Избирательная система России
Подборка наиболее важных документов по запросу Избирательная система России (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 3. Избирательная система, применяемая на выборах депутатов Государственной Думы
(ред. от 23.05.2025)
"О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"Статья 3. Избирательная система, применяемая на выборах депутатов Государственной Думы
Статья: Законодательные ограничения права на объединение в политические партии и их интерпретация в судебных решениях: сравнительно-правовой анализ
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)<37> См.: Вершинин А. Избирательные блоки: опыт применения и перспективы возвращения института в избирательную систему России // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. N 1 (134). С. 81 - 106, 87.
(Вершинин А.И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2021, N 2)<37> См.: Вершинин А. Избирательные блоки: опыт применения и перспективы возвращения института в избирательную систему России // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. N 1 (134). С. 81 - 106, 87.
Статья: Какие поправки к Конституции Российской Федерации действительно нужны
(Голещихин В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)В условиях формирования в начале 90-х гг. XX в. новой избирательной системы отказ авторов Конституции РФ 1993 г. от включения в нее соответствующей главы был правильным решением. К настоящему моменту избирательная система России приобрела вполне завершенный и устойчивый вид и теперь отпали объективные причины отсутствия соответствующих норм в Основном Законе. В такой новой главе следует закрепить основные принципы выборов и референдумов и раскрыть содержание этих принципов, предусмотреть основания и порядок назначения референдума Российской Федерации, вопросы, не подлежащие вынесению на референдум, а также регламентировать статус, порядок формирования и основные полномочия Центральной избирательной комиссии РФ. Если применительно к выборам Конституция РФ хотя бы перечисляет принципы выборов Президента РФ (формально не закрепляя их универсальный характер), то применительно к референдуму конституционное регулирование практически полностью отсутствует (за исключением фрагментарных вопросов назначения референдума), что подчеркивает потребность в вышеназванной главе.
(Голещихин В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)В условиях формирования в начале 90-х гг. XX в. новой избирательной системы отказ авторов Конституции РФ 1993 г. от включения в нее соответствующей главы был правильным решением. К настоящему моменту избирательная система России приобрела вполне завершенный и устойчивый вид и теперь отпали объективные причины отсутствия соответствующих норм в Основном Законе. В такой новой главе следует закрепить основные принципы выборов и референдумов и раскрыть содержание этих принципов, предусмотреть основания и порядок назначения референдума Российской Федерации, вопросы, не подлежащие вынесению на референдум, а также регламентировать статус, порядок формирования и основные полномочия Центральной избирательной комиссии РФ. Если применительно к выборам Конституция РФ хотя бы перечисляет принципы выборов Президента РФ (формально не закрепляя их универсальный характер), то применительно к референдуму конституционное регулирование практически полностью отсутствует (за исключением фрагментарных вопросов назначения референдума), что подчеркивает потребность в вышеназванной главе.
Статья: Об изменении статуса политических партий Российской Федерации в первом десятилетии XXI в.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Современная избирательная система России в действующем ее виде начала формироваться в первой половине 90-х годов XX в. Основой формирования новой избирательной системы стали президентские указы Бориса Николаевича Ельцина, целью которых было повсеместное реформирование системы выборов представительных и законодательных органов государственной власти в стране. Первые попытки были предприняты в 1992 г., в связи с внесением изменений в Закон РСФСР "О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов Российской Федерации", определивших порядок назначения, подготовки и проведения выборов народных депутатов местных Советов, народных депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов <1>. Указанные изменения были учтены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., интегрированы в федеральные законы, принятые впоследствии в развитие положений Конституции Российской Федерации, а также конкретизированы в нормативных актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В этот же период была закреплена норма формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по смешанной избирательной системе.
