История автОрского права
Подборка наиболее важных документов по запросу История автОрского права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Персонаж как объект авторско-правовой охраны в законодательстве России"
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)§ 1. История развития авторского права
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)§ 1. История развития авторского права
Статья: На пути к балансу между охраной имущественных прав и свободой творчества (исторический анализ зарубежного развития института производных произведений)
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)Если Англия вписала себя в историю авторского права как первая страна, принявшая первый закон в этой области, а Германия известна своими философами (Фихте, Кант, Гегель) <48> и юристами (Коллер) <49>, которые заложили теоретические основания и фактически довели учение об авторском праве до его современного состояния, то Францию можно назвать первым местом, в котором авторы начали защищать свои права в судебном порядке еще задолго до появления французского законодательства в этой сфере <50>.
(Никифоров А.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)Если Англия вписала себя в историю авторского права как первая страна, принявшая первый закон в этой области, а Германия известна своими философами (Фихте, Кант, Гегель) <48> и юристами (Коллер) <49>, которые заложили теоретические основания и фактически довели учение об авторском праве до его современного состояния, то Францию можно назвать первым местом, в котором авторы начали защищать свои права в судебном порядке еще задолго до появления французского законодательства в этой сфере <50>.
Статья: Иммунитет авторских прав: прошлое, настоящее, будущее
(Кастерин Н.А.)
("Закон", 2024, N 10)<37> Именно это является очевидным достоинством дуалистической системы, позволяющей в любом случае сохранить за автором авторство, контроль над содержанием произведения и определением момента его опубликования. Как показывает история развития авторского права, моральные права способствовали возможности отчуждения имущественных прав на произведение без перехода неограниченного (в вещном понимании) господства правообладателя над произведением. Драйвером дискуссии о моральных правах стали сложные казусы, возникающие в случае развода, смерти или банкротства автора. См.: Baldwin P. The Copyright Wars. Princeton University Press, 2014. P. 99 - 103.
(Кастерин Н.А.)
("Закон", 2024, N 10)<37> Именно это является очевидным достоинством дуалистической системы, позволяющей в любом случае сохранить за автором авторство, контроль над содержанием произведения и определением момента его опубликования. Как показывает история развития авторского права, моральные права способствовали возможности отчуждения имущественных прав на произведение без перехода неограниченного (в вещном понимании) господства правообладателя над произведением. Драйвером дискуссии о моральных правах стали сложные казусы, возникающие в случае развода, смерти или банкротства автора. См.: Baldwin P. The Copyright Wars. Princeton University Press, 2014. P. 99 - 103.
Статья: Авторское право на фотографические произведения в Российской империи XIX - XX веков
(Вершинин А.П., Байер Е.М.)
("Закон", 2024, N 5)Ключевые слова: авторское право, история авторского права, фотографические произведения, регистрация, С.М. Прокудин-Горский, П.И. Севастьянов.
(Вершинин А.П., Байер Е.М.)
("Закон", 2024, N 5)Ключевые слова: авторское право, история авторского права, фотографические произведения, регистрация, С.М. Прокудин-Горский, П.И. Севастьянов.
"Защита авторских и смежных прав"
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)В ходе лекций и семинаров по спецкурсу приходилось постоянно обращаться к исходным пунктам авторского права и смежных прав (базовые понятия, история, функции, принципы и т.д.), к особенностям субъектного и объектного составов, системе интеллектуальных прав, авторским и смежным с ними договорам. Перечисленные темы не охватываются предметными рамками данной публикации, но могут затрагиваться для всестороннего освещения основного содержания.
(Братусь Д.А.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2024)В ходе лекций и семинаров по спецкурсу приходилось постоянно обращаться к исходным пунктам авторского права и смежных прав (базовые понятия, история, функции, принципы и т.д.), к особенностям субъектного и объектного составов, системе интеллектуальных прав, авторским и смежным с ними договорам. Перечисленные темы не охватываются предметными рамками данной публикации, но могут затрагиваться для всестороннего освещения основного содержания.
Статья: Значение лицензий Creative Commons для эволюции авторских прав в трансграничных отношениях
(Москаленко И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)История авторского права начинается с изобретения печати в Европе. С момента изобретения в XV в. И. Гутенбергом печатного станка примерно за 50 лет в 206 европейских городах было основано 1 100 типографий, которые за этот период выпустили в свет более 40 тыс. изданий общим тиражом 10 - 12 млн экземпляров <1>. Именно массовое распространение книг стало предпосылкой возникновения необходимости создания правовых актов, регулирующих сферу отношений, относимых к авторскому праву.
