проведения вертикальных плоскостей по линиям этих границ. Конкретизация участка недр, предоставленного в пользование, производится путем указания "верхней и нижней границы в контуре полезного ископаемого". А это значит, что при выдаче лицензии, но до оформления горноотводного акта участок недр будет сформирован как объемная фигура, имеющая основание в виде плоскости, образованной контуром, соединяющим географические точки на земельном участке, и высотой, представляющей собой расстояние от нижней до верхней границы участка недр. При этом следует признать, что границами участка недр являются границы, описанные в лицензии, а не в горном отводе. На это обстоятельство указывает Письмо Роснедр от 2 декабря 2014 года N ЕШ-01-29/13650 "О границах горных отводов", согласно которому "в случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается. Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка".
(Алексеев В.А.)
("Закон", 2024, N 5)Согласно Положению об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование <15> (далее - Положение), границы участка недр обозначаются с помощью географических координат. Верхняя и нижняя границы участка недр устанавливаются в метрах, исчисляемых от земной поверхности, абсолютными отметками или привязываются к определенному геологическому объекту (п. 4). Таким образом, при выдаче лицензии границы участка недр устанавливаются путем контура, соединяющего географические точки на поверхности земли, и проведения вертикальных плоскостей по линиям этих границ. Конкретизация участка недр, предоставленного в пользование, производится путем указания "верхней и нижней границы в контуре полезного ископаемого". А это значит, что при выдаче лицензии, но до оформления горноотводного акта участок недр будет сформирован как объемная фигура, имеющая основание в виде плоскости, образованной контуром, соединяющим географические точки на земельном участке, и высотой, представляющей собой расстояние от нижней до верхней границы участка недр. При этом следует признать, что границами участка недр являются границы, описанные в лицензии, а не в горном отводе. На это обстоятельство указывает Письмо Роснедр от 2 декабря 2014 года N ЕШ-01-29/13650 "О границах горных отводов", согласно которому "в случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается. Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка".
Вопрос: Как отражаются в бухгалтерском учете расходы на получение лицензии на пользование недрами, в том числе с целью добычи полезных ископаемых?
(Консультация эксперта, 2025)Внесение изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется по основаниям, предусмотренным Законом N 2395-1, в частности, таким как возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых право пользования недрами было предоставлено; изменение границ участка недр, предоставленного в пользование. Такие изменения в лицензию, по сути, предоставляют новые условия пользования недрами (ч. 5 ст. 12.1 Закона N 2395-1, п. 8 Порядка внесения изменений в лицензии на пользование недрами, утв. Приказом Минприроды России N 752 и Роснедр N 11 от 14.10.2021 (далее - Порядок N 752/11)).
(Консультация эксперта, 2025)Внесение изменений в лицензию на пользование недрами осуществляется по основаниям, предусмотренным Законом N 2395-1, в частности, таким как возникновение обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых право пользования недрами было предоставлено; изменение границ участка недр, предоставленного в пользование. Такие изменения в лицензию, по сути, предоставляют новые условия пользования недрами (ч. 5 ст. 12.1 Закона N 2395-1, п. 8 Порядка внесения изменений в лицензии на пользование недрами, утв. Приказом Минприроды России N 752 и Роснедр N 11 от 14.10.2021 (далее - Порядок N 752/11)).
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2024 года"Оспоренные законоположения признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде таким лицом в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением плодородного слоя почвы на этом участке с указанной целью на основании полученной им лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2024 N 56-П
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский"1. Признать пункты 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пункты 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением им плодородного слоя почвы на этом участке с целью подготовки к добыче полезных ископаемых на основании полученной им лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
"По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктов 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Карьер Приморский"1. Признать пункты 1 и 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации и пункты 1 и 3 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением им плодородного слоя почвы на этом участке с целью подготовки к добыче полезных ископаемых на основании полученной им лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
Статья: Проблема нормативного закрепления права собственности на отходы недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Вместе с тем в том случае, если отходы недропользования были расположены за пределами горного отвода, предоставленного в пользование, хозяйствующий субъект должен будет присоединить места размещения указанных объектов к предоставленному в пользование участку, осуществив тем самым изменение его границ, и внести соответствующие изменения в лицензию, так как право собственности на данные отходы сохраняется за государством.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 10)Вместе с тем в том случае, если отходы недропользования были расположены за пределами горного отвода, предоставленного в пользование, хозяйствующий субъект должен будет присоединить места размещения указанных объектов к предоставленному в пользование участку, осуществив тем самым изменение его границ, и внести соответствующие изменения в лицензию, так как право собственности на данные отходы сохраняется за государством.
