Истребование карточек бухгалтерских счетов
Подборка наиболее важных документов по запросу Истребование карточек бухгалтерских счетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 126 "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик был привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление бухгалтерских документов (карточек счета 50), истребованных в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Суд указал, что налогоплательщик был обязан представить регистры бухгалтерского учета по требованию налогового органа, поскольку в силу подп. 8 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 54 НК РФ они необходимы для исчисления и исполнения налоговых обязательств. Однако суд признал решение налогового органа недействительным, поскольку общество уже было привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ, что подтверждается вступившим в законную силу судебным решением. В отношении довода налогового органа о наличии у него права в случае непредставления налогоплательщиком по требованию документов истребовать те же самые документы повторно суд указал, что, не представив документы по двум требованиям, налогоплательщик совершил одно правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 108 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик был привлечен к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление бухгалтерских документов (карточек счета 50), истребованных в порядке, установленном ст. 93 НК РФ. Суд указал, что налогоплательщик был обязан представить регистры бухгалтерского учета по требованию налогового органа, поскольку в силу подп. 8 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 54 НК РФ они необходимы для исчисления и исполнения налоговых обязательств. Однако суд признал решение налогового органа недействительным, поскольку общество уже было привлечено к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ, что подтверждается вступившим в законную силу судебным решением. В отношении довода налогового органа о наличии у него права в случае непредставления налогоплательщиком по требованию документов истребовать те же самые документы повторно суд указал, что, не представив документы по двум требованиям, налогоплательщик совершил одно правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 108 НК РФ налогоплательщик не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения.
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры, связанные с обменом документами и информацией с налоговыми органами: Проверяемое лицо оспаривает требование Налогового органа о представлении документов (действия по их истребованию)
(КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать: Практике известны случаи, когда суды признавали правомерным истребование у Проверяемого лица данных синтетического и аналитического учета бухгалтерских счетов, в том числе счета 41 "Товары", при камеральной проверке декларации по НДС >>>
(КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать: Практике известны случаи, когда суды признавали правомерным истребование у Проверяемого лица данных синтетического и аналитического учета бухгалтерских счетов, в том числе счета 41 "Товары", при камеральной проверке декларации по НДС >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Могут ли налоговики истребовать документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля?
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 40)Апелляция и кассация также признали правомерными действия инспекции по истребованию у компании карточек бухгалтерских счетов. Статья 93 НК РФ не содержит каких-либо исключений относительно состава документов и информации (перечень не конкретизирован), а также ограничений полномочий налогового органа, проводящего налоговую проверку. Законодательство о налогах и сборах не содержит перечня документов, которые налогоплательщик обязан вести в целях налогового учета. Вместе с тем положения подп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета. Изучение карточек счетов необходимо было для подтверждения или опровержения выводов, изложенных инспекцией в акте. Поскольку запрашиваемые документы не были представлены компанией, у инспекции имелись правовые основания для привлечения компании к ответственности.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 40)Апелляция и кассация также признали правомерными действия инспекции по истребованию у компании карточек бухгалтерских счетов. Статья 93 НК РФ не содержит каких-либо исключений относительно состава документов и информации (перечень не конкретизирован), а также ограничений полномочий налогового органа, проводящего налоговую проверку. Законодательство о налогах и сборах не содержит перечня документов, которые налогоплательщик обязан вести в целях налогового учета. Вместе с тем положения подп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета. Изучение карточек счетов необходимо было для подтверждения или опровержения выводов, изложенных инспекцией в акте. Поскольку запрашиваемые документы не были представлены компанией, у инспекции имелись правовые основания для привлечения компании к ответственности.
Статья: О несоблюдении организацией годичного срока, в течение которого может быть заявлен вычет по НДС, - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 5)Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении УСН в связи с использованием обществом схемы ухода от общей системы налогообложения путем дробления бизнеса. По мнению налоговой, организация привлекала взаимозависимую организацию. Суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом получения заявителем дохода, превышающего доход, установленный для целей применения УСН. Инспекция не представила доказательств наличия признаков недобросовестности в действиях самого налогоплательщика, а также признаков согласованных действий организации и ее контрагента, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. При проведении проверки налоговый орган не истребовал у заявителя первичные документы по данным контрагентам-покупателям и бухгалтерские документы (карточки счета и оборотно-сальдовые ведомости). Не истребованы данные документы и у покупателей. Первичные документы, подтверждающие правильность расчета инспекции, в материалах проверки отсутствуют, что привело к невозможности проверить правильность произведенных налоговым органом доначислений. Инспекция неправомерно вдвое завысила базу НДС и налога на прибыль. Каждое из спорных обществ являлось самостоятельным субъектом налоговых отношений: они самостоятельно исполняли обязательства в рамках уставной деятельности, самостоятельно вели учет своих доходов и расходов, исчисляли налоги и представляли отчетность. Выявленная неполнота проведенной проверки не может быть восполнена в рамках судебного разбирательства. Заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 5)Инспекция пришла к выводу о неправомерном применении УСН в связи с использованием обществом схемы ухода от общей системы налогообложения путем дробления бизнеса. По мнению налоговой, организация привлекала взаимозависимую организацию. Суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом получения заявителем дохода, превышающего доход, установленный для целей применения УСН. Инспекция не представила доказательств наличия признаков недобросовестности в действиях самого налогоплательщика, а также признаков согласованных действий организации и ее контрагента, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды. При проведении проверки налоговый орган не истребовал у заявителя первичные документы по данным контрагентам-покупателям и бухгалтерские документы (карточки счета и оборотно-сальдовые ведомости). Не истребованы данные документы и у покупателей. Первичные документы, подтверждающие правильность расчета инспекции, в материалах проверки отсутствуют, что привело к невозможности проверить правильность произведенных налоговым органом доначислений. Инспекция неправомерно вдвое завысила базу НДС и налога на прибыль. Каждое из спорных обществ являлось самостоятельным субъектом налоговых отношений: они самостоятельно исполняли обязательства в рамках уставной деятельности, самостоятельно вели учет своих доходов и расходов, исчисляли налоги и представляли отчетность. Выявленная неполнота проведенной проверки не может быть восполнена в рамках судебного разбирательства. Заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд, признавая позицию налогоплательщика частично обоснованной, указал на то, что при проведении выездной проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета. В связи с этим суд отклонил доводы налогоплательщика об отсутствии обязанности по представлению оборотно-сальдовых ведомостей и карточек счетов.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)Суд, признавая позицию налогоплательщика частично обоснованной, указал на то, что при проведении выездной проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета. В связи с этим суд отклонил доводы налогоплательщика об отсутствии обязанности по представлению оборотно-сальдовых ведомостей и карточек счетов.