(Москаленко И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)История авторского права начинается с изобретения печати в Европе. С момента изобретения в XV в. И. Гутенбергом печатного станка примерно за 50 лет в 206 европейских городах было основано 1 100 типографий, которые за этот период выпустили в свет более 40 тыс. изданий общим тиражом 10 - 12 млн экземпляров <1>. Именно массовое распространение книг стало предпосылкой возникновения необходимости создания правовых актов, регулирующих сферу отношений, относимых к авторскому праву.
Статья: О развитии авторского права на фотографические произведения в доцифровую эпоху: советский период
(Вершинин А.П.)
("Закон", 2024, N 11)Ключевые слова: авторское право, история советского авторского права, фотографические произведения, деформация исключительных прав, информационные технологии.
(Вершинин А.П.)
("Закон", 2024, N 11)Ключевые слова: авторское право, история советского авторского права, фотографические произведения, деформация исключительных прав, информационные технологии.
Статья: О договорном механизме приобретения права на использование элементов образа физического лица
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Широта содержания личного неимущественного права, многообразие входящих в содержание этого права возможностей, в частности, означают, что обладатель этого права может создавать такие имущественные права, которые еще не предусмотрены специальными нормами гражданского законодательства; к ним в таком случае будут применяться общие нормы гражданского права об основаниях возникновения гражданских правоотношений (ст. 8 ГК), об осуществлении и защите гражданских прав (ст. 9, 10, 12 ГК). Е.Г. Комиссарова отмечает, что "дозволительный характер гражданско-правового регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, которые вообще не предусмотрены ни в одной правовой норме" <60>. С этим выводом можно согласиться частично и обратить внимание на то, что право на использование элементов образа можно признать непоименованным (не предусмотренным законом), тем не менее к нему применяются общие нормы гражданского права, в том числе нормы-принципы. Отдельным пока не разрешенным вопросом остается вопрос о том, можно ли по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) применять нормы об интеллектуальных правах для восполнения пробелов в регулировании отношений по поводу прав на использование элементов образа. Например, Т. Синодину пишет, что история правового регулирования отношений по поводу образа гражданина повторяет некоторые ключевые пункты истории развития авторских прав, так что при регулировании отношений по поводу образа законодатель может, по ее мнению, "черпать вдохновение" в нормах авторского права <61>. А.Е. Шерстобитов отмечает, что есть сходство гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений и отношений по созданию и использованию результатов творческой деятельности <62>. Представляется, что аналогия, проведенная с учетом специфики регулируемых отношений, могла бы стать полезной для регулирования новых общественных отношений по использованию элементов образа. Например, при ответе на вопрос о том, можно ли считать результатом творческой деятельности видео, созданное посредством искусственного синтеза изображения и голоса (известная технология "дипфейк" <63>), следует исходить из того, что условием возникновения интеллектуальных прав, созданных посредством технологии дипфейк, является соблюдение права на изображение (ст. 152.1 ГК) и права на образ как личных нематериальных благ граждан, чьи изображения, голоса или иные элементы образа использовались. Такой вывод можно обосновать и общим правилом о недопустимости извлечения выгод из недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК), и применением по аналогии п. 3 ст. 1260 ГК. В итоге следует заключить, что исключительное право на произведение, созданное с использованием технологии дипфейк, возникает при условии соблюдения личных нематериальных прав. При этом, безусловно, важно, чтобы деятельность лица, претендующего на возникновение авторских прав, имела творческий характер, а не сводилась сугубо к техническим операциям <64>.
