Июль приБоры учета электроэнергии
Подборка наиболее важных документов по запросу Июль приБоры учета электроэнергии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.08.2023 по делу N 88-18931/2023 (УИД 03RS0010-01-2022-002553-79)
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности на помещение.
Обстоятельства: Истец указал, что, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным жилым домом в течение 33 лет. Он уплачивает коммунальные платежи за спорное помещение, несет расходы по его содержанию, установке приборов учета и несет другие расходы. Право собственности на дом за кем-либо не зарегистрировано, прежний собственник неизвестен.
Решение: Отказано.Представленные истцом платежные документы об оплате коммунальных услуг за июль 2020 года, акт установки прибора учета электроэнергии от 21.08.2017 года и акт проверки прибора учета от 14.05.2018 года, не подтверждают непрерывное, давностное владение истцом спорным объектом в течение 18 лет (15 лет + 3 года). Иных доказательств отношения к спорному имуществу, как собственному, доказательств в подтверждение доводов о несении расходов по содержанию, ремонту спорного имущества, оплате коммунальных платежей с 1989 года по настоящее время в материалах дела не имеется.
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности на помещение.
Обстоятельства: Истец указал, что, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным жилым домом в течение 33 лет. Он уплачивает коммунальные платежи за спорное помещение, несет расходы по его содержанию, установке приборов учета и несет другие расходы. Право собственности на дом за кем-либо не зарегистрировано, прежний собственник неизвестен.
Решение: Отказано.Представленные истцом платежные документы об оплате коммунальных услуг за июль 2020 года, акт установки прибора учета электроэнергии от 21.08.2017 года и акт проверки прибора учета от 14.05.2018 года, не подтверждают непрерывное, давностное владение истцом спорным объектом в течение 18 лет (15 лет + 3 года). Иных доказательств отношения к спорному имуществу, как собственному, доказательств в подтверждение доводов о несении расходов по содержанию, ремонту спорного имущества, оплате коммунальных платежей с 1989 года по настоящее время в материалах дела не имеется.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 15.06.2023 по делу N 88-19797/2023 (УИД 61RS0008-01-2022-002355-08)
Категория спора: Дачные некоммерческие объединения.
Требования заявителя: О признании незаконным требования о погашении задолженности.
Обстоятельства: Истец считает незаконным отнесение на его счет долгов предыдущих собственников.
Решение: Отказано.В свою очередь, ответчиком суду была представлена абонентская карточка предыдущего владельца участка, согласно которой участок был присоединен к электросетям в 1995 году. Актом проведения обследования и проверки состояния и показаний приборов учета от 22 июля 2022 года, составленного с участием представителя ФИО15., установлено, что домовладение на участке N 2-247 присоединено к электросетям. Согласно, представленному листку начислений за потребленную электроэнергию за период с сентября 2020 года по июль 2022 года расход электроэнергии согласно показаниям прибора учета составил 5225 кВт (12040 кВт - 6816 кВт), что доказывает наличие электроэнергии в сети домовладения принадлежащего истцу, а также опровергает довод истца о создании препятствий ответчиком в пользовании электроэнергией.
Категория спора: Дачные некоммерческие объединения.
Требования заявителя: О признании незаконным требования о погашении задолженности.
Обстоятельства: Истец считает незаконным отнесение на его счет долгов предыдущих собственников.