(Страхов И.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 8)Современная избирательная система России в действующем ее виде начала формироваться в первой половине 90-х годов XX в. Основой формирования новой избирательной системы стали президентские указы Бориса Николаевича Ельцина, целью которых было повсеместное реформирование системы выборов представительных и законодательных органов государственной власти в стране. Первые попытки были предприняты в 1992 г., в связи с внесением изменений в Закон РСФСР "О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов Российской Федерации", определивших порядок назначения, подготовки и проведения выборов народных депутатов местных Советов, народных депутатов районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов <1>. Указанные изменения были учтены при разработке и принятии Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., интегрированы в федеральные законы, принятые впоследствии в развитие положений Конституции Российской Федерации, а также конкретизированы в нормативных актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В этот же период была закреплена норма формирования Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по смешанной избирательной системе.
Статья: Особенности конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий на современном этапе развития российского избирательного права
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Стоит отметить, что вопросы конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий вписаны в концептуальную модель развития всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации. В этом контексте очевидно, что изменение тех или иных параметров системы избирательных комиссий, например уточнение процедуры их формирования, требований к их членам, да и в принципе существования или несуществования в системе комиссий той или иной комиссии становится параметром, определяющим особенности конституционно-правовой ответственности. Научная дискуссия возникала в контексте специфики конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий муниципальных образований до их расформирования.
(Фоменко А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Стоит отметить, что вопросы конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий вписаны в концептуальную модель развития всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации. В этом контексте очевидно, что изменение тех или иных параметров системы избирательных комиссий, например уточнение процедуры их формирования, требований к их членам, да и в принципе существования или несуществования в системе комиссий той или иной комиссии становится параметром, определяющим особенности конституционно-правовой ответственности. Научная дискуссия возникала в контексте специфики конституционно-правовой ответственности избирательных комиссий муниципальных образований до их расформирования.
Статья: Избирательные комиссии в механизме защиты политической конкуренции в Российской Федерации
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Этим определяется перспектива развития политической конкуренции через совершенствование избирательного законодательства, которое на сегодняшний день остается объектом постоянного реформирования со стороны государства. Так, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <3> (далее - Закон N 67-ФЗ), закрепляющий основы избирательной системы России, в период с 2002 по 2022 г. был дополнен принятием более чем 100 федеральных законов, вносящих изменения в порядок проведения выборов и референдумов всех уровней. Кроме этого, изменениям неоднократно подвергались вопросы правового статуса участников электорального процесса, включая избирателей, кандидатов, избирательные объединения, избирательные комиссии и их членов, наблюдателей и др. Неизбежность подобных реформ, как отмечает С.В. Володина, объясняется необходимостью соответствия политической системы меняющемуся обществу и новым реалиям <4>. Как видится, постоянный пересмотр избирательного законодательства не способствует формированию устойчивых правил игры, ограничивает стабильность избирательной системы, а также, как отмечает О.Н. Шалашова, негативным образом сказывается на институционализации выборов <5>. Следствием вышеизложенного является дезорганизация всей политической системы и снижение ее прозрачности. Это отражается и на избирательных комиссиях, осуществляющих подготовку и проведение выборов, а также обеспечивающих реализацию и защиту прав и интересов участников избирательных отношений (ч. 3 ст. 20 Закона N 67-ФЗ). Между тем, несмотря на закрепленные за избирательными комиссиями полномочия, приходится констатировать недостаточный уровень их вовлечения в противодействие недобросовестной конкуренции в политике, что приводит к ограничению роли избирательных комиссий в рамках политического рынка.