Статья: Истребование документов в ходе налоговой проверки
(Иванова И.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)Таким образом, в ходе выездной проверки налогоплательщику не следует игнорировать требования налогового органа о представлении оборотно-сальдовых ведомостей, карточек счетов и иных регистров бухгалтерского учета. Иначе возникнет риск наложения штрафа по ст. 126 НК РФ.
(Иванова И.Е.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)Таким образом, в ходе выездной проверки налогоплательщику не следует игнорировать требования налогового органа о представлении оборотно-сальдовых ведомостей, карточек счетов и иных регистров бухгалтерского учета. Иначе возникнет риск наложения штрафа по ст. 126 НК РФ.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Можно ли оштрафовать за непредставление документов, предусмотренных бухгалтерским, а не налоговым законодательством
(КонсультантПлюс, 2025)Суд признал обоснованным привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление затребованных карточек бухгалтерских счетов. В налоговом законодательстве не конкретизированы документы, которые налоговый орган вправе истребовать. Он может запросить документы, содержащие информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика. Инспекция имеет право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке в соответствии с учетной политикой.
Можно ли оштрафовать за непредставление документов, предусмотренных бухгалтерским, а не налоговым законодательством
(КонсультантПлюс, 2025)Суд признал обоснованным привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление затребованных карточек бухгалтерских счетов. В налоговом законодательстве не конкретизированы документы, которые налоговый орган вправе истребовать. Он может запросить документы, содержащие информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика. Инспекция имеет право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке в соответствии с учетной политикой.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Можно ли привлечь к ответственности за непредставление регистров бухгалтерского учета, если учетной политикой не предусмотрено их составление
(КонсультантПлюс, 2025)Суд признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление карточек бухгалтерского счета по расчетам с контрагентами, оборотно-сальдовых ведомостей, анализа бухгалтерского счета. Составление этих документов носит рекомендательный характер, применяемые организациями счета и регистры бухгалтерского учета устанавливаются в учетной политике. Учетной политикой налогоплательщика в проверяемый период не предусматривалось ведение им регистров бухгалтерского учета, истребованных для проведения проверки.
Можно ли привлечь к ответственности за непредставление регистров бухгалтерского учета, если учетной политикой не предусмотрено их составление
(КонсультантПлюс, 2025)Суд признал неправомерным привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление карточек бухгалтерского счета по расчетам с контрагентами, оборотно-сальдовых ведомостей, анализа бухгалтерского счета. Составление этих документов носит рекомендательный характер, применяемые организациями счета и регистры бухгалтерского учета устанавливаются в учетной политике. Учетной политикой налогоплательщика в проверяемый период не предусматривалось ведение им регистров бухгалтерского учета, истребованных для проведения проверки.
Энциклопедия спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Вправе ли инспекция истребовать документы, не предусмотренные налоговым или бухгалтерским законодательством
(КонсультантПлюс, 2025)Установлено, что в рамках проверки инспекция истребовала у налогоплательщика, в частности, анализ счета "Товары" N 41, карточку бухгалтерских счетов N 41 "Товары", оборотно-сальдовые ведомости. Суды пришли к выводу, что законодательство о налогах и сборах не предусматривает представления данных документов и они не имеют отношения к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику. Следовательно, оспариваемое требование не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы организации.
Вправе ли инспекция истребовать документы, не предусмотренные налоговым или бухгалтерским законодательством
(КонсультантПлюс, 2025)Установлено, что в рамках проверки инспекция истребовала у налогоплательщика, в частности, анализ счета "Товары" N 41, карточку бухгалтерских счетов N 41 "Товары", оборотно-сальдовые ведомости. Суды пришли к выводу, что законодательство о налогах и сборах не предусматривает представления данных документов и они не имеют отношения к конкретным операциям, по которым у инспекции возникли вопросы к налогоплательщику. Следовательно, оспариваемое требование не соответствует законодательству, нарушает права и законные интересы организации.
Статья: Как оспорить штраф за непредставление документов налоговикам
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)В то же время суды нередко лояльно относятся к истребованию договоров и иных документов по сделкам, как содержащим сведения, необходимые для исчисления налогов. А также соглашаются с правомерностью истребования данных регистров бухгалтерского и налогового учета.
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)В то же время суды нередко лояльно относятся к истребованию договоров и иных документов по сделкам, как содержащим сведения, необходимые для исчисления налогов. А также соглашаются с правомерностью истребования данных регистров бухгалтерского и налогового учета.