Изменение функциональной зоны
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение функциональной зоны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 28 "Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов муниципальных округов, генеральных планов городских округов" Градостроительного кодекса РФ"Поскольку первоначально размещенный проект оспариваемого нормативного правового акта не предполагал изменения функциональной зоны, а из содержания предложений департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, поступивших в период проведения общественных обсуждений (пункт 62), ввиду отсутствия каких-либо описаний, также не следовала их относимость к земельному участку административного истца, у последнего отсутствовали какие-либо основания сомневаться в установлении функциональной зоны, согласно размещенного проекта, и, соответственно, необходимости выражения своего мнения относительно вносимых изменений. При этом отсылки в протоколе и заключении к другим документам, без конкретизации их содержания, не позволяют обеспечить открытость обсуждения планируемых изменений.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 24 "Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана муниципального округа, генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Таким образом, изменение функциональной зоны положениям статей 23 и 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации не противоречит, поскольку Генеральный план в оспариваемой части не содержит положений, ограничивающих права административных истцов, как правообладателей спорных земельных участков."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дачи могут прекратить свое существование! СНТ объединяют с поселками
(Старцева Р., Тарасенко И.М.)
("Жилищное право", 2025, N 3)В случае если речь идет о включении СНТ, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в состав населенного пункта без изменения функциональной зоны, правообладатели данных участков выиграют ровно ничего. Разве что изменится выписка из ЕГРН, вырастет кадастровая стоимость земельных участков, а следовательно, увеличатся налоги.
(Старцева Р., Тарасенко И.М.)
("Жилищное право", 2025, N 3)В случае если речь идет о включении СНТ, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в состав населенного пункта без изменения функциональной зоны, правообладатели данных участков выиграют ровно ничего. Разве что изменится выписка из ЕГРН, вырастет кадастровая стоимость земельных участков, а следовательно, увеличатся налоги.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Действующее законодательство также не регламентирует и то, каким именно образом должно обосновываться установление или изменение функциональных зон.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Действующее законодательство также не регламентирует и то, каким именно образом должно обосновываться установление или изменение функциональных зон.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)29 декабря 2004 года N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)29 декабря 2004 года N 190-ФЗ
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"18.3) разрабатывает и направляет в органы местного самоуправления предложения о внесении изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений, муниципальных округов, городских округов в части установления и изменения границ населенных пунктов и границ функциональных и (или) территориальных зон, установления и изменения градостроительных регламентов;
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"18.3) разрабатывает и направляет в органы местного самоуправления предложения о внесении изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений, муниципальных округов, городских округов в части установления и изменения границ населенных пунктов и границ функциональных и (или) территориальных зон, установления и изменения градостроительных регламентов;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12. Частью 12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Что, как правильно было отмечено, практически лишает установление функциональных зон какого-либо юридического значения <4>.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)12. Частью 12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Что, как правильно было отмечено, практически лишает установление функциональных зон какого-либо юридического значения <4>.
Статья: Генеральный план и правила землепользования и застройки: соотношение и пределы внесения изменений
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Так, Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2019 г. N 53-АПА19-23 решение Красноярского краевого суда от 20 февраля 2019 г. признано не действующим с момента вступления решения Суда в законную силу. Решение Красноярского городского Совета депутатов от 21 ноября 2016 г. N В-190 в части изменения функциональной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (1 - 3 этажа) на зону озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа), и решение Красноярского городского Совета депутатов от 8 июня 2017 г. N 18-223 в части изменения территориальной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) на зону городской рекреации (Р-3), и решение от 24 апреля 2018 г. N В-276 в части территориальной зоны городской рекреации (Р-3) оставлены без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
(Бражникова О.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 8)Так, Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июля 2019 г. N 53-АПА19-23 решение Красноярского краевого суда от 20 февраля 2019 г. признано не действующим с момента вступления решения Суда в законную силу. Решение Красноярского городского Совета депутатов от 21 ноября 2016 г. N В-190 в части изменения функциональной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (1 - 3 этажа) на зону озелененных территорий общего пользования (парки, скверы, бульвары, зеленые насаждения лесопаркового типа), и решение Красноярского городского Совета депутатов от 8 июня 2017 г. N 18-223 в части изменения территориальной зоны с зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) на зону городской рекреации (Р-3), и решение от 24 апреля 2018 г. N В-276 в части территориальной зоны городской рекреации (Р-3) оставлены без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В контексте указанного особенное значение приобретает единый документ, представляющий собой содержательно документ территориального планирования в форме Генплана поселения, городского округа, с приложением к нему карт градостроительного зонирования, градостроительных регламентов, характерных для ПЗЗ. Нововведение призвано решить "проблему", возникающую в отдельных случаях противоречий между документами: к примеру, внесенными в Генплан изменениями в отношении участка предусмотрена функциональная "зона рекреационного назначения", в то время как ПЗЗ в отношении участка установлена "зона малоэтажной жилой застройки", ВРИ "для индивидуального жилищного строительства". Осуществлять строительство до отмены изменений в Генплан в части либо приведения ПЗЗ в соответствие с измененным Генпланом собственник не сможет. При одновременной проработке карт территориального планирования и градостроительного зонирования вероятность возникновения подобных противоречий представляется более низкой.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В контексте указанного особенное значение приобретает единый документ, представляющий собой содержательно документ территориального планирования в форме Генплана поселения, городского округа, с приложением к нему карт градостроительного зонирования, градостроительных регламентов, характерных для ПЗЗ. Нововведение призвано решить "проблему", возникающую в отдельных случаях противоречий между документами: к примеру, внесенными в Генплан изменениями в отношении участка предусмотрена функциональная "зона рекреационного назначения", в то время как ПЗЗ в отношении участка установлена "зона малоэтажной жилой застройки", ВРИ "для индивидуального жилищного строительства". Осуществлять строительство до отмены изменений в Генплан в части либо приведения ПЗЗ в соответствие с измененным Генпланом собственник не сможет. При одновременной проработке карт территориального планирования и градостроительного зонирования вероятность возникновения подобных противоречий представляется более низкой.