Решение: Отказано.В свою очередь, ответчиком суду была представлена абонентская карточка предыдущего владельца участка, согласно которой участок был присоединен к электросетям в 1995 году. Актом проведения обследования и проверки состояния и показаний приборов учета от 22 июля 2022 года, составленного с участием представителя ФИО15., установлено, что домовладение на участке N 2-247 присоединено к электросетям. Согласно, представленному листку начислений за потребленную электроэнергию за период с сентября 2020 года по июль 2022 года расход электроэнергии согласно показаниям прибора учета составил 5225 кВт (12040 кВт - 6816 кВт), что доказывает наличие электроэнергии в сети домовладения принадлежащего истцу, а также опровергает довод истца о создании препятствий ответчиком в пользовании электроэнергией.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О некоторых вопросах рассмотрения споров, связанных с поставкой коммунальных ресурсов на общедомовые нужды многоквартирных жилых домов
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Суд округа поддержал выводы апелляционного суда, указав на то, что, исходя из буквального содержания нормы подпункта "г" пункта 59 Правил N 354, ее действие распространяется как на случаи выхода из строя (неисправности) индивидуальных приборов учета, так и непредставления их показаний в установленные сроки, если указанные события наступили после 1 июля 2020 года; непредставление показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии имело место после 1 июля 2020 года, положения подпункта "б" пункта 59 Правил N 354 не подлежали применению в рассматриваемом деле, расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению должен производиться в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354 исходя из среднемесячного потребления (Постановление АС СЗО от 08.05.2024).
(Бобарыкина О.А.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Суд округа поддержал выводы апелляционного суда, указав на то, что, исходя из буквального содержания нормы подпункта "г" пункта 59 Правил N 354, ее действие распространяется как на случаи выхода из строя (неисправности) индивидуальных приборов учета, так и непредставления их показаний в установленные сроки, если указанные события наступили после 1 июля 2020 года; непредставление показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии имело место после 1 июля 2020 года, положения подпункта "б" пункта 59 Правил N 354 не подлежали применению в рассматриваемом деле, расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению должен производиться в соответствии с подпунктом "г" пункта 59 Правил N 354 исходя из среднемесячного потребления (Постановление АС СЗО от 08.05.2024).
Статья: Расчет коммунальных услуг в случае неисправности прибора учета
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- если выход из строя прибора учета наступил до 1 июля 2020 г. и потребитель не заменил прибор учета, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации прибора учета, плата за электроснабжение определяется исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного в установленном Правилами N 354 порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- если выход из строя прибора учета наступил до 1 июля 2020 г. и потребитель не заменил прибор учета, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации прибора учета, плата за электроснабжение определяется исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного в установленном Правилами N 354 порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
(ред. от 07.03.2025)
"О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"
(вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов")г) в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 г., - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) настоящих Правил) наступили до 1 июля 2020 г. и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 г. и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном настоящими Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
Постановление Правительства РФ от 29.07.2023 N 1230
(ред. от 15.10.2025)
"Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
(вместе с "Положением об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области")При вводе в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении точек поставки, объем потребления электрической энергии в которых определялся на основании уведомления потребителя или в его отсутствие - в соответствии с настоящим пунктом, объем потребления электрической энергии, определенный на основании указанного уведомления или в его отсутствие, подлежит перерасчету исходя из разницы между объемом потребления электрической энергии, указанным в уведомлении, или в его отсутствие - нулем, и средним арифметическим значением объема потребления электрической энергии, определенным на основании показаний приборов учета электрической энергии за 3 расчетных периода, следующих друг за другом после ввода в эксплуатацию указанных приборов учета электрической энергии, если иное не предусмотрено настоящим абзацем. Перерасчет объема потребления электрической энергии в соответствии с настоящим абзацем осуществляется в отношении расчетных периодов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают 60 дней со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2023 г. N 1230, до даты ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении указанных точек поставки, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню ввода прибора учета в эксплуатацию. В случае если отклонение указанного в настоящем абзаце среднего арифметического значения объемов потребления электрической энергии, определенных на основании показаний приборов учета электрической энергии, от среднего арифметического значения объемов потребления электрической энергии, указанных в уведомлениях, рассчитанного с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают 60 дней со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2023 г. N 1230, до даты ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении указанных точек поставки, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню ввода прибора учета в эксплуатацию, составляет не более 15 процентов, перерасчет объема потребления электрической энергии в таких точках поставки не производится.
