Избрание мировых судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Избрание мировых судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"По смыслу данных положений во взаимосвязи со статьями 5 (части 2 и 3), 71 (пункты "г", "о"), 72 (пункт "л" части 1), 76 и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации в части формирования корпуса мировых судей имеют право на собственное законодательное регулирование, определяющее способ и порядок назначения (избрания) на должность мировых судей."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Мировые судьи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет (п. 2 ст. 7 Закона о мировых судьях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При повторном назначении (избрании) на должность мировой судья назначается (избирается) на соответствующую должность без ограничения срока полномочий. Предельный возраст пребывания в должности мирового судьи - 70 лет (п. 2 ст. 7 Закона о мировых судьях).
Статья: Мировая юстиция: состояние, проблемы, перспективы
(Малинский Ю.В.)
("Мировой судья", 2021, N 7)Формирование мировой юстиции в России завершилось в 1998 году, когда был принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" <1>. В данном документе в полном объеме раскрыты демократические принципы мировой юстиции, в частности описан процесс избрания мировых судей через региональные представительные органы или при помощи населения. Определение точной модели построения корпуса мировых судей относится к компетенции российских субъектов.
(Малинский Ю.В.)
("Мировой судья", 2021, N 7)Формирование мировой юстиции в России завершилось в 1998 году, когда был принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" <1>. В данном документе в полном объеме раскрыты демократические принципы мировой юстиции, в частности описан процесс избрания мировых судей через региональные представительные органы или при помощи населения. Определение точной модели построения корпуса мировых судей относится к компетенции российских субъектов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О мировых судьях в Российской Федерации"Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей
(ред. от 23.07.2025)
"О мировых судьях в Российской Федерации"Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей
Федеральный закон от 14.11.2002 N 137-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"Статья 5. До назначения (избрания) мировых судей в субъектах Российской Федерации дела, предусмотренные статьей 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются районными судами.
(ред. от 30.12.2021)
"О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"Статья 5. До назначения (избрания) мировых судей в субъектах Российской Федерации дела, предусмотренные статьей 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматриваются районными судами.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)К сожалению, субъекты РФ не использовали заложенный в диспозитивной норме ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" демократический потенциал в части избрания мирового судьи населением территории соответствующего судебного участка. Все мировые судьи в РФ в настоящее время назначаются на должности законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ, а не избираются населением.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)К сожалению, субъекты РФ не использовали заложенный в диспозитивной норме ст. 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" демократический потенциал в части избрания мирового судьи населением территории соответствующего судебного участка. Все мировые судьи в РФ в настоящее время назначаются на должности законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ, а не избираются населением.
Статья: Об итоговом этапе разработки законодательства о мировых судьях в Российской империи
(Илюхина В.А.)
("Мировой судья", 2021, N 8)<3> Приложение к ст. 17 "О порядке избрания в мировые судьи" // Материалы по судебной реформе в России 1864 г. Т. 49: Записка В.П. Буткова и Проект учреждения судебных мест (1863 г.) - Записка государственного секретаря В.П. Буткова и проекты с объяснительными записками Комиссии о преобразовании судебной части, внесенные в Государственный Совет 24 декабря 1863 года. Оп. 3. С. 1 - 7, 76 - 78; О мировых судьях (Проект отделения судоустройства) // Материалы по судебной реформе в России 1864 г. Т. 49 (доп.): Работы Отделения судоустройства и Общего собрания Комиссии (1863 г.). Оп. 4, 5; О мировых судьях // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 120. Оп. 1. Д. 118.
(Илюхина В.А.)