Вопрос: Каков порядок исчисления и уплаты разовых платежей за пользование недрами?
(Консультация эксперта, 2025)при внесении изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 5 ст. 12.1 Закона N 2395-1, если полезные ископаемые за границами участка недр поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых по результатам работ, проведенных за счет собственных (привлеченных) средств пользователя недр;
(Консультация эксперта, 2025)при внесении изменений в лицензию на пользование недрами по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 5 ст. 12.1 Закона N 2395-1, если полезные ископаемые за границами участка недр поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых по результатам работ, проведенных за счет собственных (привлеченных) средств пользователя недр;
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Признаны не противоречащими Конституции России п. 1 и 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 и 3 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они предполагают, что при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением им плодородного слоя почвы на этом участке с целью подготовки к добыче полезных ископаемых на основании полученной им лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Признаны не противоречащими Конституции России п. 1 и 3 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 1 и 3 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды", поскольку по своему конституционно-правовому смыслу они предполагают, что при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением им плодородного слоя почвы на этом участке с целью подготовки к добыче полезных ископаемых на основании полученной им лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
Статья: Судейский активизм и судебная сдержанность в теории эволютивного подхода к праву
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)Ожидания общества от правосудия заключаются в первую очередь в беспристрастности, последовательности, предсказуемости, справедливости, рациональности и легитимности. Но это только часть разумных ожиданий, поскольку они носят очевидный для правосудия характер. Общество вправе искать ответы в контексте вызовов эпохи, не задумываясь, является ли это плодом активизма или суду следовало проявить сдержанность. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 6 декабря 2024 г. N 56-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ и п. 1 и 3 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в качестве аргумента сослался на свое Постановление от 2 июня 2015 г. N 12-П, согласно которому основная задача России как гаранта экологического благополучия и как социального государства, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), - достижение баланса частных и публичных интересов в экологической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частно-, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств. Конституционный Суд посчитал, что положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об охране окружающей среды" не противоречат Конституции РФ, поскольку при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем земельного участка согласно хозяйственному назначению в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением им плодородного слоя почвы на этом участке с целью подготовки к добыче полезных ископаемых на основании полученной лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
(Гаджиев Х.И.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2025, N 3)Ожидания общества от правосудия заключаются в первую очередь в беспристрастности, последовательности, предсказуемости, справедливости, рациональности и легитимности. Но это только часть разумных ожиданий, поскольку они носят очевидный для правосудия характер. Общество вправе искать ответы в контексте вызовов эпохи, не задумываясь, является ли это плодом активизма или суду следовало проявить сдержанность. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 6 декабря 2024 г. N 56-П по делу о проверке конституционности п. 1 и 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ и п. 1 и 3 ст. 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в качестве аргумента сослался на свое Постановление от 2 июня 2015 г. N 12-П, согласно которому основная задача России как гаранта экологического благополучия и как социального государства, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ), - достижение баланса частных и публичных интересов в экологической сфере и в сфере обеспечения экологической безопасности путем установления правового регулирования, ориентированного на стимулирование щадящих по отношению к окружающей среде методов хозяйствования в целях экосовместимого экономического развития, что предполагает использование как частно-, так и публично-правовых методов регулирования, включающих широкий набор правовых средств. Конституционный Суд посчитал, что положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона "Об охране окружающей среды" не противоречат Конституции РФ, поскольку при решении вопроса о возмещении вреда окружающей среде правообладателем земельного участка согласно хозяйственному назначению в связи с самовольным - до перевода этого участка в иную категорию земель - снятием и перемещением им плодородного слоя почвы на этом участке с целью подготовки к добыче полезных ископаемых на основании полученной лицензии на пользование недрами в границах этого участка объем причиненного экологического вреда и способ его возмещения подлежат определению с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом состоявшегося на момент принятия решения суда изменения категории земель на этом участке, обусловленного указанной лицензией.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в порядке, определенном Правительством при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, а также при внесении изменений в лицензию в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в порядке, определенном Правительством при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, а также при внесении изменений в лицензию в части установления возможности добычи попутных полезных ископаемых.