(ред. от 15.10.2025)
"Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"
(вместе с "Положением об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области")При вводе в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении точек поставки, объем потребления электрической энергии в которых определялся на основании уведомления потребителя или в его отсутствие - в соответствии с настоящим пунктом, объем потребления электрической энергии, определенный на основании указанного уведомления или в его отсутствие, подлежит перерасчету исходя из разницы между объемом потребления электрической энергии, указанным в уведомлении, или в его отсутствие - нулем, и средним арифметическим значением объема потребления электрической энергии, определенным на основании показаний приборов учета электрической энергии за 3 расчетных периода, следующих друг за другом после ввода в эксплуатацию указанных приборов учета электрической энергии, если иное не предусмотрено настоящим абзацем. Перерасчет объема потребления электрической энергии в соответствии с настоящим абзацем осуществляется в отношении расчетных периодов с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают 60 дней со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2023 г. N 1230, до даты ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении указанных точек поставки, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню ввода прибора учета в эксплуатацию. В случае если отклонение указанного в настоящем абзаце среднего арифметического значения объемов потребления электрической энергии, определенных на основании показаний приборов учета электрической энергии, от среднего арифметического значения объемов потребления электрической энергии, указанных в уведомлениях, рассчитанного с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекают 60 дней со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2023 г. N 1230, до даты ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в отношении указанных точек поставки, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню ввода прибора учета в эксплуатацию, составляет не более 15 процентов, перерасчет объема потребления электрической энергии в таких точках поставки не производится.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Период допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Период допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию
Вопрос: В каком порядке устанавливаются общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До 1 июля 2012 г. обязанность по оснащению домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении. Если данная обязанность собственниками помещений в МКД не исполнена, дома оснащают счетчиками ресурсоснабжающие организации. Собственники же должны обеспечить допуск этих организаций к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку и не препятствовать вводу счетчиков в эксплуатацию (ч. 5, 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)До 1 июля 2012 г. обязанность по оснащению домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Закона об энергосбережении. Если данная обязанность собственниками помещений в МКД не исполнена, дома оснащают счетчиками ресурсоснабжающие организации. Собственники же должны обеспечить допуск этих организаций к местам установки приборов учета, оплатить им расходы на установку и не препятствовать вводу счетчиков в эксплуатацию (ч. 5, 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).
Статья: Повышение энергоустойчивости субъекта Российской Федерации для обеспечения энергетической безопасности и экономического развития
(Мисерханов Л.Х., Эзирбаев Т.Б., Турлуев Р.А.-В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)На положительной динамике по оплате населением за коммунальные услуги и, в частности, за энергоносители в первую очередь сказалось улучшение социально-экономической ситуации в республике и динамичное снижение уровня безработицы за счет проводимой руководством региона работы. Это было связано частично с тем, что потребители стали экономнее подходить к расходу энергоресурсов, установили счетчики учета газа и электроэнергии, с другой стороны, энергоснабжающие организации приняли меры по снижению потерь при поставках.
(Мисерханов Л.Х., Эзирбаев Т.Б., Турлуев Р.А.-В.)
("Предпринимательское право", 2024, N 4)На положительной динамике по оплате населением за коммунальные услуги и, в частности, за энергоносители в первую очередь сказалось улучшение социально-экономической ситуации в республике и динамичное снижение уровня безработицы за счет проводимой руководством региона работы. Это было связано частично с тем, что потребители стали экономнее подходить к расходу энергоресурсов, установили счетчики учета газа и электроэнергии, с другой стороны, энергоснабжающие организации приняли меры по снижению потерь при поставках.
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Таким образом, при рассмотрении данной категории дел суду необходимо оценить доказательства, представленные как взыскателем (гарантирующим поставщиком или сетевой организацией), так и должником (потребителем, покупателем электрической энергии). Ни одно из доказательств (акт проверки исправности прибора учета, акт поверки счетчика) не имеет большей доказательственной силы; доказательства надлежит оценивать в совокупности;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Таким образом, при рассмотрении данной категории дел суду необходимо оценить доказательства, представленные как взыскателем (гарантирующим поставщиком или сетевой организацией), так и должником (потребителем, покупателем электрической энергии). Ни одно из доказательств (акт проверки исправности прибора учета, акт поверки счетчика) не имеет большей доказательственной силы; доказательства надлежит оценивать в совокупности;