Статья: Отмена решений об утверждении генеральных планов и документов градостроительного зонирования муниципальных образований: правовые основы и практика правоприменения
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)В некоторых спорах невластный субъект, оспаривая правила землепользования и застройки муниципального образования, ссылается на наличие у него законных ожиданий <17>. В единичных делах суды руководствуются принципом защиты доверия при разрешении спора. Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <18>.
(Кустов С.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)В некоторых спорах невластный субъект, оспаривая правила землепользования и застройки муниципального образования, ссылается на наличие у него законных ожиданий <17>. В единичных делах суды руководствуются принципом защиты доверия при разрешении спора. Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <18>.
Статья: О возможности изменения градостроительной документации на основании соглашений между публично-правовыми образованиями и частными лицами. Перспективы условного и контрактного зонирования в российском праве
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)Согласно приложению N 1 к протоколу заседания Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга от 17.09.2018 N 51 было принято решение согласиться с предложением интересанта (промышленного предприятия) об изменении функциональной зоны <5> под условием предоставления с его стороны гарантийного обязательства по сохранению им деятельности с перебазированием на новую производственную площадку <6>. В ином случае было решено изменить функциональное назначение территории лишь при условии заключения интересантом соглашения с городом о безвозмездной передаче в городскую собственность 20% территории в целях развития креативного общественного пространства <7>. Таким образом, изменение функционального зонирования территории было поставлено в зависимость от совершения действий частными лицами.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2021, N 8)Согласно приложению N 1 к протоколу заседания Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга от 17.09.2018 N 51 было принято решение согласиться с предложением интересанта (промышленного предприятия) об изменении функциональной зоны <5> под условием предоставления с его стороны гарантийного обязательства по сохранению им деятельности с перебазированием на новую производственную площадку <6>. В ином случае было решено изменить функциональное назначение территории лишь при условии заключения интересантом соглашения с городом о безвозмездной передаче в городскую собственность 20% территории в целях развития креативного общественного пространства <7>. Таким образом, изменение функционального зонирования территории было поставлено в зависимость от совершения действий частными лицами.
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Существование взвешенной доктрины регуляторных изъятий, как, например, в Германии (§ 40 - 42 Строительного кодекса Германии), в этой сфере могло бы способствовать возможности изменения функциональной зоны с выплатой компенсации собственникам, которые не смогут завершить строительство или понесут иные убытки.
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Существование взвешенной доктрины регуляторных изъятий, как, например, в Германии (§ 40 - 42 Строительного кодекса Германии), в этой сфере могло бы способствовать возможности изменения функциональной зоны с выплатой компенсации собственникам, которые не смогут завершить строительство или понесут иные убытки.
Статья: Дискреционные административные акты территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <30>.
(Кустов С.С.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Например, в феврале 2021 г. в генеральный план г. Перми были внесены изменения, предусматривающие изменение функциональной зоны. Пермский краевой суд признал недействующим решение о внесении изменений в генеральный план, сославшись на принцип поддержания доверия граждан и юридических лиц к действиям государства. Суд отметил, что действия по установлению рекреационной функциональной зоны в условиях отсутствия реальных планов публичной власти являются явным злоупотреблением. Изменение функционального зонирования было направлено на обход исполнения состоявшихся по делу судебных актов, которыми правила землепользования и застройки города в части установления территориальной зоны Р-2 на части земельных участков были признаны противоречащими ранее действующему генеральному плану г. Перми. По мнению суда, административные истцы могли рассчитывать на правовые последствия, которых они достигали длительное время, вне зависимости от внезапного изменения мнения или политики органа. В итоге, по мнению Пермского краевого суда, изменения в генеральный план города препятствуют поступательному и устойчивому развитию территории в силу того, что принятые органом местного самоуправления решения носят взаимоисключающий характер <30>.