Изменение цены контракта в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Изменение цены контракта в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 112 "Заключительные положения" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Как отмечается в определениях Верховного суда Российской Федерации от 14.10.2020 N 307-ЭС20-15134, 309-ЭС20-15137 изменение цены контракта в части применения пункта 54 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 возможно лишь по соглашению сторон."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка лизинга по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Лизингополучатель (заказчик - бюджетное учреждение) не обязан заключать дополнительное соглашение на увеличение цены контракта в связи с изменением налоговой ставки НДС с 18% до 20%
(КонсультантПлюс, 2025)Лизингополучатель (заказчик - бюджетное учреждение) не обязан заключать дополнительное соглашение на увеличение цены контракта в связи с изменением налоговой ставки НДС с 18% до 20%
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Анализ судебной практики применения норм об освобождении от уплаты неустоек, начисленных за неисполнение государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Пунктами 2, 4, 5 означенных Правил предусмотрены условия, при соблюдении которых применяется списание неустойки: полное исполнение обязательств по контракту, невнесение в 2020 г. изменений в срок исполнения контракта, цену контракта, цену единицы товара (работы, услуги) или их количество, а также проведение сверки расчетов заказчика с исполнителем относительно сумм неустоек.
(Курц Н.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 1)Пунктами 2, 4, 5 означенных Правил предусмотрены условия, при соблюдении которых применяется списание неустойки: полное исполнение обязательств по контракту, невнесение в 2020 г. изменений в срок исполнения контракта, цену контракта, цену единицы товара (работы, услуги) или их количество, а также проведение сверки расчетов заказчика с исполнителем относительно сумм неустоек.
Статья: Останется ли цена ключевым фактором формирования конкурентных стратегий в период цифровизации?
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Для примера рассмотрим применение такого ценового индикатора, как индекс-дефлятор. Индексы-дефляторы Минэкономразвития РФ используются после определения начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) для пересчета цены по Закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если закупка осуществлена на средства федерального бюджета. В частности, на основе индексов-дефляторов Минэкономразвития происходит изменение цены госконтракта по объектам капитального строительства, согласно Приказу Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175-пр.
(Варламова А.Н.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Для примера рассмотрим применение такого ценового индикатора, как индекс-дефлятор. Индексы-дефляторы Минэкономразвития РФ используются после определения начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) для пересчета цены по Закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если закупка осуществлена на средства федерального бюджета. В частности, на основе индексов-дефляторов Минэкономразвития происходит изменение цены госконтракта по объектам капитального строительства, согласно Приказу Минстроя России от 30 марта 2020 г. N 175-пр.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Соответствующие изменения внесены в Методику расчета суммы увеличения цен государственных контрактов, действующих в 2020 - 2021 годах, в связи с ростом включаемых в себестоимость продукции затрат на металлы, превышающим установленные индексы цен (индексы-дефляторы), и пересмотра цен таких государственных контрактов.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Соответствующие изменения внесены в Методику расчета суммы увеличения цен государственных контрактов, действующих в 2020 - 2021 годах, в связи с ростом включаемых в себестоимость продукции затрат на металлы, превышающим установленные индексы цен (индексы-дефляторы), и пересмотра цен таких государственных контрактов.
Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"65. В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"65. В 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона при определении поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом:
Статья: Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019)
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В сфере государственных закупок в 2020 г. допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, если при ее исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли форс-мажорные обстоятельства. Также до 31 декабря 2020 г. государственные заказчики не вправе требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечения исполнения контракта, а Правительство РФ вправе использовать основания для закупки у единственного поставщика, не указанные в федеральном законе.
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)В сфере государственных закупок в 2020 г. допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, если при ее исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции возникли форс-мажорные обстоятельства. Также до 31 декабря 2020 г. государственные заказчики не вправе требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечения исполнения контракта, а Правительство РФ вправе использовать основания для закупки у единственного поставщика, не указанные в федеральном законе.