(Галстян Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)Этим определяется перспектива развития политической конкуренции через совершенствование избирательного законодательства, которое на сегодняшний день остается объектом постоянного реформирования со стороны государства. Так, Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <3> (далее - Закон N 67-ФЗ), закрепляющий основы избирательной системы России, в период с 2002 по 2022 г. был дополнен принятием более чем 100 федеральных законов, вносящих изменения в порядок проведения выборов и референдумов всех уровней. Кроме этого, изменениям неоднократно подвергались вопросы правового статуса участников электорального процесса, включая избирателей, кандидатов, избирательные объединения, избирательные комиссии и их членов, наблюдателей и др. Неизбежность подобных реформ, как отмечает С.В. Володина, объясняется необходимостью соответствия политической системы меняющемуся обществу и новым реалиям <4>. Как видится, постоянный пересмотр избирательного законодательства не способствует формированию устойчивых правил игры, ограничивает стабильность избирательной системы, а также, как отмечает О.Н. Шалашова, негативным образом сказывается на институционализации выборов <5>. Следствием вышеизложенного является дезорганизация всей политической системы и снижение ее прозрачности. Это отражается и на избирательных комиссиях, осуществляющих подготовку и проведение выборов, а также обеспечивающих реализацию и защиту прав и интересов участников избирательных отношений (ч. 3 ст. 20 Закона N 67-ФЗ). Между тем, несмотря на закрепленные за избирательными комиссиями полномочия, приходится констатировать недостаточный уровень их вовлечения в противодействие недобросовестной конкуренции в политике, что приводит к ограничению роли избирательных комиссий в рамках политического рынка.
Статья: Конституционно-правовое регулирование использования цифровых технологий при осуществлении видеонаблюдения за выборами и референдумами
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<13> Постановление ЦИК РФ от 25.05.2011 N 12/133-6 "Об ускоренном техническом переоснащении избирательной системы Российской Федерации" // Вестник Центризбиркома РФ. 2011. N 8.
(Шапошников А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<13> Постановление ЦИК РФ от 25.05.2011 N 12/133-6 "Об ускоренном техническом переоснащении избирательной системы Российской Федерации" // Вестник Центризбиркома РФ. 2011. N 8.
Статья: Полномочия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по определению организационной основы муниципальных выборов: особенности регионального законодательства
(Макаров И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)<6> См.: Макарцев А.А. К вопросу об исключении муниципальных избирательных комиссий из российской избирательной системы // Гражданин. Выборы. Власть. 2022. N 4. С. 77.
(Макаров И.И.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)<6> См.: Макарцев А.А. К вопросу об исключении муниципальных избирательных комиссий из российской избирательной системы // Гражданин. Выборы. Власть. 2022. N 4. С. 77.
Статья: Рискогенные факторы избирательного процесса в современной России
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Одним из наиболее серьезных рискогенных факторов, с особой остротой проявившихся в ходе прошедшей в декабре - марте 2024 г. избирательной кампании по выборам Президента РФ, является фактор внешнего насилия, давления, прямых угроз со стороны соседней Украины, попыток дестабилизации российской избирательной системы. Организация и проведение выборов в условиях специальной военной операции потребовала предельного напряжения морально-волевых качеств организаторов выборов, мобилизации духовно-нравственного потенциала членов избирательных комиссий и избирателей. Главным требованием и разумным принципом правового регулирования электоральных отношений в настоящий момент является безопасность. Несмотря на различные виды безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <10>, приоритет следует отдавать безопасности личности, защите жизни и здоровья граждан Российской Федерации, так как высшей ценностью, согласно Конституции, в нашей стране является человек, его права и свободы.
(Ерыгина В.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Одним из наиболее серьезных рискогенных факторов, с особой остротой проявившихся в ходе прошедшей в декабре - марте 2024 г. избирательной кампании по выборам Президента РФ, является фактор внешнего насилия, давления, прямых угроз со стороны соседней Украины, попыток дестабилизации российской избирательной системы. Организация и проведение выборов в условиях специальной военной операции потребовала предельного напряжения морально-волевых качеств организаторов выборов, мобилизации духовно-нравственного потенциала членов избирательных комиссий и избирателей. Главным требованием и разумным принципом правового регулирования электоральных отношений в настоящий момент является безопасность. Несмотря на различные виды безопасности, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" <10>, приоритет следует отдавать безопасности личности, защите жизни и здоровья граждан Российской Федерации, так как высшей ценностью, согласно Конституции, в нашей стране является человек, его права и свободы.
