Изменение генерального плана поселения
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение генерального плана поселения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую" ЗК РФ"Системный анализ положений части 3 статьи 6 ЛК Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ, части 1 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 84 ЗК Российской Федерации 2001 года и части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" позволяет сделать вывод о том, что нормы, в силу которых утверждение или изменение генерального плана городского поселения, отображающего границы населенного пункта, является установлением или изменением границ населенных пунктов, а включение земельных участков в границы населенных пунктов автоматически является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов, применяются с 1 января 2007 года."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 24 "Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Из совокупного толкования условий статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и установленного органом местного самоуправления Порядка направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке Проекта судами сделан вывод о том, что общество "СтройАльфа", минуя заявительный характер и стадию опубликования решения главы администрации сельского поселения Зубовский сельсовет о подготовке проекта "Внесение изменений в генеральный план сельского поселения Зубовский сельсовет" применительно к территории обособленного земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:11193, обратилось с заявлением о включении в подготовку проекта внесения изменений в генеральный план сельского поселения в рамках публикации информации в газете о предстоящем рассмотрении вопроса о внесении изменений в генеральный план сельского поселения Зубовский сельсовет в части земельного участка с кадастровым номером 02:47:000000:991.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок утверждения генерального плана поселения, муниципального округа и городского округа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изменение генерального плана поселения,
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Изменение генерального плана поселения,
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.1.5. Внесение изменений в Генеральный план поселения
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1.1.5. Внесение изменений в Генеральный план поселения
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- случаи подготовки проектов генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов, проектов, предусматривающих внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов, без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)- случаи подготовки проектов генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов, проектов, предусматривающих внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов, без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний;
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)26. В случае, если в целях комплексного развития территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, по решению главы местной администрации поселения, главы местной администрации муниципального округа, главы местной администрации городского округа допускается одновременное проведение публичных слушаний и (или) общественных обсуждений по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, и по проекту документации по планировке территории, подлежащей комплексному развитию.
(ред. от 31.07.2025)26. В случае, если в целях комплексного развития территории требуется внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, по решению главы местной администрации поселения, главы местной администрации муниципального округа, главы местной администрации городского округа допускается одновременное проведение публичных слушаний и (или) общественных обсуждений по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, и по проекту документации по планировке территории, подлежащей комплексному развитию.
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Кроме того, перераспределение полномочий повлекло за собой и массовую практику изменения базовых ставок арендной платы в отношении земельных участков неразграниченной государственной собственности, внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов. Отдельные из этих дел удалось отстоять в судах общей юрисдикции (Определение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2023 г. N 306-ЭС22-28942 по делу N А72-7365/2021, Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 1 февраля 2023 г. по делу N 33-91/2023, Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 13 декабря 2022 г. N 33-3731/2022 по делу N 2-12/2022, Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 9 декабря 2022 г. N 33-3769/2022, решение Архангельского облсуда от 1 июня 2022 г. N 3а-185/2022, решение Архангельского облсуда N 3а-8/2022 от 17 января 2022 г.).
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Кроме того, перераспределение полномочий повлекло за собой и массовую практику изменения базовых ставок арендной платы в отношении земельных участков неразграниченной государственной собственности, внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов. Отдельные из этих дел удалось отстоять в судах общей юрисдикции (Определение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2023 г. N 306-ЭС22-28942 по делу N А72-7365/2021, Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 1 февраля 2023 г. по делу N 33-91/2023, Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 13 декабря 2022 г. N 33-3731/2022 по делу N 2-12/2022, Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 9 декабря 2022 г. N 33-3769/2022, решение Архангельского облсуда от 1 июня 2022 г. N 3а-185/2022, решение Архангельского облсуда N 3а-8/2022 от 17 января 2022 г.).
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Гораздо сложнее складывается ситуация, когда нормы законодательства делают невозможным перевод, а значит, и оформление прав на земельный участок. Весьма наглядно демонстрирует подобную ситуацию постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа <28>. Причиной обращения в суд послужило то, что обществу было отказано в переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленного назначения в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденному генеральному плану поселения. Соответствующие изменения в генеральный план поселения внесены не были. Обществу было отказано в предоставлении земельного участка, общество не смогло приступить к добыче полезных ископаемых и обратилось в суд с иском о возмещении убытков. Однако суд отказал в иске, поскольку в поведении ответчика (администрации) отсутствовала противоправность. И действительно, согласно п. 3 ст. 4 Закона о переводе земель <29> основанием отказа в переводе является несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Гораздо сложнее складывается ситуация, когда нормы законодательства делают невозможным перевод, а значит, и оформление прав на земельный участок. Весьма наглядно демонстрирует подобную ситуацию постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа <28>. Причиной обращения в суд послужило то, что обществу было отказано в переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленного назначения в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденному генеральному плану поселения. Соответствующие изменения в генеральный план поселения внесены не были. Обществу было отказано в предоставлении земельного участка, общество не смогло приступить к добыче полезных ископаемых и обратилось в суд с иском о возмещении убытков. Однако суд отказал в иске, поскольку в поведении ответчика (администрации) отсутствовала противоправность. И действительно, согласно п. 3 ст. 4 Закона о переводе земель <29> основанием отказа в переводе является несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Специфическим видом земельного участка выступает искусственный земельный участок, который представляет собой сооружение, признаваемое с момента его ввода в эксплуатацию земельным участком, после чего данный участок приобретает статус, равный статусу участка - природного объекта, и на него распространяются положения земельного законодательства об использовании и охране земель; при этом искусственный земельный участок не утрачивает статус объекта капитального строительства. По общему