Готовое решение: Как внести изменения в государственный и муниципальный контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Возможно ли изменить объем и (или) виды работ в контракте по Закону N 44-ФЗ, если сумма контракта не изменится
(КонсультантПлюс, 2025)Возможно ли изменить объем и (или) виды работ в контракте по Закону N 44-ФЗ, если сумма контракта не изменится
Статья: Нормативное правовое регулирование государственной закупочной сферы в период пандемии COVID-19
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 630 были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" <5>, предусматривающие возможность внесения изменений в заключенные в 2020 г. контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50% цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
(Габбасова В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 630 были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" <5>, предусматривающие возможность внесения изменений в заключенные в 2020 г. контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50% цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Соответствующие случаи установлены как общими положениями Кодекса об обязательствах (см. ст. ст. 310, 450, 451 ГК РФ), так и специальными нормами, посвященными государственным (муниципальным) контрактам. Прежде всего, следует отметить положение ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, согласно которому в качестве основания изменения контракта предусматриваются обстоятельства, возникшие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV. В силу названной нормы в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы работы, и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения <67>.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Соответствующие случаи установлены как общими положениями Кодекса об обязательствах (см. ст. ст. 310, 450, 451 ГК РФ), так и специальными нормами, посвященными государственным (муниципальным) контрактам. Прежде всего, следует отметить положение ч. 65 ст. 112 Закона о контрактной системе, согласно которому в качестве основания изменения контракта предусматриваются обстоятельства, возникшие в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV. В силу названной нормы в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы работы, и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения <67>.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Четвертый фактор - охватившая мир в 2020 г. пандемия. Она не могла не отразиться на исполнении заключенных контрактов (в ряде случаев оно стало затруднительно, а порой и невозможно) и на условиях новых контрактов. В ст. 112 Закона о контрактной системе включена ч. 65: в 2020 г. по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) размера аванса, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такие изменения должны быть согласованы с органами власти соответствующего публично-правового образования и сопровождаться предоставлением дополнительного обеспечения, если изменение контракта влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта. Не исключено также применение общих правил ГК РФ, в частности об изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств <13>.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)Четвертый фактор - охватившая мир в 2020 г. пандемия. Она не могла не отразиться на исполнении заключенных контрактов (в ряде случаев оно стало затруднительно, а порой и невозможно) и на условиях новых контрактов. В ст. 112 Закона о контрактной системе включена ч. 65: в 2020 г. по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) размера аванса, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такие изменения должны быть согласованы с органами власти соответствующего публично-правового образования и сопровождаться предоставлением дополнительного обеспечения, если изменение контракта влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта. Не исключено также применение общих правил ГК РФ, в частности об изменении договора в связи с существенным изменением обстоятельств <13>.
Последние изменения: Изменение цены контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)В 2020 г. можно изменить цену контракта из-за распространения коронавирусной инфекции.
(КонсультантПлюс, 2025)В 2020 г. можно изменить цену контракта из-за распространения коронавирусной инфекции.
Готовое решение: Как изменить цену государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)В рамках указанного размера можно увеличить количество товара, объем работ, услуг, предусмотренное по определенным позициям локального сметного расчета. Проверьте, чтобы пропорционально количеству дополнительного товара, объема работ или услуг изменилась и общая стоимость сметного расчета, но не более чем на 10% (Письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-03-08/21456, от 11.12.2019 N 24-03-07/96489).
(КонсультантПлюс, 2025)В рамках указанного размера можно увеличить количество товара, объем работ, услуг, предусмотренное по определенным позициям локального сметного расчета. Проверьте, чтобы пропорционально количеству дополнительного товара, объема работ или услуг изменилась и общая стоимость сметного расчета, но не более чем на 10% (Письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-03-08/21456, от 11.12.2019 N 24-03-07/96489).
Вопрос: Если по госконтракту цена определена в твердой сумме с учетом НДС, то вправе ли ООО (УСН), признанное победителем аукциона, не выставлять и не уплачивать в бюджет НДС, при этом не уменьшая цену контракта?
(Консультация эксперта, 2023)Применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене; действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения твердой цены контракта на сумму НДС, в случае если победитель аукциона применяет УСН (Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2022 N 303-ЭС21-29102 по делу N А51-6431/2020, Письмо Минфина России от 21.04.2020 N 24-01-08/31861).
(Консультация эксперта, 2023)Применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене; действующим законодательством не предусмотрена возможность изменения твердой цены контракта на сумму НДС, в случае если победитель аукциона применяет УСН (Определение Верховного Суда РФ от 22.02.2022 N 303-ЭС21-29102 по делу N А51-6431/2020, Письмо Минфина России от 21.04.2020 N 24-01-08/31861).
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Пунктами 2, 4, 5 означенных Правил предусмотрены условия, при соблюдении которых применяется списание неустойки: полное исполнение обязательств по контракту, невнесение в 2020 году изменений в условия о сроке исполнения контракта, цене контракта, цене единицы товара (работы, услуги) или их количестве, а также проведение сверки расчетов заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек.
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)Пунктами 2, 4, 5 означенных Правил предусмотрены условия, при соблюдении которых применяется списание неустойки: полное исполнение обязательств по контракту, невнесение в 2020 году изменений в условия о сроке исполнения контракта, цене контракта, цене единицы товара (работы, услуги) или их количестве, а также проведение сверки расчетов заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек.
Статья: Отчет о результатах контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, направленных на повышение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в 2021 - 2024 годах"
(Бойцова Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)В нарушение подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1315 и пункта 14.2 Методики N 841/пр учреждением расчет изменения цены государственного контракта от 23 ноября 2020 г. N 81-КР-К/20 по откорректированной смете осуществлен без соблюдения порядка расчета.
(Бойцова Е.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2025, N 10)В нарушение подпункта "а" пункта 2 Постановления N 1315 и пункта 14.2 Методики N 841/пр учреждением расчет изменения цены государственного контракта от 23 ноября 2020 г. N 81-КР-К/20 по откорректированной смете осуществлен без соблюдения порядка расчета.