Статья: Дистанционное электронное голосование: исторический опыт России
(Ржановский В.А.)
("Закон", 2023, N 2)В качестве причин отказа от использования в ходе электронного голосования дисков (ДЭО) А.Ю. Цаплин называл отсутствие гарантий систем безопасности, препятствующих защите дисков от копирования. Автор полагает, что указанные диски ничем не отличаются от дисков с иным содержанием (музыка, видео, программное обеспечение), а потому могут быть подвергнуты незаконной перенастройке и копированию. По мнению автора, избирательная система России не готова к принятию ДЭГ, хотя проблемы соблюдения принципов выборов, технические аспекты безопасности, бесперебойной работы не являются неразрешимыми и успешная реализация ДЭГ возможна в будущем <8>.
(Ржановский В.А.)
("Закон", 2023, N 2)В качестве причин отказа от использования в ходе электронного голосования дисков (ДЭО) А.Ю. Цаплин называл отсутствие гарантий систем безопасности, препятствующих защите дисков от копирования. Автор полагает, что указанные диски ничем не отличаются от дисков с иным содержанием (музыка, видео, программное обеспечение), а потому могут быть подвергнуты незаконной перенастройке и копированию. По мнению автора, избирательная система России не готова к принятию ДЭГ, хотя проблемы соблюдения принципов выборов, технические аспекты безопасности, бесперебойной работы не являются неразрешимыми и успешная реализация ДЭГ возможна в будущем <8>.
Статья: Конституционное регулирование выборов: сравнительный анализ коэффициента заинтересованности законодателя (на примере Российской Федерации и стран ближнего зарубежья)
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)<2> См.: Авакьян С.А. Размышления конституционалиста. Избранные статьи. М.: Издательство Московского университета, 2010; Алексеев Р.А. Типы современных конституций: сравнительный подход // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. N 4 (14). С. 78 - 104; Ваславский Я.И. Конституционные условия для демократии. Сравнительный анализ. М.: МГИМО-Университет, 2008; Зражевская Т.Д. Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы Российской Федерации // Право и власть. 2001. N 1. С. 24 - 35; Минникес И.А. Конституция Российской Федерации и Конституция Монголии: сравнительный анализ в аспекте индивидуального правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 8. С. 35 - 38; Подшивалов В.Е. Правовое регулирование выборов референдумов в конституциях (уставах) субъектов РФ // Вестник института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского. 2010. N 2 (5). С. 7 - 21; Сарпеков Р.К. Конституционная реформа как основной пойнт перезапуска политической системы Казахстана // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2022. N 2 (69). С. 13 - 21; Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Гасанова К.К. Конституционная основа электоральной культуры Китайской Народной Республики // Вестник Московского университета МВД. 2014. N 5. С. 69 - 75.
(Минникес И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)<2> См.: Авакьян С.А. Размышления конституционалиста. Избранные статьи. М.: Издательство Московского университета, 2010; Алексеев Р.А. Типы современных конституций: сравнительный подход // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. N 4 (14). С. 78 - 104; Ваславский Я.И. Конституционные условия для демократии. Сравнительный анализ. М.: МГИМО-Университет, 2008; Зражевская Т.Д. Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы Российской Федерации // Право и власть. 2001. N 1. С. 24 - 35; Минникес И.А. Конституция Российской Федерации и Конституция Монголии: сравнительный анализ в аспекте индивидуального правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 8. С. 35 - 38; Подшивалов В.Е. Правовое регулирование выборов референдумов в конституциях (уставах) субъектов РФ // Вестник института законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского. 2010. N 2 (5). С. 7 - 21; Сарпеков Р.К. Конституционная реформа как основной пойнт перезапуска политической системы Казахстана // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2022. N 2 (69). С. 13 - 21; Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Гасанова К.К. Конституционная основа электоральной культуры Китайской Народной Республики // Вестник Московского университета МВД. 2014. N 5. С. 69 - 75.