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Широта содержания личного неимущественного права, многообразие входящих в содержание этого права возможностей, в частности, означают, что обладатель этого права может создавать такие имущественные права, которые еще не предусмотрены специальными нормами гражданского законодательства; к ним в таком случае будут применяться общие нормы гражданского права об основаниях возникновения гражданских правоотношений (ст. 8 ГК), об осуществлении и защите гражданских прав (ст. 9, 10, 12 ГК). Е.Г. Комиссарова отмечает, что "дозволительный характер гражданско-правового регулирования, рассчитанный на инициативу участников, заранее предполагает возможность появления таких правоотношений, которые вообще не предусмотрены ни в одной правовой норме" <60>. С этим выводом можно согласиться частично и обратить внимание на то, что право на использование элементов образа можно признать непоименованным (не предусмотренным законом), тем не менее к нему применяются общие нормы гражданского права, в том числе нормы-принципы. Отдельным пока не разрешенным вопросом остается вопрос о том, можно ли по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) применять нормы об интеллектуальных правах для восполнения пробелов в регулировании отношений по поводу прав на использование элементов образа. Например, Т. Синодину пишет, что история правового регулирования отношений по поводу образа гражданина повторяет некоторые ключевые пункты истории развития авторских прав, так что при регулировании отношений по поводу образа законодатель может, по ее мнению, "черпать вдохновение" в нормах авторского права <61>. А.Е. Шерстобитов отмечает, что есть сходство гражданско-правового регулирования личных неимущественных отношений и отношений по созданию и использованию результатов творческой деятельности <62>. Представляется, что аналогия, проведенная с учетом специфики регулируемых отношений, могла бы стать полезной для регулирования новых общественных отношений по использованию элементов образа. Например, при ответе на вопрос о том, можно ли считать результатом творческой деятельности видео, созданное посредством искусственного синтеза изображения и голоса (известная технология "дипфейк" <63>), следует исходить из того, что условием возникновения интеллектуальных прав, созданных посредством технологии дипфейк, является соблюдение права на изображение (ст. 152.1 ГК) и права на образ как личных нематериальных благ граждан, чьи изображения, голоса или иные элементы образа использовались. Такой вывод можно обосновать и общим правилом о недопустимости извлечения выгод из недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК), и применением по аналогии п. 3 ст. 1260 ГК. В итоге следует заключить, что исключительное право на произведение, созданное с использованием технологии дипфейк, возникает при условии соблюдения личных нематериальных прав. При этом, безусловно, важно, чтобы деятельность лица, претендующего на возникновение авторских прав, имела творческий характер, а не сводилась сугубо к техническим операциям <64>.
Статья: Регулирование трансграничных авторских отношений между лицами России и Ирана (БРИКС)
(Луткова О.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)История развития авторского права в Иране. В силу особенностей религии и культуры это государство не имеет длительной истории авторского права. Однако ученые Ирана утверждают, что в форме "обычного права" интеллектуальная собственность признавалась и защищалась с давних времен, и ссылаются на исторические источники, например, на предисловие к книге исламского историка Масуди (IX - X вв.): "Если кто-либо исказит утверждение из моей книги или возьмет часть ее, которая влияет на смысл или изменяет биографию кого-либо, или напишет (добавит) часть сам, или резюмирует ее, или припишет авторство кому-то другому, или укажет, что кто-то был вовлечен в написание этой книги, пусть он примет на себя гнев Божий" <5>.
(Луткова О.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)История развития авторского права в Иране. В силу особенностей религии и культуры это государство не имеет длительной истории авторского права. Однако ученые Ирана утверждают, что в форме "обычного права" интеллектуальная собственность признавалась и защищалась с давних времен, и ссылаются на исторические источники, например, на предисловие к книге исламского историка Масуди (IX - X вв.): "Если кто-либо исказит утверждение из моей книги или возьмет часть ее, которая влияет на смысл или изменяет биографию кого-либо, или напишет (добавит) часть сам, или резюмирует ее, или припишет авторство кому-то другому, или укажет, что кто-то был вовлечен в написание этой книги, пусть он примет на себя гнев Божий" <5>.
Статья: Об объекте авторского права
(Гаврилов Э.П.)
("Патенты и лицензии", 2022, N 2)Автор статьи Э.П. Гаврилов - докт. юрид. наук, профессор-исследователь департамента частного права факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", анализирует историю и современное состояние вопроса об объекте авторского права.
(Гаврилов Э.П.)
("Патенты и лицензии", 2022, N 2)Автор статьи Э.П. Гаврилов - докт. юрид. наук, профессор-исследователь департамента частного права факультета права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", анализирует историю и современное состояние вопроса об объекте авторского права.
"Организационные авторские права"
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)<3> Слова, произнесенные в ходе дискуссии об истории авторского права на Европейско-Азиатском правовом конгрессе (IX сессия, Екатеринбург, 18 - 19.06.2015).
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)<3> Слова, произнесенные в ходе дискуссии об истории авторского права на Европейско-Азиатском правовом конгрессе (IX сессия, Екатеринбург, 18 - 19.06.2015).