правилу "обычный" земельный участок располагается в составе определенной категории земель и режим участка носит производный характер от целевого назначения земель соответствующей категории и норм о зонировании. Однако искусственный земельный участок - это вновь созданный объект, что обусловливает необходимость распространения на него публичных правил об условиях использования объектов земельных отношений, поэтому данный участок претерпевает первичные способы установления правового режима, такие как категоризация и зонирование, после чего может выступать источником образования других участков. Разрешение на ввод в эксплуатацию искусственного земельного участка является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования данного участка. При отнесении искусственного земельного участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Специфическим видом земельного участка выступает искусственный земельный участок, который представляет собой сооружение, признаваемое с момента его ввода в эксплуатацию земельным участком, после чего данный участок приобретает статус, равный статусу участка - природного объекта, и на него распространяются положения земельного законодательства об использовании и охране земель; при этом искусственный земельный участок не утрачивает статус объекта капитального строительства. По общему правилу "обычный" земельный участок располагается в составе определенной категории земель и режим участка носит производный характер от целевого назначения земель соответствующей категории и норм о зонировании. Однако искусственный земельный участок - это вновь созданный объект, что обусловливает необходимость распространения на него публичных правил об условиях использования объектов земельных отношений, поэтому данный участок претерпевает первичные способы установления правового режима, такие как категоризация и зонирование, после чего может выступать источником образования других участков. Разрешение на ввод в эксплуатацию искусственного земельного участка является также решением о переводе земель водного фонда в земли иных категорий и об установлении и (или) изменении видов разрешенного использования данного участка. При отнесении искусственного земельного участка к землям населенных пунктов разрешение на ввод в эксплуатацию служит основанием для внесения изменений в генеральные планы поселений, городских округов, субъектов РФ и схемы территориального планирования муниципальных районов в части изменения границ населенных пунктов.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)26. В ч. 26 комментируемой статьи говорится о последствиях внесения изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, если это необходимо в целях комплексного развития территории. В таких случаях по решению главы местной администрации поселения, главы местной администрации муниципального округа, главы местной администрации городского округа допускается одновременное проведение публичных слушаний и (или) общественных обсуждений по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, и по проекту документации по планировке территории, подлежащей комплексному развитию.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)26. В ч. 26 комментируемой статьи говорится о последствиях внесения изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, если это необходимо в целях комплексного развития территории. В таких случаях по решению главы местной администрации поселения, главы местной администрации муниципального округа, главы местной администрации городского округа допускается одновременное проведение публичных слушаний и (или) общественных обсуждений по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа, и по проекту документации по планировке территории, подлежащей комплексному развитию.
Статья: Правовые меры обеспечения права на благоприятные условия жизнедеятельности при комплексном развитии территорий
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Также следует отметить и наметившуюся тенденцию к снижению требований к порядку утверждения градостроительной документации в части проведения публичных слушаний. В случае подготовки изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа в связи с принятием решения о КРТ общественные обсуждения или публичные слушания могут проводиться в границах территории, в отношении которой принято решение о КРТ, а не в каждом населенном пункте соответствующего муниципального образования.
(Потапова Л.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Также следует отметить и наметившуюся тенденцию к снижению требований к порядку утверждения градостроительной документации в части проведения публичных слушаний. В случае подготовки изменений в генеральный план поселения, генеральный план муниципального округа, генеральный план городского округа в связи с принятием решения о КРТ общественные обсуждения или публичные слушания могут проводиться в границах территории, в отношении которой принято решение о КРТ, а не в каждом населенном пункте соответствующего муниципального образования.
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие решения о внесении изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 24 ГрК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принятие решения о внесении изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы муниципальных округов, генеральные планы городских округов отнесено к компетенции органов местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 24 ГрК РФ).
Статья: Совершенствование правовых механизмов комплексного развития территорий
(Галь М.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Впервые законодательством о градостроительной деятельности предусмотрена возможность заключения договора о КРТ по инициативе правообладателей земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества (далее - правообладатели), реализация которого потребует внесения соответствующих изменений в генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа и (или) правила землепользования и застройки территорий (далее - генеральный план и ПЗЗ соответственно) после заключения такого договора. Рассматривая новый порядок заключения договора о КРТ по инициативе правообладателей, нельзя не отметить и то, что из числа таких правообладателей, которые вправе инициировать заключение такого договора, исключены правообладатели линейных объектов, что исключает необходимость заключения между указанными лицами соответствующего соглашения <1>.
(Галь М.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Впервые законодательством о градостроительной деятельности предусмотрена возможность заключения договора о КРТ по инициативе правообладателей земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества (далее - правообладатели), реализация которого потребует внесения соответствующих изменений в генеральный план поселения, муниципального округа, городского округа и (или) правила землепользования и застройки территорий (далее - генеральный план и ПЗЗ соответственно) после заключения такого договора. Рассматривая новый порядок заключения договора о КРТ по инициативе правообладателей, нельзя не отметить и то, что из числа таких правообладателей, которые вправе инициировать заключение такого договора, исключены правообладатели линейных объектов, что исключает необходимость заключения между указанными лицами соответствующего соглашения <1>.
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Рассматривая это дело, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что изменение правового режима земельного участка, а именно категории и вида разрешенного использования, не предусматривающее дальнейшее использование участка в целях сельскохозяйственного производства, действительно является препятствием для заключения нового договора аренды земельного участка в названных целях. Вместе с тем "само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования" <3>.
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Рассматривая это дело, Верховный Суд Российской Федерации подтвердил, что изменение правового режима земельного участка, а именно категории и вида разрешенного использования, не предусматривающее дальнейшее использование участка в целях сельскохозяйственного производства, действительно является препятствием для заключения нового договора аренды земельного участка в названных целях. Вместе с тем "само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования" <3>.