("Мировой судья", 2021, N 8)<3> Приложение к ст. 17 "О порядке избрания в мировые судьи" // Материалы по судебной реформе в России 1864 г. Т. 49: Записка В.П. Буткова и Проект учреждения судебных мест (1863 г.) - Записка государственного секретаря В.П. Буткова и проекты с объяснительными записками Комиссии о преобразовании судебной части, внесенные в Государственный Совет 24 декабря 1863 года. Оп. 3. С. 1 - 7, 76 - 78; О мировых судьях (Проект отделения судоустройства) // Материалы по судебной реформе в России 1864 г. Т. 49 (доп.): Работы Отделения судоустройства и Общего собрания Комиссии (1863 г.). Оп. 4, 5; О мировых судьях // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 120. Оп. 1. Д. 118.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)На постановление мирового судьи об избрании меры пресечения была подана апелляционная жалоба адвокатом Г., которая поставила вопрос об отмене постановления, ссылаясь на незаконность и необоснованность применения в отношении Ш. меры пресечения в виде заключения под стражу, поскольку Ш. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, относящегося к категории преступлений небольшой тяжести. Санкция данной статьи не предусматривает наказание в виде лишения свободы, в связи с чем изменение в отношении Ш. меры пресечения на заключение под стражу противоречит ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)На постановление мирового судьи об избрании меры пресечения была подана апелляционная жалоба адвокатом Г., которая поставила вопрос об отмене постановления, ссылаясь на незаконность и необоснованность применения в отношении Ш. меры пресечения в виде заключения под стражу, поскольку Ш. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, относящегося к категории преступлений небольшой тяжести. Санкция данной статьи не предусматривает наказание в виде лишения свободы, в связи с чем изменение в отношении Ш. меры пресечения на заключение под стражу противоречит ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
Статья: Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г. (к истории разработки кодекса)
(Илюхин А.В.)
("Мировой судья", 2021, N 11)На это извлечение Д.Н. Блудов смотрел как на опыт судебно-полицейского устава, как на проект, который должен подлежать тщательному, во всех подробностях, рассмотрению и соглашению с прочими статьями Уложения. Впоследствии состоялось Высочайшее повеление II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии составить проект устава о взысканиях за проступки, подведомственные мировым судьям; при исполнении этого поручения прежде всего представился вопрос: необходимо ли устав о взысканиях разделить, подобно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., на общую и особенную части. С первого взгляда, говорится в объяснительной записке к уставу, могло бы показаться, что для дел о проступках, входящих в этот проект, как по свойству их, так и по определенным за них взысканиям, вовсе не нужно руководство, помещенное в общей части Уложения о наказаниях; однако, желая устранить всякий повод к произволу и принимая в соображение единоличный состав суда, а также возможность избрания в мировые судьи лиц, не получивших основательного юридического образования, II отделение признало полезным, по примеру многих иностранных судебно-полицейских кодексов, предпослать и настоящему уставу общую часть, для руководства мировым судьям при решении дел; при этом не нашли, однако, нужным излагать в этой общей части все те подробные определения и разделения, какие находятся в соответствующих ей главах Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., потому что проступки, составляющие предмет настоящего проекта, при незначительности большей их части, не допускают применения к ним правил о покушении, участии, умысле, предумышлении и т.п., начертанных преимущественно для важных преступлений <18>. Вследствие этого решено было ограничиться одной вводной главой, в которой, не вдаваясь в слишком подробные определения, обозначить лишь самые основные правила по указанному предмету.
(Илюхин А.В.)
("Мировой судья", 2021, N 11)На это извлечение Д.Н. Блудов смотрел как на опыт судебно-полицейского устава, как на проект, который должен подлежать тщательному, во всех подробностях, рассмотрению и соглашению с прочими статьями Уложения. Впоследствии состоялось Высочайшее повеление II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии составить проект устава о взысканиях за проступки, подведомственные мировым судьям; при исполнении этого поручения прежде всего представился вопрос: необходимо ли устав о взысканиях разделить, подобно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., на общую и особенную части. С первого взгляда, говорится в объяснительной записке к уставу, могло бы показаться, что для дел о проступках, входящих в этот проект, как по свойству их, так и по определенным за них взысканиям, вовсе не нужно руководство, помещенное в общей части Уложения о наказаниях; однако, желая устранить всякий повод к произволу и принимая в соображение единоличный состав суда, а также возможность избрания в мировые судьи лиц, не получивших основательного юридического образования, II отделение признало полезным, по примеру многих иностранных судебно-полицейских кодексов, предпослать и настоящему уставу общую часть, для руководства мировым судьям при решении дел; при этом не нашли, однако, нужным излагать в этой общей части все те подробные определения и разделения, какие находятся в соответствующих ей главах Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., потому что проступки, составляющие предмет настоящего проекта, при незначительности большей их части, не допускают применения к ним правил о покушении, участии, умысле, предумышлении и т.п., начертанных преимущественно для важных преступлений <18>. Вследствие этого решено было ограничиться одной вводной главой, в которой, не вдаваясь в слишком подробные определения, обозначить лишь самые основные правила по указанному предмету.